САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

На пути к дальнейшей интеграции

Статья премьер-министра РФ Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», опубликованная в газете «Известия», и ответные статьи Президента Беларуси Александра Лукашенко и Президента Казахстана  Нурсултана Назарбаева вызвали широкий отклик в российском обществе, СМИ и в мире в целом. Редакция газеты «Союзное вече» провела заочный «круглый стол», предложив экспертам ответить на вопросы о новом интеграционном проекте для Евразии.

Статья премьер-министра РФ Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», опубликованная в газете «Известия», и ответные статьи Президента Беларуси Александра Лукашенко и Президента Казахстана  Нурсултана Назарбаева вызвали широкий отклик в российском обществе, СМИ и в мире в целом. Редакция газеты «Союзное вече» провела заочный «круглый стол», предложив экспертам ответить на вопросы о новом интеграционном проекте для Евразии.

1. Что, на ваш взгляд, принципиально нового в каждой из данных статей? Как соотносится проект Евразийского союза с уже существующими интеграционными структурами и не связано ли его появление с их неэффективностью?
2. Как вы считаете, почему данные статьи появились именно сегодня?
3. Каких практических шагов на пути к Евразийскому союзу стоит ожидать и какие из них, по вашему убеждению, необходимы в ближайшее время?

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук


1. Уже сам факт появления данных статей – это подтверждение тех партнерских договоренностей, которые были сделаны в свое время на высшем уровне. Со стороны Беларуси – это подтверждение того, что наша страна была и остается активным и заинтересованным сторонником интеграции на постсоветском пространстве.
Что касается России, то, пожалуй, впервые российское руководство совершенно четко и недвусмысленно заявило о том, что приоритетом для России является выстраивание тесной интеграции с ближайшими странами-соседями. И это очень важный момент, потому что без России никакое объединение между постсоветскими республиками невозможно в принципе. Потому что Россия – главный источник сырьевых ресурсов, основной рынок сбыта, концентрации трудовых и интеллектуальных ресурсов, лидер по золотовалютным резервам на постсоветском пространстве.
Александр Лукашенко в своей публикации заглядывает в отдаленную перспективу, говоря о возможности такого взаимодействия с Евросоюзом, которое привело бы в итоге к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. С точки зрения открывающихся возможностей это огромный шаг вперед. Безусловно, для этого нужен встречный интерес со стороны Европейского союза. Но, к сожалению, со времен «холодной войны» среди тамошних политиков сохраняются русофобские настроения. И на сегодняшний день их пока устраивает сложившаяся ситуация: они получают из России необходимые сырьевые ресурсы, а свои высокотехнологичные товары успешно продают на рынках стран СНГ, и у них нет никакого желания снимать все барьеры для тех товаров стран ТС, которые могут конкурировать на рынках Евросоюза с товарами самих европейских производителей.
Что касается корреляции Евразийского союза с уже существующими интеграционными структурами, то надо отметить, что на постсоветском пространстве продолжается процесс разноуровневой интеграции. Кто-то больше нуждается в военно-политическом объединении, как, например, Армения. Кто-то не прочь получить дивиденды от свободного доступа к конкретному рынку, но отнюдь не стремится к политической интеграции, как, например, Украина. То есть уже действующие интеграционные структуры имеют разные цели и задачи, объединяя государства по тем направлениям, по которым они готовы сближаться.  

2. В России начинается большой политический сезон – парламентские и президентские выборы. От руководства страны, претендентов на высший государственный пост избиратели ждут конкретной, понятной программы, в том числе по внешнеполитическим направлениям. Публикации дали избирателям ответ на ключевой вопрос: нужны ли дальнейшие попытки интегрироваться с Евросоюзом, который не стремится делать шаги навстречу, или все-таки более реалистичным является курс на интеграцию с теми государствами, которые согласны на сближение и проявляют к этому политическую волю?
Скоро знаковая дата – 20-летие распада СССР. И это не только время для подведения итогов: выиграли мы или проиграли. В основном это, конечно, негативные уроки. Важна перспектива. Необходимо проанализировать последствия глобализации для наших государств. И если мы по-прежнему будем бороться в одиночку в этом безжалостном, высококонкурентном мире, то политические и экономические риски останутся очень высоки для каждого постсоветского государства. Поэтому закономерно, что именно сейчас развернулась достаточно серьезная полемика о дальнейших судьбах интеграции на постсоветском пространстве.

