На ступень выше
Людей с ограниченными возможностями, сиречь инвалидов, в России много. Всего в стране их более 13 млн (то есть 9%), 642 тыс. человек – дети. Только в столице РФ таких людей насчитывается 1,2 млн человек, детей – 26,3 тыс. Увы, инвалидам сегодня трудно войти в транспорт, проникнуть в учреждения, магазины… Мэр российской столицы Сергей Собянин недавно объявил фактически о новой программе помощи людям с ограниченными возможностями. А заимствовать опыт россияне будут прежде всего в «городе без барьеров» – Берлине.
Спецшкола – в каждом районе
В этом году в Москве планируется закупить 2 тыс. низкопольных автобусов, а к 2013-2014 годам полностью заменить автобусный парк столицы РФ транспортом, приспособленным для нужд инвалидов. Кроме того, в текущем году в городе будет построено 43 тыс. специальных съездов у входов в здания (прежде всего социального назначения). Это притом что за все предыдущие годы было обустроено только 30 тыс. таких съездов. Планируется также создать дополнительно 8 тыс. рабочих мест для людей с ограниченными возможностями (вчетверо больше, чем в минувшем году).
Школы для детей-инвалидов появятся в каждом районе российской столицы, подчеркнул Сергей Собянин. «В каждом районе должна быть создана такая базовая школа. В настоящее время в Москве их только 95», – отметил столичный мэр. При этом московский градоначальник заявил, что дети с ограниченными возможностями должны также обучаться и в обычных учебных заведениях. «Нам нужно заинтересовать обычные школы, чтобы дети, которые могут там адаптироваться, обучались и в них тоже», – определил задачу Сергей Собянин. Он добавил, что с этой целью прорабатывается вопрос с Департаментом образования Москвы об увеличении нормативов финансирования на обучение ребенка-инвалида.
Что касается обмена «опытом милосердия», то в конце лета запланировано несколько семинаров с участием лучших московских и берлинских специалистов. А осенью в столицу прибудут специалисты сенатского управления городского развития Берлина, представители палаты архитекторов по проектированию безбарьерной среды и других немецких и европейских организаций. Представлять Москву на этом семинаре кроме специалистов будут также члены общественных организаций инвалидов.
Третий этап обмена опытом должен пройти в Берлине в декабре текущего года. В Германию направятся московские чиновники социальной сферы, работники ЖКХ, транспортной и строительной областей, занимающиеся приспособлением городской инфраструктуры к нуждам инвалидов.
Ни туда и ни сюда…
Разумеется, нельзя сказать, что до сего дня проблемами инвалидов в столице не занимались. Принимались городские целевые программы, многое из намеченного выполнялось. Но несделанного все же куда больше, чем сделанного.
Вы здоровый человек? Ну так попробуйте-ка представить себя в инвалидной коляске!
Вы, скажем, живете в пятиэтажке. Она без лифта – как одолеть путь на улицу? К примеру, с третьего этажа – 40 ступеней. 40 жестоких ударов коляски. Сколько времени она прослужит? А вверх – каково?
Или даже в доме с лифтом – но в старом доме. Лифтные шахты в них рассчитаны на кабину шириной 650 миллиметров, а для коляски инвалида-опорника нужно 850 миллиметров. Чтобы расширять шахты, надо убрать часть квартир. Или же выдать всем инвалидам дополнительные пересадочные коляски. И то, и другое проблематично.
В огромное количество учреждений инвалиду в каляске не войти никак. Ступеньки и ступеньки – без пандусов. В подземный переход кое-как можно спуститься по полозьям, но в середине пути – перепад поверхности. Значит, поворачивай назад. Вот вроде бы современный гипермаркет «Метро»… Колясочник может спокойно проехать по рядам, выбрать товар. Но у кассы – преграда: коляска не проходит по ширине…
Везде дорога…
В Берлине вы не найдете ни одного пешеходного перехода, по которому не может перейти-переехать человек на коляске, – бордюры обязательно имеют разрыв на ширину перехода. И в метро там колясочник попадает прямо с тротуара.
Специальными лифтами для инвалидов снабжены все узловые и множество второстепенных станций, которые легко определить по значкам на схеме метро. Так что человек с ограниченными физическими возможностями вовсе не ограничен в своем передвижении по городу, он может добраться всюду, куда ему нужно. Если к первому вагону метро или электрички подъезжает человек в коляске, выходит машинист поезда и устанавливает специальный пандус. Такая же схема действует в автобусах.
