Когда путник направляет свой путь по звездам…
Празднование 150-летия со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина (2 (14) апреля 1862 г.) пройдет на самом высоком уровне. 10 мая 2010 года был принят Указ Президента РФ Дмитрия Медведева о проведении юбилейных мероприятий, а в состав Оргкомитета, который возглавил Председатель Правительства РФ Владимир Путин, вошли представители органов федеральной власти и государственной власти субъектов Федерации, видные ученые и общественные деятели. В Вольном экономическом обществе России прошла научно-практическая конференция «Уроки реформ П.А. Столыпина: стратегия преобразований в современной России». Своими мыслями о месте и роли великого государственного деятеля-реформатора в российской истории с читателями «СВ» поделился президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, кандидат исторических наук Павел ПОЖИГАЙЛО.
– Павел Анатольевич, 12 лет назад, когда был создан фонд, интерес к Столыпину и его деятельности простирался не дальше узкого круга специалистов. А теперь Оргкомитет по проведению юбилейных мероприятий возглавляет Председатель Правительства РФ…
– Внимание к Столыпину сегодня со стороны руководства страны – это свидетельство востребованности его идей, опыта, интеллектуального потенциала применительно к преобразованиям современной России. Более того, реформаторские идеи Столыпина, и нам это отрадно сознавать, становятся все более понятными и доступными для большой части общества. Его имя все чаще появляется в СМИ, его реформы обсуждаются в широких аудиториях, его личность и деятельность оцениваются в школьных и студенческих работах и интернет-сообществах, что является показателем растущей вовлеченности граждан в решение проблем государства.
В качестве примера вспоминается проект телеканала «Имя Россия». Исторический выбор 2008». Тогда миллионы телезрителей, радиослушателей, а также интернет-пользователей выбирали исторических лидеров России. И мало кто ожидал, что Столыпин займет второе место с суммой голосов более 500 тысяч, уступив лишь Александру Невскому. А ведь в ряду претендентов на «имя Россия» были и Пушкин, и Достоевский, и Суворов, и Петр I.
Наш фонд в течение четырех последних лет в регионах, которые связаны с именем Столыпина, – это Ульяновская, Тамбовская, Пензенская, Калининградская области, Алтайский край, а также Литва – проводит конкурс творческих работ, посвященных личности и наследию Петра Столыпина. В конкурсе уже приняли участие более 1000 школьников и студентов. Некоторые работы удивляют знанием малоизвестных фактов, многие работы по глубине анализа реформ и серьезности выводов без преувеличения можно назвать государственно ориентированными.
– Столыпин был не единственным из выдающихся деятелей своего времени. Многое из того, что было им предложено, в виде разрозненных идей и нереализованных проектов существовало и при прежнем правительстве. В чем особенность Столыпина как государственного деятеля?
– Нельзя отрицать, что и среди бюрократии в то время были люди умные и опытные, однако их инициативы нередко поглощались обычной бумажной рутиной. Столыпин оказался ключевой фигурой, тем лидером, который смог собрать воедино все прогрессивные идеи и предложения своего времени, создать стройную и законченную систему реформ, предложить реальные меры, способные отвести от страны грядущую катастрофу. Подобный опыт органического сочетания замысла, содержательных задач и путей их решения был для тех лет новацией. Как недавно сказал мне один известный современный философ: «Столыпин сумел соединить несоединимое».
Для решения поставленных задач была сформирована политическая воля, создано объединенное правительство, а точнее – команда лучших и умнейших людей своего времени, которые пошли за Столыпиным и воплощали его планы в жизнь. Руководимое Петром Аркадьевичем ядро власти двигалось в заданной системе координат к поставленной цели последовательно, принципиально и жестко. И тут уместно привести известное и яркое выражение Столыпина, сказанное им в Государственной Думе в 1907 году: «Мне представляется, что когда путник направляет свой путь по звездам, он не должен отвлекаться встречными и попутными огнями». Идти по звездам – значит видеть далекую, но явную цель и идти к ней. Сами по себе реформы не могут быть целью. Конечная цель, которую видел Петр Столыпин, – создание конкурентоспособного правового государства, сохраняющего исторические традиции, и формирование полноценного гражданского общества.
– Как бы вы определили ключевую идею реформ Столыпина?
– Все направления его реформирования страны объединены одной идеей, точнее – единым критерием – это реализация таланта человека, его творческого потенциала, как отдельной личности, так и народа в целом. Реформы обеспечивали объективные условия для этой реализации независимо от места проживания, национальности или социального положения граждан и независимо от воли чиновников.