3. Нужно искать новые способы, действенные механизмы и инструменты, чтобы к 2015 году Евразийский союз сформировался именно в той конфигурации, которая не вызовет отторжения и противодействия части элит, напуганной возможной утратой суверенных полномочий. Надо искать такие решения, которые будут убеждать в том, что Евразийский союз формируется ради усиления позиций каждого его участника. Очень важно не допустить прежних ошибок, детально изучить собственный опыт, практику других региональных объединений и просчитать возможные опасности с целью минимизации негативных последствий.  

Вадим ПОПОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики

1. Наконец-то Россия открыто и публично  определила свое ближайшее будущее во внешнеполитических отношениях. По сути дела, вопросы, бесплодно рассматривавшиеся с момента создания СНГ, получили реальную возможность своего решения. Интеграционный потенциал в рамках СНГ оказался невысоким, таковым он оставался до появления Союзного государства, когда темпы интеграционного сближения заметно ускорились. Позже появились ЕврАзЭС и ОДКБ.
Что же касается соотношения проекта Евразийского союза с уже существующими интеграционными структурами, я не думаю, что они будут препятствовать друг другу. И в статье Александра Лукашенко об этом четко говорится. Таможенный союз состоялся благодаря тому, что надежную и эффективную платформу для него подготовило Союзное государство. И дело не только в Таможенном кодексе. Это еще и вопросы равных прав в образовании, медицинском и социальном обслуживании, множество иных аспектов. В рамках Союзного государства они во многом решены.
Обратите внимание на симптоматичный факт: едва только закончился Совет глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге, как Киргизия подала заявку на вступление в Таможенный союз. Аналогичное желание высказал Таджикистан. Другие пока изучают. Поэтому я целиком разделяю позицию нашего президента: Таможенный союз послужит притягательным моментом, ориентиром для других государств.

2. Новое в статьях – сам факт их появления. Причем появления именно в тот момент, когда мы готовы перейти к следующему шагу – ЕЭП. Это очень важное заявление руководителей государств.
Прозвучи эти заявления после нового года, они не имели бы нынешнего эффекта. Именно сегодня формируются правовые документы и финансовые показатели будущего года. Уже заявляется, что главными документами в Таможенном союзе станут Таможенный и Налоговый кодексы. В соответствии с ними необходимо привести и всю остальную нормативно-правовую базу. А чем ближе мы будем подходить к созданию Евразийского союза, тем плотнее приблизимся к необходимости создания наднациональных органов. И к этому надо относиться вполне спокойно. Вспомните, сколько копий сломали, пока создавали Комиссию Таможенного союза! Ныне она работает, и разве чей-то суверенитет нарушен? А вот экономическая выгода налицо, товарооборот растет.
Когда же прозвучавшие заявления глав наших государств пытаются представить декларациями или предвыборными ходами… Знаете, это был бы колоссальный политический риск. Прав Александр Лукашенко: заявления политических тяжеловесов в мире рассматриваются весьма пристально и оцениваются чрезвычайно серьезно. Под них сразу же формируется соответствующая международная политика. И если такие заявления оказываются несостоятельными, последствия неизбежны.

3. В определенной степени на ряде направлений мы даже действуем с опережением. Как вы помните, при разработке программы Таможенного союза изначально предполагалось, что в течение этого и следующего годов будет производиться отработка нюансов его работы. И только в 2013 году можно будет вести речь о создании Единого экономического пространства. Но, увидев, что наши государства проходят этот этап безболезненно и быстро – повторюсь, без Союзного государства и наработанной в его рамках правовой базы это было бы невозможно, – главы государств приняли решение интеграционные процессы ускорить.
С 1 января 2012 года мы вступаем в ЕЭП. Перспектива хорошая, и самое главное при этом – наличие политической воли глав государств и правительств наших стран. Украина пока размышляет, хотя соответствующая рабочая группа в Верховной раде уже создана. На мой взгляд, экономические, социальные, духовные и иные связи со временем объективно заставят Украину присоединиться к нам. Это прагматизм сегодняшнего дня.

