САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Тайна Всевышнего

В этом году древнейший в Беларуси Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке отметит также и 850-летнюю годовщину создания  шедевра старобелорусского ювелирного мастерства – Евфросиниевского креста. Созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей, крест бесследно исчез в начале Великой Отечественной войны в 1941 году. В монастыре молятся и веруют, что придет время – и тайна исчезновения национальной реликвии будет раскрыта.

В этом году древнейший в Беларуси Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке отметит также и 850-летнюю годовщину создания  шедевра старобелорусского ювелирного мастерства – Евфросиниевского креста. Созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей, крест бесследно исчез в начале Великой Отечественной войны в 1941 году. В монастыре молятся и веруют, что придет время – и тайна исчезновения национальной реликвии будет раскрыта.

Ежедневно монастырь принимает многочисленных паломников и гостей древнего Полоцка. Бывают дни, когда одновременно сотни и тысячи людей идут поклониться мощам святой заступницы земли белорусской – Евфросинии, прикоснуться устами к воссозданному в 90-е годы прошлого века животворящему Кресту.
Полоцкий монастырь, просуществовав девять столетий, был закрыт в 1960 году. Его Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал в период Великой Отечественной войны и в те годы являл собой действительно печальное зрелище. В 1985 году власти пытались создать на этой территории туристический комплекс, а в здании полуразрушенного собора открыть планетарий.
– Но по милости Божией эти проекты не осуществились, – говорит настоятельница монастыря матушка Евдокия. – В июле 1989 года был издан Указ Священного Синода РПЦ о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке. Спустя год первые насельницы, в числе которых была и я, начали налаживать здесь духовную жизнь. В одних сестринских корпусах царило запустение, в других еще проживали люди. Необходимо было приводить здания в порядок, хлопотать о переселении.
Первые монахини прибыли в Полоцк из Жировичской обители (Слонимский район Гродненской области). Господь помогал, и древняя обитель постепенно возрождалась, став за 20 лет одной из самых крупных на территории Беларуси. Трудами епископа Димитрия (Дроздова) и приходской общины были возведены стены и купол Кресто-Воздвиженского собора, который сегодня встречает паломников во всем своем великолепии.
В 2010 году здесь широко отмечалось 100-летие со времени перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В свет вышла книга «Полоцкое радование», в которой собран богатый архивный фотоматериал по истории обители, впервые опубликованы уникальные исторические документы, представлена иконография.
В январе этого года игуменья Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке матушка Евдокия (Левшук) вместе с главой Полоцкой епархии Белорусской православной церкви архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием удостоены премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

Благодатную силу небесной покровительницы Евфросинии ощущает каждый, кто молитвенно преклоняется у позолоченной раки мощам святой.
Преподобная по праву считается хозяйкой в своей обители и незримо руководит всем в ней совершающимся. Сестры монастыря трудятся на огороде, кухне, просфорне, в рукодельных мастерских, церкви, ризнице, библиотеке, воскресной школе. Они пишут иконы, книги, статьи, проводят экскурсии для паломников… И точно знают: во всем им помогает святая матушка-заступница.
Утро в монастыре всегда раннее: в 5.15 – било, подъем, в 5.45 – начало полунощницы. Каждый день в обители освящается молитвой.
– Главное дело монаха – молитва, все же остальное – поделие, – говорит игуменья Евдокия. – Но для того, чтобы очистилось сердце и молитва была угодной Господу, необходимы смирение, послушание и телесный труд.
Полоцкая обитель была основана преподобной Евфросинией около 1125 года. Как рассказывает дошедшее до наших дней Житие Преподобной, родилась Евфросиния, в миру Предслава, в Полоцке на берегах Двины и Полоты, около 1105 года в семье князя Георгия, младшего сына Всеслава Чародея. В раннем детстве она училась «книжному писанию». Одаренная девочка прослыла редкой красавицей. Тем неожиданнее выглядело то, что  княжеская дочь сбежала в монастырь к своей тете. Юная Предслава приняла иноческий постриг в возрасте 12 лет и занялась переписыванием книг.
Исторические документы свидетельствуют: Евфросиния Полоцкая заложила основы уникальной библиотеки Софийского собора и стала единственной в Средневековье женщиной, занимавшейся переписыванием книг. То есть выбор Евфросинии в ее время был уникален для истории.
Полоцкий епископ Илья, видя безграничное самопожертвование молодой монахини, предложил ей создать недалеко от Полоцка, в деревне Сельцо, женский монастырь, где грамоте обучали бы не только монахинь, но и всех желающих мирянок.
Духовное наставничество создательницы и покровительницы древнего монастыря свято чтится каждым поколением насельниц обители.

