САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Одно сокровище, святыня...

Картину, посвященную истории взаимоотношений Пушкина и юной Марии Раевской, впоследствии княгини Волконской, представляет режиссер. Эти 22 программы можно найти в Интернете, а по спутниковому телевидению кроме России их покажут в Беларуси и на Украине.

–  Вы как-то заметили, что с 1936 года у нас не было ни одного фильма о Пушкине, – каким вам виделся поэт? Довлело ли над вами цветаевское «Мой Пушкин», то есть чисто субъективный взгляд на поэта, или вы считались с тем, как было принято изображать его? А принято было по-разному, эпохи менялись…
– Эпохи действительно менялись, и я думаю, что фильм о Пушкине на самом деле можно снять только сейчас, как и написать книгу. За это в разное время брались разные личности, и я была потрясена, когда поняла, что Лев Николаевич Толстой хотел написать роман не о декабристах, – это так принято считать, – он хотел написать роман о декабристах, Николае, Николаевской эпохе и о Пушкине, это видно из его дневников. Но Льву Николаевичу Толстому нельзя было добраться до архивов – все, что касалось декабристов, находилось под запретом. В советское время совершенно были запрещены темы о царях, монархов можно было представлять только в негативном плане, то есть рассказывать о том, как они доводили бедного поэта. В наше время можно говорить то, что ты думаешь, и нужно воспользоваться этим, чтобы дать свою собственную оценку, изучив историю, чем я, собственно, и занимаюсь.
Я прочитала более двух тысяч томов, посвященных эпохе. Замечу, что особенно интересно писали о ней женщины, и, разумеется, среди этих томов – дневники Пушкина и его современников. Но главное в том, что в моей жизни уже была встреча с Пушкиным в фильме Владимира Яковлевича Мотыля «Звезда пленительного счастья», где я играла Марию Николаевну Волконскую, и там был эпизод с Пушкиным – он провожал мою героиню в сложный сибирский путь. Он говорил ей: «Вы будете жить среди лучших людей нашего времени, тогда как мы…» – и отпускал Марию. В это же время я узнала, что существовала некая влюбленность между Пушкиным и  Марией Раевской в юности, и даже какие-то кольца были, что-то такое я слышала.
Владимир Яковлевич давал мне читать запрещенные по тем временам книги,  например, я прочла очень интересные записки о царской семье и впервые поняла, что цари были тоже людьми. Там была приведена замечательная фраза супруги Николая I Александры, которая просила помочь этим женщинам. И она сказала: «Если бы Богу было угодно и с Вами бы такое произошло, я последовала бы за Вами». Ну вот, мы нашли Пушкина, сыграли эпизод, но кто-то сказал, что не подобает Пушкину появляться в эпизоде, и поэта в нашем фильме не стало.
Момент этот вспоминала всегда с болью и к 200-летию Александра Сергеевича стала как-то  стремительно делать документально-художественную картину об отношениях Марии Николаевны и Пушкина под названием «Одна любовь души моей». Получилось так, что мы подарили тот фильм Российскому телеканалу, который отчитался им за подготовку к национальному празднику. А сейчас, по-моему, и бесплатно его не покажут, потому что, как я говорю, нерейтинговые имена у Пушкина, Гоголя, Тютчева для нашего телевидения, особенно для первых каналов. Если вы придете с предложением криминальной темы, с вами будут разговаривать, а предложите фильм о Тютчеве – вас поблагодарят за «очень серьезную работу» и, знаете, с этаким пренебрежением отправят на канал «Культура». Так, к 200-летию поэта мы сделали фильм «Любовь и правда Федора Тютчева», который до сих пор не показан телезрителям. Как не воскликнешь – что с нами случилось, почему мы не говорим о том, что у нас величайшая, древнейшая и мощнейшая культура, – вот это, конечно, меня удручает.
А увлечение Пушкиным у меня было всю жизнь, дома рассказывают даже такую историю, как я, начав говорить, как все дети, вдруг замолчала, и так надолго, что все испугались, не буду ли я немой. И однажды, когда моя бабушка, сибирская писательница, везла меня на прогулочном катере, я вдруг отчетливо продекламировала: «И родимая страна вот уж издали видна». Оказалось, я уже Пушкина знала наизусть, я просто молчала.
Пушкин всегда занимал мои мысли, и, когда я заканчивала режиссерский факультет, как и актерский, у Герасимова, моей первой телевизионной работой, после фильма по Салтыкову-Щедрину, был «Медный всадник». Главную роль в нем – От автора –  играл Сергей Апполинарьевич Герасимов, а бедного Евгения – бедный Бурляев. «Бедный» – потому, что на съемках в осеннем Ленинграде я поливала его из брандспойта водой, и все останавливались, чтобы посмотреть на это диво. Он сидел на каменном льве, а я, знаете, делала наводнение в Петербурге.  На этот фильм, к слову, меня благословил Ираклий Андроников, с которым я успела познакомиться, он очень хорошо оценил мою работу.  
Потом я делала курсовую  по «Пиру во время чумы» и 8 лет работала вот над этим сериалом – также под названием «Одна любовь души моей». В нашем фильме немало пушкинских размышлений о поэзии, о слове, о жизни и смерти, фильм наш от частной истории любви незаметно вырастает до  серьезных обобщений о назначении поэта, о степени его участия в общественной жизни страны, о его взаимоотношениях с властью. Все эти вопросы актуальны и для нашего времени, и нам только предстоит их решать.
– Ставили ли вы целью освободить образ Пушкина от «монументализма» советской эпохи и не впадают ли сейчас художники в другую крайность?