Альберт СТЕПАНОВ, заместитель Государственного секретаря Союзного государства, кандидат экономических наук

1. В данных статьях прослеживается четкое понимание, что Евразийский союз – это проект другого уровня. Если говорить о ЕврАзЭС, БРИК, ШОС, то это своеобразные дискуссионные площадки по обмену мнениями, позициям. Если сравнивать с  Союзным государством, то здесь есть совместные бюджет, проекты. Все это площадки с определенным форматом взаимоотношений. Нельзя, к примеру, от СНГ требовать интеграции по уровню и  глубине, как это было в СССР. СНГ – это клуб для цивилизованного развода, где снимались противоречия, которые возникли с развалом СССР, и эта задача выполнена. Будет ли СНГ существовать и в каких формах сотрудничества – трудно сказать.
Евразийский союз можно назвать параллельным проектом. При этом отметим, что каждый из действующих проектов уже выполняет свою роль. Беларусь – это европейская страна, и ей необходимо осмыслить и признать приоритет евразийских ценностей. Что касается России, то евразийская традиция имеет в стране  глубокие корни. Так что признание приоритета евразийских ценностей вполне логично, особенно после запуска механизма Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2. Пройден ряд этапов интеграции на постсоветском пространстве. Кроме формата Союзного государства это Таможенный союз, ЕЭП. Теперь как новое направление – Евразийский союз. Это не значит, что Евразийский союз появится уже в 2012 году. Его создание поставлено в практическую повестку дня, и нам всем дали направление для размышления и подготовки к работе.  
Создание Евразийского союза становится возможным именно сейчас. Появляются новые возможности, в частности создание наднационального органа в формате Таможенного союза, без которого невозможно было бы говорить о Евразийском союзе.

3. Евразийский союз – это конструкция, которая содержит как экономический, так и политический компонент интеграции. И здесь очень может пригодиться опыт Союзного государства не только в политическом аспекте, но и особенно в финансово-кредитной сфере.
К тому же, как только участников становится больше трех, сложно говорить о программном подходе. Здесь более уместно говорить о так называемом проектном подходе. Следует ожидать, что здесь будут применены политические новации в организации и управлении Евразийским союзом.

Борис ПАНЬШИН, заведующий кафедрой менеджмента Белгосуниверситета, профессор


1. На мой взгляд, в статьях прослеживается отход от принципа «разноскоростной интеграции» к равноправному партнерству, к образованию ЕЭП. Во главу угла поставлены равные условия экономического сотрудничества, единые цены на газ и нефть, согласованный политический вектор. Именно такое объединение будет иметь перспективу. Ведь только за счет снятия барьеров в торговле к 2015 году можно увеличить ВВП каждого участника Таможенного союза примерно на 15-20 процентов.
Основа для интеграции уже существует. Это Союзное государство Беларуси и России – наработанная политическая, экономическая и юридическая база. В масштабах СНГ все намного сложнее. Чем больше стран, тем больше противоречий. У государств-участников слишком разные цели и международные позиции, поэтому в организации уже давно создаются некие мини-блоки. Одним из них и стал Таможенный союз, перерастающий ныне в ЕЭП. Это весьма притягательный проект для других постсоветских республик. Россия и Казахстан сегодня выгодно отличаются от ведущих мировых держав хорошими макроэкономическими показателями. Иностранные компании уже вложили в экономику России свыше 100 миллиардов долларов. Да и сейчас российский рынок как никогда ранее интересует иностранных инвесторов, потому что это одно из немногих мест в мире, где все еще можно получить прибыль дву-
значного значения.

2. Тесная интеграция сегодня – веление времени. Прошло 20 лет со дня исчезновения Советского Союза и образования СНГ. Мировой опыт показывает, что это и есть тот минимальный временной минимум для перехода от административной экономики к рыночной. За это время в основном отрабатывается правовая база новой экономики, формируются соответствующие структуры.
В формировании Евразийского союза белорусская сторона предлагает осмотрительный и осторожный (китайский) подход к новым условиям сотрудничества. В первую очередь это касается защиты отечественного товаропроизводителя, валютного регулирования, финансовой системы. Но именно к таким решениям приходят и страны ЕС ввиду развернувшегося там кризиса.

3. Интеграция – это свобода для людей, бизнеса, капиталов. Резко сокращается количество разрешительных документов, согласований. Среди стран еще в большей мере обострится конкуренция за успешные бизнесы и, самое главное, за предпринимателей.
Политика – это искусство возможного, и в этой связи участие Беларуси в проекте Евразийского союза является выверенным и логичным шагом. Главное сегодня – развитие национальных производительных сил и привлечение инвестиций для технологического перевооружения всех сфер народного хозяйства.
О. Уайльд говорил: «Я не могу управлять направлением ветра, но могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели». Мы взяли курс на инновационное развитие. Но инвестировать в высокотехнологичную конкурентную продукцию можно, только будучи уверенным в том, что сможешь ее экспортировать. Рынок России и Казахстана является наиболее перспективным для продукции белорусских предприятий не только сегодня, но и на стратегическую перспективу.