Сохранившийся Спасо-Преображенский храм монастыря считается воистину чудом. Подобных памятников архитектуры и культуры XII века – единицы на всем белорусско-российском пространстве. Церковь была построена по замыслу самой Евфросинии зодчим Иоанном в 50-е годы XII века всего за тридцать недель, как свидетельствует Житие. Храм Спаса в совершенно новых формах явил собой вершину полоцкой архитектурной школы, которая оказала сильное влияние на каменное строительство в Смоленске, Новгороде и Гродно.
Вот уже более десяти лет московские и минские реставраторы ведут работы по открытию первозданных росписей в храме, сохранившихся от пола до самого купола церкви. Известный российский реставратор Владимир Сарабьянов уверен, что уникальные фрески созданы непосредственно под духовным наставничеством самой Преподобной.
Искусствоведы сходятся в том, что по полноте сохранности декораций Спасская церковь может быть сравнима только с ансамблями Софии Киевской (1040 г.) и собора Мирожского монастыря во Пскове (около 1140 г.).
– Пока раскрыта только третья часть площади фресок XII века, – говорит Владимир Сарабьянов.– Памятник уникален, сохранность древних декораций практически полная, поэтому все они будут раскрыты. В каждой фреске чувствуется дыхание Преподобной Евфросинии. Эта живопись чрезвычайно насыщена содержанием.
Художник сделал свой вывод об авторстве росписей на основе контекста их сюжетов, композиции и стилистики, назвав свое открытие «сотней метров неожиданных подарков».
В этой же церкви находилась икона Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Евфросиния Полоцкая отправила своего посланца к византийскому императору Мануилу Комчину и константинопольскому патриарху Луке Хризовергу с богатыми дарами и одновременно с просьбой прислать в ее монастырь одну из трех икон Богородицы, написанных евангелистом Лукой. Эти иконы находились в разных городах – Константинополе, Иерусалиме и Эфесе. Была прислана икона Богоматери из города Эфеса. В настоящее время она находится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Матушка Евдокия с особым почтением высказывается об уникальности Спасо-Преображенского храма. В этом году здесь планируют опустить пол, чтобы получить доступ к самым нижним слоям первоначальных росписей на стенах. Восстановление церкви ведется в соответствии с решением Правительства Республики Беларусь, и сроки окончания работ зависят от финансирования.

