В ответе за будущее страны
Вопросы образования и воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день остаются наиболее важными в современном российском обществе. Как будут учиться и какие знания будут получать юные россияне? Будут ли они воспитываться при этом гражданами, культурными и способными размышлять? Какие нововведения нужны для того, чтобы образование шло в ногу со временем? И как грамотно проводить эти преобразования, учитывая в первую очередь мнение специалистов и потребности самих детей? Эти и другие вопросы обсудили политики, педагоги и учащиеся – участники видеомоста Москва – Сочи – Томск – Екатеринбург «Всероссийское родительское собрание».
Педагоги и родители с сожалением отмечают: количество платных мест в вузах растет, равно как растет и стоимость обучения. А это может закрыть дорогу в высшие учебные заведения для многих абитуриентов.
– Более того, попытка принять новые стандарты образования и новая редакция закона об образовании в Российской Федерации таят в себе опасность того, что наше образование будет переведено на платную основу и фактически станет одним из видов услуг. Это недопустимо. Знания – это не товар, – уверен представитель Екатеринбурга, председатель общероссийского движения «Родительское собрание» Герман Авдюшин.
По статистике, в прошлом году более половины выпускников высших учебных заведений получили образование за деньги. Безусловно, такая возможность должна сохраняться для тех абитуриентов, у которых есть средства и которые не желают участвовать в общем конкурсе при поступлении. Но делать это нормой для всех поступающих недопустимо, как единогласно признают родители и педагоги.
Говоря о реформах в сфере образования, участники отметили, что главным условием должен стать учет мнения педагогов. Не стоит торопиться ни с принятием закона, ни с введением нового стандарта, чтобы, модернизируя систему, вместе с водой не выплеснуть и ребенка, ради которого все делается. Это серьезный шаг, касающийся будущего целой страны, и государство должно прислушаться к тем, кто лучше всего знает детей. Необходимо предварительное широкое обсуждение, и главное слово должно быть за специалистами.
Не менее острой проблемой остается трудоустройство выпускников вузов. В Государственную Думу уже внесена законодательная инициатива, касающаяся квотирования рабочих мест для выпускников. Суть проекта заключается в том, что все фирмы с численностью сотрудников не менее 100 человек, вне зависимости от форм собственности, должны зарезервировать места для молодых специалистов, не имеющих стажа работы, или направить отчисления в местный бюджет для создания новых рабочих мест.
В продолжение дискуссии представители Томска – города, в котором образование является градообразующей отраслью, – рассказали об уникальном проекте, который призван поддержать молодых специалистов. Это студенческий бизнес-инкубатор, где любой студент или аспирант может предложить свой инновационный проект и начать свое дело. Сегодня выпускники – участники проекта уже осваивают мировое научное пространство. Многие из них трудятся в знаменитой Силиконовой долине, а те, кто остался в России, смогли создать 24 компании, которые сегодня успешно работают на российском рынке.
Не забывая о том, что «в здоровом теле – здоровый дух», участники обсуждения подняли вопрос о необходимости поддержки физвоспитания в школах и университетах. В этой области уже есть очевидные достижения. Гости из студии в Сочи рассказали о том, что в столице будущей Олимпиады за последние три года появились 42 спортивные площадки, спортивная школа, повысились доплаты учителям физкультуры, а в учебных заведениях активно реализуется программа подготовки специалистов для эксплуатации олимпийских объектов.
Без сомнения, в современном обществе образование должно быть доступно каждому, вне зависимости от физических возможностей. В ходе обсуждения особое внимание было уделено проблемам детей-инвалидов. Сегодня эти дети чаще всего оказываются исключенными из школьного социума: получая образование на дому, они не имеют возможности общаться со сверстниками и участвовать в школьной жизни. А одноклассники порой даже не знают о существовании в классе ребенка с ограниченными возможностями. По статистике, в России 13 миллионов инвалидов. Отсутствие технического оснащения в городской среде, в том числе университетах и школах, зачастую делает их заложниками поневоле. А между тем именно эти дети во многих случаях добиваются отличных результатов в учебе. Школьник из Екатеринбурга Иван Черепанов рассказал о социальном проекте помощи таким детям, который реализуют его сверстники: они навещают инвалидов, устраивают для них мероприятия, стараются привлекать их к участию в проектах школы и т.д. Но, безусловно, одной человеческой помощи недостаточно – проблема может быть решена только при помощи высоких технологий. Сегодня во многих учебных заведениях в крупных городах есть пандусы для инвалидов. Но и этого недостаточно для того, чтобы обеспечить полное включение детей в образовательный процесс. По мнению Ивана, необходимо оборудовать каждое учебное место школьника с ограниченными возможностями компьютером, подключенным к Интернету, а также оснащенным программами для дистанционного общения. Инициатива школьника была высоко оценена участниками видеомоста – они отметили, что это предложение достойно государственной поддержки.
Но нельзя забывать о том, что важнейшая роль в образовательном процессе принадлежит учителю, работа которого в России сегодня сродни подвижничеству.
– Корни проблемы лежат гораздо глубже, чем кажется, – в нашей современной нравственности, – говорит Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. – Молодое поколение теряет уважение к учителю, так как массовая культура навязывает детям совсем иные ценности и демонстрирует других героев – не тех, которые защищают родину, трудятся и воспитывают детей, а тех, кто живет за счет других и идет по головам. Мы не должны допустить, чтобы учителя стали воспринимать только как человека, который «натаскает» для ЕГЭ. К учителю должны относиться с почтением. Но, безусловно, это будет возможно в том случае, если сам учитель будет стремиться к саморазвитию, к тому, чтобы быть современным и понятным молодому поколению. Каждый молодой учитель хочет одеваться, ходить в театр, посещать культурные мероприятия и т.д. А для этого ему необходима достойная заработная плата.
Подводя итоги встречи, педагоги и родители единогласно признали: только гражданское общество, правительство и законодательные органы сегодня в первую очередь ответственны за то, чтобы в нашей системе образования обучение непременно сочеталось с воспитанием будущих граждан, которые и будут проводить модернизацию страны. Участники прошедшей встречи уверены: преобразования в стране должны быть реализованы в будущем культурными и образованными людьми, высококлассными и ответственными специалистами.
Татьяна СЕРГЕЕВА