Дорога в космос
Нынешний год в Союзном государстве проходит под знаком 50-летия полета в космос первого космонавта Земли – Юрия Гагарина, открывшего новую эру в развитии человечества. К полувековому юбилею в Российской Федерации утвержден орден Гагарина. Всего выпущено 100 таких наград, каждая из которых инкрустирована пятью бриллиантами. В числе первых орден вручен ветеранам космонавтики. Награды за №44 удостоен гомельчанин Григорий Денисенко – Герой Советского Союза, бесстрашный летчик Великой Отечественной войны, полковник. Награда Григория Кирилловича на днях была торжественно вручена его родственникам в Гомельском областном Совете ветеранов.
Как это нередко бывает, состояться первому космонавту помимо его личных неординарных качеств (огромного желания летать, недюжинного трудолюбия и целеустремленности) помог еще целый ряд обстоятельств, которые сложились именно так и не иначе, и люди, которые соединили их таким образом. Среди них был и гомельчанин Григорий Денисенко.
Григорий Кириллович – человек яркий, неординарный и при этом невероятно скромный. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945-го, Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина, Славы 3-й степени, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (четырежды), Красной Звезды (дважды) и многих других высоких наград. В годы Великой Отечественной войны храбро громил врага, летал на штурмовике Ил-2. За полтора года участия в боевых действиях совершил 197 вылетов, уничтожил на земле 20 вражеских самолетов и два – в воздушном бою, 47 танков, три железнодорожных состава и множество другой техники противника. Его самолет дважды сбивали.
После войны Григорий Денисенко служил в ВВС СССР, работал в аэроклубах России. В середине 50-х возглавил Саратовский аэроклуб, где судьба и свела его с Юрием Гагариным. И для студента индустриального техникума, в котором учился тогда будущий первый космонавт, эта встреча была знаковой. Окажись на месте Григория Кирилловича другой, менее чуткий и внимательный человек, судьба Юрия Алексеевича могла сложиться совсем иначе.
Григорий Кириллович вспоминал:
– В соответствии с приказом заместителя председателя ДОСААФ СССР по авиации Н.П. Каманина студентов техникума запрещалось брать в аэроклуб на летное отделение. В те времена народному хозяйству очень нужны были специалисты среднего звена – прорабы, мастера, начальники цехов. Юра же с друзьями пришел в аэроклуб и попросил зачислить именно на летное отделение. Я пытался ему объяснить, что не могу этого сделать, что есть запрещающий приказ. Но парень настойчиво продолжал уговаривать принять его. Я пообещал, что когда буду в Москве, переговорю с генералом Каманиным, чтобы было сделано исключение. Юра, безусловно, в рубашке родился, твердо шел по предначертанному ему жизненному пути. Очень скоро меня вызвали в Москву на сборы, и я рассказал Николаю Петровичу о Гагарине – мол, парень хорошо учится, отличный спортсмен, секретарь комитета комсомола, уж очень просится в аэроклуб. Нужны нам такие люди. «Посмотрите на месте, – согласился Каманин, – чтобы, во-первых, руководство техникума не возражало, а во-вторых, с военкоматом договоритесь». Я так и сделал.
Так Юра стал курсантом Саратовского аэроклуба. И пока я утрясал вопросы во всех инстанциях, он проходил курс теоретической подготовки, после чего сдал все предметы на «отлично». Занятия шли каждый вечер по четыре часа. И это после трех пар занятий в техникуме! Какие нужны были организованность, упорство и сила воли! Но из-за теоретического курса Юра отстал по практической летной подготовке. Он убеждал меня, что ликвидирует отставание, а я ему сказал: «Давай так: приносишь диплом с отличием из техникума – будешь летчиком. Нет диплома с отличием – будешь литейщиком!» Прошло некоторое время, и Гагарин принес мне диплом с отличием. Мне ничего не оставалось, как выполнить свое обещание.
Юра был зачислен в летную группу, где вскоре стал одним из лучших. Запомнился очень трудолюбивым молодым человеком. При этом оставался обычным парнем: веселым, озорным, знавшим толк в хорошей шутке. Помню, бегал с друзьями на реку поплавать, бывало, что и на бахчу за арбузами лазили.
После окончания аэроклуба Гагарин получил направление в Оренбургское летное училище, потом его отобрали в отряд космонавтов, и он первым из землян совершил полет в космос. Но тех людей, которые ставили его на крыло, не забывал.
Впоследствии Григорий Денисенко встречался с Юрием Гагариным в Москве, когда тот уже был первым космонавтом Земли...
С белорусским Гомелем у Григория Кирилловича связана значительная часть жизни. Здесь ему были присвоены звания: почетный гражданин города Гомеля и Гомельской области, почетный летчик Вооруженных сил Республики Беларусь.
Нынешней весной Григория Кирилловича Денисенко не стало. 10 мая ему исполнилось бы 90 лет.
Вручая от имени Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева орден Гагарина сыну Григория Кирилловича Владимиру и его семье, советник Посольства Беларуси в Российской Федерации Валентина Якутенок сказала о ветеране так:
– Великий человек... То, сколько он успел сделать, с лихвой хватило бы на несколько жизней…
Валентина ЛАЙКОВА