– Впадают, и не только художники, какая чудовищная пошлятина вышла на свет Божий к юбилею поэта, сколько вранья печаталось, в какой цене были сюжеты «ниже пояса»! Даже поддельные дневники Пушкина, сфабрикованные в 30-х годах прошлого века одним сексологом в Америке, появились. Честное слово, если бы судьба столкнула меня с этим человеком, я вызвала бы его на дуэль, да и многие, достоверно известно, хотели его поколотить за это художество.
– Могли бы вы дать оценку спектаклю «Александр Пушкин», который шел в Театре им. Ермоловой?
– А вам известно, что Сергей Безруков в роли Пушкина снялся вначале в моем фильме, а потом появился на сцене? Так совпало – у него вот-вот должна была состояться премьера, а я ему предложила сыграть Пушкина, он даже замер у телефона, когда я ему это сказала. Я очень ценю этого актера за его искрометность, ему к лицу будет любой классический персонаж. Впервые увидела его в роли Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», и увидела  Есенина – веселого, хулиганистого и в то же время трагическую личность. Потом увидела Моцарта в «Амадее» – замечательно, и – «Александра Пушкина». Надо сказать, очень своеобразный был спектакль, я назвала бы его так – «Александр Пушкин в исполнении Сергея Безрукова». Автор пьесы и режиссер спектакля Виталий Безруков изначально делал его на Сергея. Мне спектакль во многом понравился, особенно сцены с Пущиным, няней, поставленные с большим юмором.
У нас же Безруков удивительно тонко сыграл сцену дуэли, которую я действительно реконструировала, все действие идет на французском языке. И там есть такие детали, которые очень важно будет узнать всем, кто любит Пушкина, например, тот момент, когда они сходятся, и первым – вместо Пушкина – стреляет Дантес, не доходя еще до метки барьера. И Пушкин падает, испытывая, видимо, чудовищную боль, потому что он по-французски говорит секунданту Данзасу: «Кажется, у меня раздроблено бедро…» А Дантес инстинктивно делает движение к Пушкину, видимо, чтобы помочь ему встать, но поэт кричит, чтобы тот вернулся к барьеру, и ставит его под выстрел. А так как в падающий пистолет забился снег, Данзас дал Пушкину другой пистолет, что и поставили им впоследствии в вину – замена пистолетов, но из первого стрелять было нельзя. Пушкин целится и стреляет, и Дантес падает, но то ли от пуговицы, то ли от еще какой-то «защиты» – не думаю, что это был бронежилет, – пуля отскакивает. И в этот момент Пушкин произносит уникальную фразу: «Я думал, мне доставит удовольствие его убить, теперь вижу, что нет».  Вот это потрясающе.
Так вот Сергей вошел в состояние человека, который решается на все и поставил на карту не только свою жизнь – честь. «Играть с моей честью я никому не позволю», – так говорил Пушкин. И я, разбираясь годами, что же все-таки произошло в то время, считаю, что огромный клубок политических интриг, а никак не личное дело между Пушкиным и Дантесом, подвели поэта под этот выстрел.
И здесь я вновь возвращаюсь к фигуре министра иностранных дел Нессельроде, который появляется у меня и в фильме о Тютчеве, и, в особенности, к роли его жены в фабрикации подметных писем, порочащих Пушкина. На жену министра впрямую указывает фраза Александра II о том, что «теперь-то мы знаем, кто был автором  анонимных  писем  –  это Нессельроде». Крымская война  свидетельствует о том, что Пушкин, скорее всего, мешал вырабатыванию политики при дворе, потому что мог силой своей мысли воздействовать на Николая I, который вообще ни к  кому не прислушивался, такой был самостоятельно мыслящий царь, но от этого страдала Россия.  
Царь окружил себя немцами типа Клейнмихеля и Нессельроде, так как считал, что «дворяне служат России, а не Романовым», как хотелось бы ему. Просто его очень напугало Декабрьское восстание, и он предпочитал не вступать в контакты с дворянами, а вот Пушкин мог запросто гулять с ним и был допущен до архивов, куда не было ходу никому, кроме Карамзина. Пушкин, по сути, заменил Карамзина и стал нашим историком, поэтому ему и предоставили возможность написать роман о Петре I.
– Вам не страшно было показывать Пушкина на экране?
– Нет, не страшно, потому что, считаю, мы должны говорить о русских гениях – через образы, а если они сыграны так, что вызывают у зрителей  слезы, задача  будет выполнена сполна. Помню, после первых показов в Михайловском ко мне подошла учительница русского языка и литературы и сказала: «Наталья Сергеевна, я ждала такого фильма всю жизнь».  
– Как вы относитесь к тому, что ряд пушкинистов считает Марию Раевскую тайной нареченной поэта, с которой его разлучил злой рок?
– С большим интересом. Пристально рассматривая судьбу поэта с юношеских лет, хочу сказать, что он был глубинными корнями связан с семьей Раевских. Они все, начиная с главы семьи Николая Николаевича Раевского, героя войны 1812 года, и заканчивая его сыновьями – Александром и  Николаем, тоже будущим генералом, и тремя очаровательными дочерьми – Екатериной, Еленой, Марией, – четвертая была совсем маленькой, – сыграли  огромную роль в  жизни ссыльного поэта, нищего и еще мало кому известного. «Утаенной любовью» Пушкина пушкинисты считают: одни –  Екатерину, другие – Елену, третьи – Марию. И правда, Пушкин мог быть влюблен во всех троих, но любил он духовно, считаю, одну – именно Марию Николаевну.
Это явствует из исследований многих пушкинистов, в частности Щеголева, об использовании работ которого, наряду с «Записками княгини Волконской», указано в каждом титре фильма. Именно Щеголев, пристально рассматривая «Посвящение» к «Полтаве», обнаружил зачеркнутые строки в черновике. Помните,

«Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей,
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей»?

Так вот первоначально первая строка звучала так: «Сибири хладная пустыня». Мария Николаевна в это время была уже в Чите, то есть не может быть сомнения, что эти строки  адресованы ей. Кроме того, Пушкин посылал Волконской в Сибирь книги со своими автографами, поскольку письма писать ему не разрешалось, а Мария Николаевна знала его почерк, и ей было очень приятно получать такие посылки.
Но самое главное, у нас есть вещественное свидетельство всего нашего повествования – кольцо с сердоликовой печатью, которое было на руке Пушкина. Однажды на Кавказе они разыграли его в лотерею, и неожиданно выиграла ее Мария Раевская. Конечно, все это подстроил Пушкин, просто ему хотелось, чтобы на ее руке было это колечко. Кольцо отправилось с Марией Николаевной в Сибирь и всегда было с ней как пушкинский талисман. Умирая, она передала его сыну Михаилу, с тем чтобы он сберег.  
Я давно знала об этом кольце и, когда начала снимать фильм, стала его разыскивать. Приехала на Мойку и говорю: «Вы ничего не знаете о существовании такого кольца?» А мне говорят: «Знаем, оно у нас». Я чуть не лишилась дара речи. И тут из маленькой коробочки достают колечко с сердоликовой печатью и мне на ручку кладут. У меня рука задрожала – пушкинское кольцо, которое принадлежало Марии Раевской! Мы сделали копию, и это кольцо появилось в нашем фильме.
Потом я стала дознаваться, кто же был владельцем кольца до Пушкина? Мало кому известно, что лицеист Пушкин был влюблен в царицу Елизавету Алексеевну и посвятил ей гениальные стихи, которые заканчивались строкой «Был эхом русского народа». А у царей за стихи принято было делать подарки, и, по моей версии, кольцо это было подарено Пушкину императрицей, и в нашем фильме есть сцена, которую изумительно сыграла Илзе Лиепа. Она говорит с немецким акцентом поэту-отроку: «Тай это колечко той, которой будет принадлежать твоя душа».  «Тогда оставьте его на вашей руке», – говорит Пушкин. – «О нет, это не я, это не я». И там целая интрига разыграна, но, в конце концов, кольцо остается у Пушкина, а потом попадает к Марии Николаевне.
– Рассматриваете ли вы отношения Пушкина с Марией Раевской в сослагательном наклонении – «если бы было так…»? Сравниваете ли княгиню Волконскую с Натальей Николаевной?
– Думаю, что Мария Раевская составила бы достойную партию для Александра Сергеевича, это была совсем другая личность, и в этом смысле обстоятельствами была разорвана некая связь. Мария Николаевна не очень любила своего супруга и была, можно сказать, насильно выдана за него замуж.  Она отправляет Пушкину письмо, запечатанное этим самым кольцом, в котором сообщает, что выходит замуж, а точнее, выдана замуж, и я придерживаюсь той точки зрения, что Пушкин откликается на это сообщение  стихотворением «Сожженное письмо». Да-да, по нашей версии, «сожженное письмо» принадлежало княгине Волконской, а не графине Воронцовой.

