Прогулка по «Жемчужине России»
Татьяна Ковалева, начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Союзного государства, отправляется вместе со мной на экскурсию по детскому лагерю «Жемчужина России», с тем чтобы не только посмотреть, как обустроились участники фестиваля, но и поговорить о том, чем так трудна, важна и интересна работа с талантливыми детьми.
У самого синего моря
Мы с Татьяной Николаевной прогуливаемся по тополиной аллее, центральной улице в комплексе «Жемчужина России». Именно этот детский оздоровительный комплекс стал колыбелью фестиваля «Творчество юных». Всего на территории «Жемчужины» четыре санатория: «Солнечный», «Сокол», «Космос» и «Приморский». Каждый рассчитан на полтысячи человек. У каждого из корпусов своя столовая, свой лечебный корпус, своя костровая. Как рассказывают в дирекции лагеря, некоторые дети приезжают сюда пять лет подряд, причем собираются отряды не только со всей России, но и со всего СНГ.
Время – около двух часов после полудня. Многочисленные отряды отдыхающих ребят в разноцветных футболках – у каждого корпуса свое название, эмблема и цвет – дружно, колоннами по парам проходят мимо, с любопытством глядя на нас, случайных гостей этого маленького государства на Черноморском побережье. По законам лагеря – время обедать, а потому с веселыми речовками и смехом все спешат на обед. Конечно, под управлением вожатых. Еще несколько дней назад я заметила, как хорошо Татьяна Николаевна ладит с детьми, и потому спросила, не доводилось ли и ей работать вожатой в юности.
– Да, я работала вожатой! И потому отлично себе представляю, какой это тяжелый труд. Я уже долгие годы чиновник, работала много в сфере образования, возглавляла министерство, работала преподавателем в вузе, но вот вы не поверите – самый ценный педагогический опыт приобрела именно в лагере! Я хорошо помню свой первый лагерь. У меня были дети в Геленджике, дети от 7 лет и старше. Тогда я в первый раз поняла, что такое настоящая педагогика. Это не то, о чем пишут в книгах, это когда каждый день, каждую секунду перед тобой новая педагогическая ситуация и задача. И это было первое крушение иллюзий, когда понимаешь, что дети – это не так просто, они не такие уж наивные, могут и схитрить где-то!
Мы спрашиваем у работников «Жемчужины», встречающихся нам на пути, где поселили наших фестивальных ребят. Все относятся к нам с большим вниманием, однако единственно верный путь указывает доброжелательная блондинка в белом халате – видимо, медицинский сотрудник. Дети «Творчества юных» разместились в комплексе «Сокол», обедают там же. Чем же кормят юных и талантливых?
Хлебом единым
В просторной светлой столовой прохладно и пахнет кашами и супами. У усталых, но ни на минуту не утихающих детей, как говорится, трещит за ушами. Море, солнце, постоянные репетиции волей-неволей рождают недетский аппетит. У каждого коллектива – свой столик; руководители обедают тут же. Сегодня на обед – незатейливые отварные макароны и жареная курица. Татьяна Николаевна с большим вниманием расспрашивает участников фестиваля о том, вкусно ли их кормят. Наконец, мы встречаем дежурного и ответственного за питание – внушительного вида мужчину; это повар Александр Березич, заместитель производства пищеблока «Сокол». Он соглашается показать недельное меню.
– Вы знаете, кто больше всех доволен питанием в лагере? Белорусы! – смеется Татьяна Николаевна. – Меню здесь наиболее соответствует особенностям национальной кухни. А вот ребята из Биробиджана и Осетии потребовали больше специй.
Повар берет на заметку:
– Поставим им на столики специи!
Меню на неделю разнообразное – и курица, и азу, и плов, и выпечка, которую делают здесь же, в лагере. Одно плохо – компот горячий, а в жару так хочется холодненького!
– Санэпидемстанция проверяет нас через 21 день, перед каждым заездом, – говорит Александр. – В этом году, слава богу, жалоб не было. Первым пробую все блюда я, проверяю вкусовые качества. А за безопасностью следят наши лагерные врачи, они приходят за полчаса и снимают пробники с каждого завтрака, обеда и ужина. Потом эти пробники два дня хранятся у них в холодильнике, и если что-то где-то пойдет не так, мы всегда сможем отследить, в пище ли дело. Это поможет выяснить причины, например, если кто-то себя почувствует плохо.
Пространство для жизни
Продолжаем исследовать «Сокол». В одном из коридоров встречаем девушку из журналистской смены в лагере. Ее отряд выпускает свою газету. Она тоже наслышана о фестивале «Творчество юных». Прямо здесь девочка договаривается с Татьяной Николаевной об интервью. Ее имя – Ирина Таран, и она уже внештатный корреспондент газеты «Тамань».
– У нас на мероприятии уже работает много журналистов, дайте ваш телефон, я обязательно хочу прочитать, что вы напишете. Вы нам их передадите, как только напишете, и мы обязательно что-нибудь опубликуем, – говорит ей Татьяна Ковалева, протягивая визитку.
Интересно будет взглянуть, каким увидят это культурное событие юные журналисты из российских регионов.
Наконец узнаем: россияне разместились на первом этаже здания, а белорусы – на втором. Мы с любопытством осматриваем комнаты участников фестиваля. Состояние здания, если быть до конца честным, оставляет желать лучшего. Комплексу «Жемчужины» в этом году исполнилось 35 лет.
