САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Интернет нам не указка?

Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?

Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?

К тайнам мыльного пузыря

На днях Президент Беларуси вручил главный приз республиканского конкурса педагогического мастерства – «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля – учительнице английского языка Инессе Зубрилиной.
«Учитель года – 2011» работает в гимназии №1 небольшого городка Дятлово Гродненской области, является тринадцатым звеном в семейной педагогической династии и смело берет на вооружение инновационные методики преподавания. В начале текущего года она уже получила диплом 1-й степени республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» за разработку программного обеспечения для интерактивной доски – неизменного атрибута своих уроков.
Уважение к педагогическим традициям и инновационное мышление объединяют всех финалистов нынешнего конкурса «Учитель года». Не говоря уже о шести лучших педагогах, вышедших в суперфинал. Некоторые из них известны уже не только в своей стране, но и за ее пределами.
Учитель физики, директор средней школы №18 Полоцка Дмитрий Шиц, например, доказал, что эффективным средством повышения качества преподавания физики является… флеш-анимация. Ее использование дает возможность экономить время, затрачиваемое на объяснение и закрепление материала. Опыт белоруса Дмитрия Шица был представлен и получил высокую оценку коллег весной текущего года на международном педагогическом марафоне в Великих Луках. В планах педагога – расширение базы анимации и создание соответствующего сайта, чтобы не только учителя городских школ, но и все желающие, в том числе жители других стран, могли воспользоваться флеш-наработками.
Его коллега, учитель физики и астрономии, завуч Гродненской гимназии №3 Игорь Маслов считает, что каждый урок должен нести ученику открытия, поэтому разработал алгоритм проектирования эвристических заданий. На его уроках школьники создают облака, исследуют тайны мыльного пузыря и выводят формулу устойчивости снеговика. Между прочим, алгоритм белорусского учителя Игоря Маслова используется сотрудниками кафедры естествознания Российского центра «Эйдос» при составлении эвристических заданий для всероссийских дистанционных олимпиад по естественно-научному блоку предметов. С 2006 по 2010 год в эвристических дистанционных олимпиадах приняли участие свыше 5 тысяч учеников из Беларуси, России и Казахстана.
Трое других вышедших в суперфинал педагогов – учителя биологии Елена Тилюпо (г. Кричев) и Елена Гарбар (поселок Октябрьский), учитель математики Лошницкой районной гимназии (Борисовский район) Иван Якименко проводят интегрированные уроки, активно используют технологии развития критического мышления, создают электронные пособия, увлекают детей научно-исследовательской работой… Словом, работают так, что каждый пришедший на их открытый урок родитель вздохнет: «Если бы все учителя так выкладывались!..»