Передвижение людей, потерявших зрение, облегчают устные объявления на вокзалах и в поездах, а также специально оборудованные бордюры на станциях. Актуальную информацию о строительных работах в транспортной сети и о станциях, специально оборудованных для удобства инвалидов, можно найти на страницах Интернета и на станциях городских электричек.
Новые закупочные центры, построенные за последние годы во многих частях города, оборудованы специальными лифтами для людей в инвалидных колясках. Постоянно открываются новые кафе и рестораны, большинство из которых специально оборудованы для удобства инвалидов. Особой популярностью у людей с ограниченными возможностями пользуется ресторан «Кефер», находящийся под крышей Рейхстага, с грандиозным видом на обновленный центр города. Стоит заметить, что на улицах и в учреждениях рядом с кабинкой обычного туалета обязательна и дверь со значком, означающим, что этот туалет оборудован специальными поручнями и прочими приспособлениями для человека на коляске.
Отель, «рассказывающий истории»
Каждый 10-й коренной берлинец – инвалид тяжелой степени, а рабочую силу «среди своих» немцы чтут особенно. Поэтому, к примеру, значительную часть торговцев хот-догами, пирожками, напитками и прочими продуктами на улицах составляют люди на колясках. Работа нетрудная – так зачем же, считают берлинцы, выполнять ее здоровякам?! Труд инвалидов в Германии – это традиция. И неслучайно в районе Кройцберг на улице Ораниенштрассе вот уже в течение 120 лет в мастерской слепыми вручную изготавливаются расчески, линейки, щетки и другие изделия. В 1998 году группой молодых дизайнеров здесь была создана новая производственная линия.
А недавно в Берлине открылся отель Grenzfall, где работают люди с ограниченными возможностями. 17 из 23 его сотрудников – люди с тяжелыми физическими недостатками.
Подобных отелей открыто в Германии уже 25. Их задача социальная – помочь людям с ограниченными физическими возможностями найти контакт со здоровыми людьми. К тому же такие отели – пока еще свободная рыночная ниша, уверен Аксель Грассман, президент Объединения интегративных гостиничных предприятий. «Люди хотят не просто здание, – говорит он. – Этот отель «расскажет истории»».
Проект, безусловно, социальный, но при этом совсем не благотворительный – бизнес-идея уже зарекомендовала себя вполне удачно. Его гостей, безусловно, тронет сердечность и добродушие обслуживающего персонала, ведь у его сотрудников есть удивительные преимущества.
Работник с синдромом Дауна, например, невероятно терпелив. Просто бесценное качество для работника, занимающегося сервировкой завтрака. Физический недостаток становится в известном смысле достоинством. И клиенты останавливаются в таком отеле совсем не из жалости, а просто потому, что остаются довольны обслуживанием.
За необычными сотрудниками присматривают специалисты и педагоги. Их задача: вовремя направить подопечных и разглядеть их скрытые таланты. А последние – бесконечно счастливы быть нужными в мире людей. Ведь именно слово «человек» – с физическими недостатками или без них – лежит в основе концепции отеля.
Эта гостиница – своеобразный оазис спокойствия: здесь все происходит без спешки, чинно, своим ходом. И такой мир завораживает, да так, что некоторые министерства и концерн «Дойче Бан» даже заявили, что будут отправлять своих особо утомившихся сотрудников в отель Grenzfall – для снятия стресса и напряжения.
«Абсолютно сумасшедший» театр
Любовь, смерть – вот темы, интересующие актеров берлинского театра инвалидов RambaZamba.
В театре RambaZamba все актеры умственно отсталые. У каждого свой диагноз. Инвалидность нередко превращает жизнь таких людей в мучение, и на сцене они играют так, как будто рассказывают о себе. Они отличаются от других, и именно это делает их искусство таким непосредственным, поэтичным и спонтанным.
Своим существованием театр RambaZamba обязан Морицу Хене, появившемуся на свет в 1975 году с синдромом Дауна. Когда Морицу исполнилось 16, его родители – актриса и театровед Гизела Хене и режиссер Клаус Эрфорт – решили создать проект для сына и таких, как он. С тех пор «абсолютно сумасшедший театр» RambaZamba, расположенный в берлинском районе художников и музыкантов Пренцлауерберг, поставил 8 пьес и 2 ревю, объездил с гастролями Германию, побывал за границей.
Вместе с театром «Тыква», еще одной труппой, где играют инвалиды, актеры RambaZamba организовали фестиваль «Без границ». Недавно в берлинском центре KulturBrauerei встретились коллективы из Италии, Франции, Англии, Польши, Швейцарии, Германии, в которых также играют актеры-инвалиды.
Александр ГУБАНОВ