В тесных коридорах не протолкнуться, случайно заглядываем за одну дверь – здесь достаточно взрослые ребята, обычные отдыхающие «Жемчужины» рисуют стенгазету к вечернему представлению своего отряда, в соседнем помещении – проводят разминку артисты коллектива «Палеская зорачка».
Наконец, находим комнаты наших ребят, все довольны тем, как их устроили. Живут по 4-5 человек в номере. Некоторые коллективы поселили вместе – еще один повод найти новых друзей. Девочки из Сургута и Волгограда, из разных коллективов живут в одной комнате. В затемненной от солнечного света комнате они устало пьют чай и беседуют.
Дурное воспитание?
Группа юных белорусов в коридоре отказывается назвать себя. Напрашиваемся посмотреть номер, а они, ссылаясь на беспорядок, не пускают.
– Вы чем занимаетесь, какой номер представляете?
– Танцуем.
– А что танцуете?
– Диско, – бравый паренек выступает вперед, девочки, стоящие поодаль, с интересом поглядывают в его сторону.
Чуть позже Татьяна Николаевна объясняет мне:
– Мы вот с вами подошли к группе ребят, спросили у них что-то. Никто из них не знает, кто я и кто вы, просто подошли какие-то взрослые. И сразу кое-кто начинает хитрить, кто-то ударяется в браваду. А в столовой кому-то не хватает перца, кому-то соли. И вот в жизни все нужно учесть.
При общении с детьми нужно стать на ту ступеньку, на которой стоит данный конкретный ребенок, и общаться с ним оттуда, ни в коем случае не разговаривать свысока. В лагере нельзя общаться формально с ребятами, это в школе можно взять такой стиль общения. Здесь же эмоциональная обстановка такая насыщенная, что нужно мгновенно почувствовать особенность ребенка и соответственно общаться, перенять его стиль. Вспомните этого мальчика из Беларуси. Вот он такой классный – имени своего не знает, он танцор, его окружают друзья, а рядом еще девчонки. Как только начнешь ему читать нотации, мгновенно потеряешь контакт! Это еще такой возраст – 10 лет, когда желание быть мужчиной, взрослым человеком обострено, он, может быть, больше ощущает себя мужчиной, чем человек 40-летний.
Все ли дети одинаково талантливы?
Мы вышли из «Сокола» с целью еще немного прогуляться по ухоженной и уже совсем безлюдной территории лагеря. Сейчас – тихий час, впереди у ребят еще один (всего два) поход на море и утомительный, но такой интересный вечерний концерт.
– А к талантливым детям нужен какой-то особый подход?
– Ко всем детям нужен особый подход! Что такое талантливые дети? Это просто дети, у которых мы определили какую-то особенность, и она себя позитивно проявляет, – делится Татьяна Николаевна. – Нет таких детей, у которых не было бы талантов. Просто мы их не раскрыли. Японцы-педагоги считают, что каждый ребенок талантлив в какой-то сфере. Просто сегодня какой-то из этих сфер еще не существует! В моем детстве как бы мы могли узнать, что кто-то из сверстников талантливейший программист? Тогда и компьютера-то не было! Ребенок пошел в художественную студию – у него не получилось. Пошел в танцевальную – опять не получилось. Он что, не талантливый ребенок? А компьютеров не было! Если ты веришь, что каждый ребенок талантлив и ты его не загоняешь в какие-то рамки, он обязательно проявит свои способности!
Однако необходимо также, чтоб способности соприкоснулись с реальностью. В той же деревне растет талантливый, умный в компьютерах мальчик, но если перед ним не поставят компьютер, он не проявит свой талант. Посмотрите, сколько у нас в Союзном государстве мероприятий для детей, и они самые разные! Для ребят спортивных, для ребят, увлекающихся туризмом, для юных экологов, для ребят, увлекающихся историей, и так далее. У ребят есть шанс попробовать себя в разных сферах и этот свой талант почувствовать, увидеть, другим показать.
– Одним словом – открыть все пути.
– В детстве нужно как можно больше искать, пробовать. Чем хороши все эти лагеря? Пусть здесь кое-где, мы с вами увидели, плитка отвалилась, компот горячий, но и жизнь кипит. В одной комнате дети что-то рисуют, в другой – готовят танец или стенгазету. Этот первый опыт очень важен. С этого начинаются настоящие увлечения, и с этого начинается открытие себя и своей профессии.
– Для этого существуют кружки и студии, а в чем роль именно фестиваля?
– Чтобы талант раскрылся, очень важен маленький успех. Вот почему здесь много концертов, много номинаций. Для того чтобы дремлющий зародыш таланта развился, достаточно одного маленького успеха. Выйдешь на сцену, почувствуешь, какой это драйв, удовольствие, – уже уходить не захочешь.
Стоит сказать ребенку: «Ты – дурак, ты ничего не можешь, да ты посмотри, как ты двигаешься, ты же нот вывести не можешь!» – и это «ты не можешь» будет довлеть над ним в любой ситуации, может его буквально парализовать. Вот почему для нас так важно сохранять на фестивале ощущение свободы и праздника. Чтобы каждый из приехавших почувствовал себя удачливым, успешным и счастливым!
Мария ДАРМАНСКАЯ