"Журавль" расправляет крылья

А что можно сегодня сделать для того, чтобы передовой педагогический опыт выходил за пределы отдельных кабинетов или учреждений образования?
В 2007 году задавшиеся этим же вопросом участники и организаторы конкурса «Учитель года» по собственной инициативе объединились в клуб «Хрустальный журавль».
Провозгласив своими задачами повышение престижа учительской профессии, содействие профессиональному общению и распространение передового педагогического опыта, участники клуба стали ездить по городам и весям Беларуси с открытыми уроками и лекциями.  В клубе около 70 участников, за время его существования в его мероприятиях приняли участие свыше полутора тысяч учителей. Это, конечно, хорошо, но, по мнению членов клуба, мало, ведь в Беларуси более 220 тысяч педагогов.
Развить идею обмена передовым педагогическим опытом и ввести в школах такую категорию, как учитель-методист, недавно предложил «Учитель года – 2009» Юрий Андрейчик.
– От научной идеи до того момента, когда инновационная продукция сойдет с конвейера, должен пройти определенный промежуток времени, – объяснил он свою мысль. – Инновации в образовании можно внедрять быстрее, если в школе появится учитель, который будет сочетать практическую работу с обязанностями методиста.
Юрий Андрейчик озвучил свою идею на встрече лучших учителей страны с главой государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко ее сразу одобрил: «Давайте принимать решение, чтобы к новому учебному году мы подготовили и соответствующую нормативную базу. Но это должны быть лучшие учителя, и загрузить этих людей надо по полной».
На той же встрече глава государства поинтересовался у учителей, что именно необходимо сделать для укрепления престижа их профессии. Две последние по счету абитуриентские кампании показали, что в этой области необходимо срочно что-то менять: молодые люди не хотят поступать учиться на учителя математики или физики. Даже ведущий педагогический университет страны – БГПУ имени М. Танка – вынужден был принимать на некоторые специальности всех желающих.
Педагоги назвали в числе необходимых нововведений отбор будущих студентов педагогических вузов. По их мнению, школьные педагогические советы могут давать рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения.
В октябре в Беларуси планируется провести совещание по «учительскому вопросу» с участием руководителей системы образования, специалистов и ректоров высших учебных заведений.
– Мы хотим рассмотреть различные механизмы повышения престижа профессии учителя и предпринять шаги, направленные на привлечение талантливой молодежи в вузы, – говорит министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич. – В качестве возможных вариантов ректоры вузов предлагают повышение стипендий студентам педагогических специальностей, возрождение работы педагогического общества и использование всевозможных олимпиад и конкурсов для участников разных возрастов. Есть же конкурсы «Юный спасатель» и «Юный пограничник» – почему не может быть «Юного учителя информатики»? Надо, чтобы с детского сада дети играли в учителя.
Правда, если ваш ребенок захочет поиграть в современного учителя, вам придется потратиться на атрибуты. Это в годы юности наших родителей участникам игры хватало указки, глобуса да бабушкиных черепаховых очков. Сегодняшнему «юному учителю», того и гляди, понадобится компьютер с широкополосным Интернетом, интерактивная доска да веб-камера…

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава СК поручил возбудить дело после обращения участника СВО из Ставрополя
  2. Четверть миллиона украинцев приехали в Беларусь с февраля 2022 года
  3. Все заложники освобождены в ходе штурма ИК-19 под Волгоградом
  4. Жозеп Боррель признал, что ЕС является частью конфликта на Украине
  5. Появились фото и имена предполагаемых захватчиков колонии в Суровикине
  6. Польские силовики избили и вытеснили на границу с Беларусью пятерых беженцев
  7. Путин заявил, что глава ФСИН доложил ему о ситуации в волгоградской колонии №19
  8. Представитель Ватикана Анте Йозич рассказал, что Папа Римский часто интересовался, как дела у Александра Лукашенко
  9. ВСУ взяли ответственность за атаку на паром в порту Кавказ на Кубани
  10. Заключенные колонии №19 в Волгоградской области захватили заложников
  11. Сергей Митин рассказал об инициативе по возрождению лекарственного растениеводства
  12. Александр Лукашенко на встрече с Апостольским нунцием: Европе нужен новый мир
  13. Владимир Джабаров: Запад не оставляет попыток открыть против России «второй фронт» на Кавказе
  14. Пашинян и Путин договорились о встрече для обсуждения двусторонней повестки
  15. Наталья Кочанова: Образование - основа социальной политики нашего государства

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Сегодня наши воины, как и 81 год назад, мужественно сражаются с укронацистской нечистью на Курской земле

Ежегодно 23 августа отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Политика

Владимир Путин – об отношениях с Азербайджаном: Говорим на одном языке

Сотрудничество России и Азербайджана развивается успешно, у двух стран много направлений для совместной работы. Также Москва готова помочь Баку и Еревану в заключении мирного договора. Об этом заявил Владимир Путин на переговорах с Ильхамом Алиевым.

МНЕНИЯ

В годовщину Курской битвы уничтожены сотни нацистов

Михаил Васильев

У вторгшихся на территорию России «укров» нулевые шансы на победу, а шансы на спасение тают с каждым днем

Тех, кто действует по лекалам Третьего Рейха, ждет та же участь, что и фашистов в годы Великой Отечественной войны

Вячеслав Володин

81 год назад советские войска разгромили немецко-фашистских захватчиков в Курской битве

Не сотвори себе врага

Татьяна Вахромеева

Американские демократы зациклились на противостоянии с Россией.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также