Только человек, по мнению Столыпина, будучи творчески свободным и заинтересованным в результатах своего труда, способен «вытянуть» Россию. И для такого человека надо было потрудиться – законодательно дать ему право свободного труда. Более того, Столыпин призывал и правительство, и народных избранников осознать силу этих людей, их значение для становления новой России. Выступая в Думе в декабре 1908 года по вопросу земельного законопроекта, он сказал: «Но главное, что необходимо, это, когда мы пишем закон для всей страны, иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых». Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более
3 200 000 десятин земли. «Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство», – призывал Столыпин. Изданные указы ликвидировали архаичную систему ущемления прав крестьян и предоставляли широкий круг прав, уравнивающих их даже с дворянством (в отношении государственной службы). В итоге, получая гражданские права, простой человек приобщался к процессу принятия решений на всех уровнях (земельные товарищества, советы, профсоюзы, местное самоуправление, законодательные институты), включался в единое правовое пространство и тем самым проникался духом правопорядка и законности. Права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом. Именно такая личность и обеспечивала динамизм экономического роста, создавала основу социальной мобильности и политической стабильности. В определении отношения к личности и заключается высокая нравственная позиция реформатора.
В интервью газете «Волга» 1 октября 1909 года Столыпин сказал: «Итак, на очереди главная наша задача – укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов! Будут здоровые и крепкие корни у государства, поверьте – и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских. Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии!»
Другая основополагающая идея, которая «держала» всю систему реформ и являлась стержнем проводимой политики, – это идея общего блага, которая основывалась на вычленении из совокупного множества различных общественных интересов некоего сублимированного общего интереса, важного и понятного для всех. Этим «общим» интересом являлись общенациональные интересы России, Родины, Отечества. Россию реформируют давно. Нередко реформы подводили общество к опасной черте, за которой – социальная катастрофа. Причина в том, что к управлению реформами порой приходят люди, лишенные, говоря словами философа Ивана Ильина, «государственного настроения души». Столыпин был человеком, и это отмечают и его сторонники, и противники, все интересы которого были подчинены возрождению сильной России. Он считал, что для «всех лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности». Конечно, можно, говорил он, идти по ровной дороге под всеобщее одобрение и аплодисменты, однако эта дорога, по его мнению, «не приводящая никуда». Столыпин избрал другой путь и призвал идти таким путем своих соратников: «…ответственны мы в том, что мы, как умеем, как понимаем, бережем будущее нашей родины и смело вбиваем гвозди в вами же сооружаемую постройку будущей России… И эта ответственность – величайшее счастье моей жизни». И свою команду он формировал из должностных лиц, связанных чувством долга и общей пользой на благо страны. В то же время действия людей, продиктованные также общей пользой, должны были защищаться государством. Таким образом, и на власть, и на общество возлагалась взаимная ответственность за судьбу России. Это был путь активного формирования баланса интересов, единственный путь, по его мнению, способный объединить расколотое общество. Инструментом реализации идеи выступала четкая правовая основа, законодательное разделение прав и обязанностей субъектов этих отношений и вместе с тем – сфер их ответственности.
– Красной нитью через все наследие Столыпина проходит мысль о необходимости «идти своим русским, национальным путем»...
– Это так. Нередко опыты реформирования страны сопрягались с насильственным и быстрым внедрением на российской почве западных методик, отрицая историческое прошлое, культурные и нравственные традиции нашего народа. Реформы, считал Столыпин, в своей совокупности должны способствовать укреплению государственного единства и целостности России на основе «исторического ядра» государственности – русского народа и православия. Выделение этого «ядра» ни в коей мере не означает ущемление и тем более поглощение других многочисленных этносов и конфессий. В понимании Столыпина речь шла о сохранении и упрочении «русского ствола», выполнявшего «цементирующую роль» в многовековой истории. «В России мы ничего насильственно, механически не хотим внедрять в народное самосознание, все это глубоко национально. Поэтому наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в этих русских национальных началах», – говорил Столыпин. Он сам глубоко чувствовал русскую жизнь и был способен пробудить это чувство в других.
Реформы, считал Столыпин, на российской почве должны внедряться постепенно и последовательно. «Разрешить этот вопрос нельзя, – неоднократно подчеркивал Петр Аркадьевич, выступая с трибуны Государственной Думы, – его надо разрешать». Столыпин напомнил, что в России господствующей властью являются не анархически-революционные силы, а вековые исторические устои страны. Он спроектировал и начал строить самый реальный эффективный мост, уводящий страну от противостояния к созидательному будущему. Его проект, с одной стороны, не отвергал исторических традиций, а с другой стороны, открывал новые возможности для развития личности, выхода из исторического «чулана». Традиции без инноваций – это консерватизм, застой. Инновации без традиций – это космополитизм. Столыпину удалось найти баланс между традициями и инновациями. Во многом уникальность Столыпина как реформатора действительно характеризовалась именно его способностью соединять несоединимое.
Александр ГУБАНОВ