В сентябре 2009 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Полоцкий монастырь посетил глава Русской православной церкви Святейший Патриарх Кирилл. Здесь, в Крестовоздвиженском соборе обители, хранится воссозданный Крест преподобной Евфросинии. Утерянный в ХХ веке уникальный крест был воссоздан брестским мастером Николаем Кузьмичом по образу и подобию того, что сделал много веков назад ювелир Лазарь Богша.
В своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о духовном смысле торжества Животворящего Креста. Через Крест явилась в мир спасающая сила Божия, и каждый, кто приходит поклониться Святому Кресту, задается вопросом о мире в своей душе, ибо только в мирное и беззлобное сердце входит благодать, ниспосылаемая от Бога.
Сегодня люди не всегда способны с Крестом, со страданием связывать какие-то положительные чувства и переживания. Во время обсуждения преподавания Основ православной культуры в школах России, например, прозвучали предложения избежать в повествованиях о православной культуре темы страданий и смерти. Такова типичная реакция человека. Но ведь вся тайна Креста Господня – «Бог есть любовь», и только любовью Божией может быть понята эта тайна. Воспитание людей в любви начинается с того, что в сердце человеческом воспитывается доброта. Всякая злоба – вне Божиего Закона. А потому и спасение наше – через Крест.
Патриарх был впечатлен тем, что церковь в лице полоцкого владыки Феодосия и игуменьи Евдокии очень бережно относится к историческому наследию, воссоздав национальную реликвию – Крест Евфросинии.
Дата его рождения была проставлена на самом кресте – 1161 год. Судьба христианской святыни необычна. Сначала Крест находился в церкви игуменьи Евфросинии. В ХIII столетии Крест был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск, где пролежал в одном из монастырей до начала ХVI века. Крест пользовался большой популярностью, ему поклонялись и даже сделали близкую копию. В эпоху Василия ІІІ (1505-1530) полоцкий чудотворный Крест был вывезен из Смоленска в 1514 году как большая драгоценность и военный трофей. Иван Грозный признавал его «крестную силу»: во время похода на Полоцк в 1563 году он поклялся, что вернет крест на прежнее место, если тот поможет ему вернуть город. Так и произошло – Грозный вернул Крест Полоцку, не глядя на его исключительную материальную ценность. Позднее Крест был перенесен в Софийский собор, который принадлежал униатам. И в дальнейшем реликвия перемещалась в разные места в зависимости от смены исторических событий.
В 1841 году Крест, побывав в Москве и Санкт-Петербурге, вновь был возвращен в Полоцк на то самое место, которое определила Кресту игуменья Евфросиния. Здесь святыне предстояло храниться почти 90 лет.
В 1929 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк в поиске исторических реликвий. Крест преподобной Евфросинии Полоцкой нашли в местном финотделе и перевезли в Минск, а затем в Могилев. По архивным документам, он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии, пока не началась Великая Отечественная война. В растерянности и спешке вывозилось оборудование заводов, поэтому о музейных ценностях позаботиться не успели. Крест бесследно исчез... По свидетельствам очевидцев, последний день нахождения реликвии в Могилеве – 13 июля 1941 года. 15-16 июля фашистские войска уже сомкнули кольцо вокруг города. Все последующие усилия найти святыню результатов пока не дали.
В чем же ценность этого шедевра старобелорусского ювелирного мастерства? Крест был украшен 21 золотой пластиной, драгоценными камнями, орнаментальными композициями и 12 эмалевыми образами с изображением святых. В середине Креста в пяти квадратных гнездах были помещены реликвии: кусочки Креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и Святого Пантелеймона, кровь святого Димитрия. На Кресте был выбит текст, в котором извещалось имя его создателя, ценность дорогих металлов и камней, что пошли на его украшение, а также помещалось проклятие тем, кто его украдет или продаст. Но, похоже, проклятие не подействовало. Хотя кто знает…
Шли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви Беларуси (1992 г.) было решено всеправославную святыню воссоздать. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Изготовить святыни поручили брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. С Божией милостью и помощью преодолевались большие трудности. Была восстановлена утраченная, казалось бы, навсегда техника перегородчатой эмали. К тому же светскому художнику было необходимо, по словам Николая Кузьмича, преодолеть и обычные человеческие искушения,  пройти духовное очищение. На этом нелегком пути с ним «присутствовали Господь Бог и Евфросиния Полоцкая...».
– Крест в истории был символом белорусской святости и государственности, – подчеркивает Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, – потому что создавался он как орудие объединения славянских племен... Этот Крест должен был, по идее преподобной Евфросинии, объединить враждовавшие, подчас родственные племена. Так что это – символ победы добра над злом, символ единства, ибо победа добра над злом есть результат единства сил добра».
Воссозданный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был возложен в храме Преображения Господня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря в 1997 году.
И все же будет ли когда-нибудь найден подлинный образец византийского и древнеславянского искусства? В монастыре молят Господа об этом и в годовщину 850-летия создания святыни свято верят, что Всевышний знает тайну исчезновения и спасения Креста.

Светлана ДЕДИНКИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также