Михаил РЕМИЗОВ, политолог, президент Института национальной стратегии

1. Главное заключается в том, что необходима политическая перспектива для экономической интеграции. Если мы куда-то движемся, то мы должны хотя бы в общем виде представить себе чертеж той конструкции, которую хотим иметь на выходе. Вот это и есть та здравая логика, которая присутствует в статьях. Например, сейчас речь идет о том, чтобы усилить административно-наднациональные органы в рамках Таможенного  союза. У существующей сегодня комиссии нынешней мощности недостаточно для того, чтобы обслуживать возросший объем задач. Вместе с тем у нас  есть определенные опасения перед созданием наднациональных структур. Я думаю, что появление статей вызвано стремлением снимать  эти опасения и сообща двигаться к их преодолению. Тем более что отработка этих  интеграционных механизмов уже ведется в рамках ТС и ЕЭП. Если мы покажем историю успеха, к нам потянутся. Второе: мне кажется, что критически важно в перспективе вовлечь в интеграционный проект Украину. Это большой рынок, это близкая нам страна – исторически, культурно, социально; это экономика, близкая нам по развитию, по структуре. В принципе это наш естественный партнер по интеграции. Но с политической точки зрения задача сложная. Ее решение потребует большого политического искусства. Но она решаемая. Будет очень печально, если мы, не сумев привлечь Украину, будем утешаться присоединением к нашим проектам Киргизии и Таджикистана.
2. Не  думаю, что речь идет о каких-то электоральных вопросах. Возвращение  Владимира Путина в Кремль просто совпадает с реализацией назревших   исторических амбиций. То есть это не просто желание провести какое-то «энное»  количество сроков на посту главы государства, а стремление показать, зачем все  это, продемонстрировать новые исторические горизонты. И его амбиция состоит в том, чтобы создать реально сильный и влиятельный  региональный блок в  современном полицентрическом мире, в мире, где есть несколько больших интегрирующихся пространств: в Латинской Америке, Северной Америке, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому я думаю, что речь идет не о выборах. К тому же, как мне кажется, нашего избирателя сегодня не очень волнуют проблемы евразийской интеграции. У него гораздо больше своих внутренних проблем. Я думаю также, что это не реакция на ностальгию о Советском Союзе. Кстати, когда мы говорим об этом, нужно понимать, что ностальгию вызывает не сам СССР, не масштаб бывшей страны, хотя мы, русские, любим большое пространство, а прежде всего порядок в образовании, медицине, в судебной системе, правоохранительной, – это и является предметом ностальгии. Общество тоскует не по «имперской» идее, а по идее порядка и справедливости.

3. Здесь прежде всего нужно говорить о нашем месте в глобальной системе разделения труда. Сегодня там все достаточно плотно и жестко поделено. Есть постиндустриальный сектор, есть те, кому принадлежат капиталы, финансовые  структуры, бренды, высокие технологии – это преимущественно сосредоточено на Западе, в Японии. Есть сборочные цеха, есть индустриальный «хайтек» –  Швейцария, Япония, Китай, Германия. Россия – это сырье. И плюс остатки советской промышленности – те остатки, которые  в Беларуси удалось в большей степени сохранить, но они есть и в России, и на Украине, и в Казахстане. И сегодня  они в лучшем случае могут насыщать наш внутренний рынок. Поэтому все мы  стоим перед необходимостью поиска каких-то нестандартных рынков. Возможно, это будет транзит из Восточной Азии в Европу, качество скоростного транзита – это очень большой потенциал. То есть развитие транспортной инфраструктуры, транспортная связанность с Евразией – это может быть очень серьезной миссией и   таким «драйвером роста». Кроме того, энергетика и ТЭК могут  быть  высокоиндустриальным сектором в евразийском проекте. Вспомним хотя бы о недавнем контракте на строительство АЭС в Беларуси. И это не единственный пример. Новые виды топлива, высокая переработка, индустриальный ТЭК, новое качество энергетики… Это и сельское хозяйство, для развития которого есть  потенциал и в России, и в Беларуси, и в Казахстане.  

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также