Взгляд изнутри: «фейки» в Сети и заупокойная по печатной прессе?
Международный медиафорум, который прошел 12 сентября в столице Беларуси, получился весьма представительным: с познавательными докладами выступили спикеры из разных стран. Самые большие делегации - из Китая и России.
КИТАЙ - ЭТО НАДОЛГО
В кулуарах в Минске с китайской делегацией все обсуждали как накануне на Дальнем Востоке Владимир Путин пёк блины с председателем КНР Си Цзиньпинем. В красках изображая, как они шуршали половником и сковородками, как дружно чокались за дружбу между странами. «Это не Китайская стена, правда, но мы ведь в России», - сказал Путин китайскому коллеге и похвалил его первый блин, который вышел не комом – кругленький и ровненький.
Руководители ведущих СМИ высказывали надежду, что сотрудничество наших стран с Китаем будет прорывным, учитывая текущие отношения с Западом. Официальная линия не раз озвучивалась и Владимиром Путиным, и Александром Лукашенко: Китай - стратегический партнер на долгие годы.
НЕ ПУГАЙТЕ ИНТЕРНЕТАМИ
В официальных приветствиях участникам форума прозвучало – здесь все матёрые журналисты, редакторы и медиамагнаты собрались, чтобы получить новые фолианты знаний. В зале тут же стали вспоминать Московскую международную книжную ярмарку, которая на днях завершилась в Москве и в очередной раз доказала, что и россияне и белорусы – читающие нации. Что бы там не говорили, какими бы «интернетами» не пугали. Наши люди любят читать книги – да и прессу тоже.
На открытии форума озвучили послание от президента республики Александра Лукашенко. Он попросил журналистов не только выражать свое мнение, но и не забывать о морали – это не менее важно, чем информационная наполненность материалов. Потому что сейчас идет бурный поток «отвязных» материалов и новостей, за которые никто не отвечает. А последствия этого могут быть катастрофичными.
СПЕКУЛЯНТЫ И ВРУНЫ
Много говорили в этой связи о фейковых новостях и сайтах, как они плодятся и бесконтрольно множатся, как аудитория покупается на липовую информацию, и к чему это может привести. Эти псевдо-СМИ спекулируют на трагедиях, выдумывая жертвы и факты. Они не стесняются откровенно ложных и пропагандистских призывов.
Красной линией звучало, что форум - это обучение и обмен опытом. Это особенно актуально для белорусской журналистики, которая хочет быть в тренде – в тренде новых форматов, где тон задает интернет и социальные сети. Многих волнует судьба газет. Поживут они ещё или уже пора петь заупокойную? Мнения тут противоречивые. В очередной раз сошлись на том, что прощаться с печатной прессой все-таки пока рано.
ПАНАЦЕИ НЕТ
Участников форума интересовало и то, как «зацепить» широкую аудиторию, привлечь людей на сайты СМИ. Тут разговор получился в духе «есть ли жизнь Марсе? Науке это неизвестно».
Нет панацеи - как стать популярным веб-ресурсом. Одни берут нахрапом, другие идут медленными шагами. Одни и те же приемы прекрасно срабатывают у одних, а у других - проваливаются. Единой формулы пока не нашли, просто однозначен вывод: надо брать на заметку реальный опыт, через который прошли успешные СМИ. Смогут ли остальные повторить успех? Видимо, узнаем на медиафоруме в следующем году.