«Молодежь нужно услышать…»
Для Александра Березина молодые участники фестиваля дороги, как родные дети. В интервью нашей газете он рассказал о своем видении современной молодежи и о секретах успешного диалога с молодыми артистами.
– Александр Иванович, вы очень много работаете с молодыми. По вашему мнению, какой формы поддержки больше всего не хватает талантливой молодежи?
– Я считаю, что для поддержки молодежи в целом должна быть разработана комплексная программа, касающаяся вопросов и образования, и трудоустройства, и других острых вопросов.
Важно понимать: сегодня молодежь иная, чем лет десять назад. Она очень целеустремленная. Эти юноши и девушки четко понимают, чего они хотят, и стремятся к этому. Старшее поколение зачастую обвиняет их в инертности и лени – это не правда, и мой личный опыт работы с молодежью это подтверждает. Кто четко знает, чего он хочет, у того есть возможность. Потому что сегодня молодые люди хорошо понимают: о тебе никто особо не беспокоится, ты вынужден сам идти по жизни и определять себя в этом пространстве.
Но даже такой самостоятельной и смелой молодежи нужны внимание и поддержка. Сегодня проводится масса праздников, представлений, встреч – чаще всего либо с ветеранами, либо с детьми, причем инвалидами. Я не говорю, что с ними не надо работать. Но получается, что молодежь у нас вовсе выпала из поля зрения. У нас даже нет традиционных молодежных праздников, которые были раньше. Надо обратить внимание на подрастающее поколение. Возможности у них есть, но не всегда есть условия. Легко напоминать молодежи о том, сколь безграничны сегодня возможности и насколько широк выбор. Но создайте для всего этого условия! Вот простой пример: ну не может получать студент полторы тысячи! Точно так же, как и молодой преподаватель не может получать семь тысяч. Увы, это сегодня факт. Поэтому я и говорю о том, что для реализации молодых талантов нужны хорошие условия.
– Ваш фестиваль уделяет большое внимание проблемам сохранения национальной, самобытной культуры. Какова, на ваш взгляд, тенденция, современная творческая молодежь больше уделяет внимания народной музыке?
– Думаю, что пропорция 50 на 50, но не факт, что я абсолютно прав. Здесь большое значение имеет географический фактор. Я очень много езжу по России, провожу режиссерские семинары – кстати, так и выискиваются те коллективы, которые вы видите на нашей фестивальной сцене. Вы видите, с какими открытыми и вдохновленными лицами они творят? В глубинке эта связь с корнями очень ощутима.
Но важно помнить, что молодежь, как и взрослые, имеет разные интересы. Кто-то хип-хопом увлекается – и это тоже хорошо, это тоже дело. Вы видели группу «Импульс»? Они в своем выступлении затронули серьезнейшую тему – тему памяти. Но каким оригинальным языком они ее обыграли и представили. Я сидел в зале и чувствовал комок в горле. Потом подошел к ним и говорю: «Ребята… это очень здорово!» Да, хип-хоп – своеобразная форма, не лирическо-куплетная. Но это тоже форма выражения.
У меня нет ощущения, что национальная культура не интересует молодежь. Другое дело, в каком состоянии она находится. Я провожу еще один фестиваль в Республике Коми. Этот фестиваль полностью фольклорный – «Завалинка». В прошлом году выступило 42 коллектива из 17 регионов России. И это были не бабушки, как мы привыкли думать, а молодые люди. Сегодня на сцене вы видели коллектив «Забава», и этих ребят я обнаружил на фестивале в Республике Коми и пригласил в Ростов-на-Дону на нынешний фестиваль.
Конечно, не надо ориентироваться на большие города – здесь национальная культура уже адаптирована к совсем другим условиям. А в регионах сейчас очень много интересных фольклорных коллективов, особенно танцевальных. Конечно, им не просто.
– Фестиваль «Молодежь – за Союзное государство» за несколько лет стал очень популярным в России и Беларуси и уже в других славянских странах. Но ведь молодежных фестивалей много – почему так тянет молодых ребят именно на фестиваль в Ростове-на-Дону?
– Конечно, он не так популярен, как бы хотелось… Но наш фестиваль – это в первую очередь общение, дружба. Более того, наш фестиваль позволяет раскрыться самым разным талантам, не только артистическим – сочетание творческой части и «круглых столов» по молодежным проблемам дает для этого прекрасную возможность. Перед организаторами стоит большая задача – придумать, как ребята будут общаться, какие интересные и оригинальные мероприятия им предложить. К примеру, недавно в рамках нашего фестиваля прошел конкурс «Мисс Фестиваль». Это было не просто дефиле – мероприятие прошло весело, с шутками и юмором.
– А вы завидуете этим ребятам хотя бы немного? Что есть у них такого, чего не было у вашего поколения в их возрасте?
– Конечно же, я завидую их молодости. Если бы мне можно было сбросить возраст – с удовольствием бы сбросил. Душа у меня существует абсолютно вне возраста. Еще я по-белому завидую их свободе. Я подразумеваю под этим словом не вседозволенность, а свободу выбора, общения, передвижения… В моей молодости попасть за границу считалось чем-то совершенно невероятным. А они могут, легко.
Начинать нужно именно с молодежи. Она слышит, она чувствительна. Конечно, чем старше я становлюсь, тем больше кажется, что в наши годы мы были лучше. Но нет, все поколения одинаковы. Это просто возраст такой, его надо пережить. Кто не прошел его – тот нищ душой. Да, порой нам кажется, что они мало читают... Но при всем этом они много знают. Вопрос лишь в том, как с ними разговаривать, как понимать. Ведь что такое диалог? Это когда слушают и слышат. А ведь старшее поколение тоже иной раз не слышит своих детей и внуков. «Надо делать так и вот так!» – упорно твердят родители. Да ты сначала послушай, что твоим детям надо на самом деле.
– Что бы вы хотели пожелать тем ребятам, которые сегодня уедут из Ростова победителями?
– Я, может быть, буду очень необъективен, так как очень люблю этот фестиваль… Мне кажется, что, во-первых, наш фестиваль – своего рода золотая середина: к нам можно прийти, уже имея определенный опыт, и в то же время молодым талантам не так страшно. Здесь нет еще такой серьезной конкуренции, тех монстров, что на «Славянском базаре» или на «Новой волне». Во-вторых, мы даем возможность людям больше раскрыться. Я вижу очень талантливых людей. Поэтому я всегда желаю нашим участникам правильно использовать этот опыт. Как сложится жизнь. Станут ли они все певцами? Совсем не обязательно. Куда бы они ни пришли работать, к поющему и танцующему человеку всегда особое уважение и интерес в коллективе. Ни один корпоративный праздник без него не обойдется. Я и своим студентам говорю: ну не станете режиссерами, пойдете работать куда-то еще, устроите вечер отдыха в трудовом коллективе – вам цены не будет! Вас будут еще больше уважать за то, что вы что-то еще умеете помимо своей основной работы.