Гори, письмо любви,
она велела,
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню
все радости мои…

А Наталья Николаевна у нас тоже есть – начинается фильм с дуэли, и потом ретроспективно показана вся жизнь поэта. Более того, я считаю, у Марии Николаевны и Натальи Николаевны должно быть какое-то сходство, интересно, что они ушли из жизни в один и тот же год. В моем фильме они встречаются, что было вполне вероятно, потому что Наталья Николаевна была за границей как раз в то время, когда туда отправились Волконские, вернувшиеся из сибирской ссылки. Встречался же с ними Лев Николаевич Толстой, по результатам встречи и родился у него замысел романа «Декабристы».
Я уверена, княгиня Волконская интересовалась судьбой Пушкина и Натальи Николаевны. В нашем фильме, к слову сказать, есть сцена, в которой Наталья Николаевна передает Марии Николаевне крохотные детские пинеточки, по сюжету, «башмачки Николеньки», первенца Волконской, которого она оставила в Петербурге, и год спустя он умер. Пинеточки – подлинный экспонат музея на Мойке.
Есть и такая деталь в нашем фильме – старшая дочь Пушкина и Натали – Маша похожа на Марию Николаевну, об этом говорит Волконской Наталья Николаевна: «Он мне все время говорил: «Как она похожа на Машу Раевскую!»
– Открыли ли вы что-то для себя в этой женщине?
– Кроме того, что женщины Х1Х века, особенно дворянки,  непостижимым образом отличались от современных девушек огромной культурой, Мария Николаевна поражает тем, что она – человек долга. Если почитать ее письма, то видишь – несмотря на то что ее отъезду сопротивлялась вся семья, особенно отец, который остро ощущал, что навсегда теряет любимейшую дочь, –  от этого расстройства он вскоре и умер, – уезжала она в восторженном состоянии духа и говорила, что счастлива. Конечно, она была в экзальтированном состоянии духа, но в Сибири она проявила уникальный героизм хотя бы в том, что стойко сопротивлялась холоду. Она устроила зимний сад в своем доме и выращивала лимоны. Как добрый ангел, она бесстрашно входила в любую лачугу, лечила людей. Когда однажды жандарм выгнал их с дочерью со спектакля в драматическом театре, она создала домашний театр Волконской. И буквально через два года, когда к Волконским приехала сестра Сергея Григорьевича и Мария Николаевна пошла с ней в тот самый театр, все зрители встали и зааплодировали ей.
Салон Волконской гремел по всей Иркутской области, в него приглашали лучших исполнителей, всех музыкантов-гастролеров. А когда губернатором Иркутска стал Муравьев, тот самый, который впоследствии известен как Муравьев-Амурский, он приблизил к себе семью Волконских и участвовал в образовании их сына  Михаила. Интересно, что Михаил Волконский был на коронации Александра II, и когда царь увидел  Нелли Волконскую, он подошел к ней и сказал: «Прошу вашего брата отвезти в Сибирь весть – я освобождаю ваших родителей». И Михаил за шесть дней примчался на лошадях в Иркутск и сообщил, что царь освободил декабристов. Их и оставалось-то всего человек тридцать, многие были уже глубокими стариками.
Когда была в Иркутске, я видела салон Волконской и ее зимний сад. Этот культурный центр жив и сегодня, являясь главным домом в Иркутске, его душой, и каждый может воспользоваться  драгоценным опытом княгини Волконской. В доме сохранена обстановка Х1Х века, хранятся вышивки Марии Николаевны, например вышитый ею образ Сикстинской мадонны. Там стоит один из двух сохранившихся в мире пирамидальных роялей, второй – в веймарском доме Гете, но на нем не играют, а иркутский звучит до сих пор.
– Что вам известно о потомках Волконских, помогали ли они в съемках фильма?
– Они живут во Франции и Швейцарии, думаю, они увидят этот фильм.

Вера ДЕМИДОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также