У книги – два пути
Как показывает практика, книжным магазинам все труднее оставаться на плаву. Чтобы не вылететь из бизнеса, им приходится не только продавать канцтовары, но и отдавать книги практически даром: в переходах и в крупных книжных гипермаркетах все чаще можно увидеть книги, продающиеся с самыми разными скидками. Однако, как показывает статистика, это не помогает. Федеральная служба государственной статистики утверждает, что рынок печатной продукции продолжает падать.
Раньше книга была главным источником информации и духовного развития для человека, что же изменилось за последние 20-30 лет? Кто-то скажет, что изменились технологии, кто-то – что поменялись сами люди. Психологи же утверждают, что появление новых технологий навсегда изменило людей.
В начале 90-х годов была отмечена необычная особенность мышления молодежи. Можно сказать, что дети, родившиеся в конце
80-х, мыслят не целостными образами, а скорее короткими обрывками разных образов, склеенными в один. Такие образы весьма похожи на клип, поэтому такое мышление и назвали «клиповым мышлением». Считается, что «клиповое мышление» – это защитная реакция человека на переизбыток информации. Что информационное поле разрослось на всю планету, и сейчас мы уже не можем представить себе жизни без радио, телевидения, сотовых телефонов и даже биллбордов, по которым мы можем смотреть и слушать новости, музыку, рекламу.
«Самое страшное оружие телезрителя – это пульт!» – так учили меня в институте. Педагог имел в виду то, что зритель может переключить канал в любую секунду, и он был прав. Мы действительно часто переключаем каналы, пытаясь найти что-то хоть сколько-нибудь интересное. А в итоге – обрывки фраз, куски передач, куча рекламы, клипы и какая-то музыка – вот все, что остается в наших головах. Именно эта обрывочность, несвязанность информации разрушает целостность мышления.
Ученые провели эксперимент с помощью томографа (аппарата, показывающего трехмерную картину возбуждений в мозге) и выяснили, что у современного человека при работе в Интернете и потреблении информации современных СМИ задействуется та зона коры головного мозга, которая отвечает за быстрое, интуитивное принятие решений, но которая при этом не активна в процессе чтения обычной книги. То есть современному человеку сложно читать книгу просто потому, что его мозг не развит, вернее не развита его часть, отвечающая за чтение.
Кто-то считает, что это неизбежный процесс, связанный с развитием общества, кто-то говорит о вырождении человечества. Но нельзя винить только Интернет и СМИ. Каждый человек сам в ответе за то, что его мозг развит так, а не иначе.
Возможно, нам больше и не нужно читать, поскольку современный мир действительно переполнен фильмами, комиксами, мультиками, аудиокнигами и ссылками на интернет-статьи. Возможно, нам действительно не нужен багаж литературы, ведь мы можем в любое мгновение «загуглить», как сейчас говорят.
Современный мир не обязывает человека ни к чему, он лишь предлагает ему то, что потребитель сам хочет. Так, по всему миру все популярнее становится не литература, а различные ее выжимки, более приятные для человека с клиповым мышлением. Не может молодежь прочитать «Преступление и наказание» Федора Михайловича – пожалуйста, в Америке и в Корее уже нашли решение – литература в комиксах.
Итак, путь номер один – идти в обход! Прекрасное простое решение, все довольны, никто не напрягается, но литература, как мы ее еще понимаем, в таком случае умирает навсегда.
Путь номер два – тернистей и, как всегда, подходит не для всех – родителям следует начать развивать своих детей всесторонне с младых ногтей. Чтению необходимо снова стать модным, учебе – престижной, а признание в том, что ты прочитал новую книгу, должно вызывать не насмешку, а зависть. Для воплощения этой мечты нужны специальные тренинги, консультации профессиональных психологов и воспитателей. В этом случае изменится не книга, а общество в целом.
Остается надеяться, что хотя бы часть современного общества выберет путь познания и развития и книга не исчезнет с лица Земли…
Иван КОВАЛЕВСКИЙ