Алексей Дзермант: Большинство белорусско-российских противоречий - это сугубо хозяйственные споры, а не идеология или политика
Член клуба экспертов "СВ", научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала «ИМХОклуб.by» рассказывает, что он услышал от Александра Лукашенко во время «Большого разговора с президентом»
Выступления и интервью Президента Беларуси Александра Лукашенко я, конечно, слышал и раньше. Слышал и видел. Много. Но впервые посчастливилось слушать вживую, непосредственно, слушать его ответы и видеть реакцию аудитории. И должен сказать, что разница большая. Все-таки многие смыслы и контексты становятся гораздо более понятными, когда видишь реальные эмоции, жесты и их воздействие.
Президент Лукашенко — прирожденный оратор, настоящий народный трибун, который очень точно выражает мысли и чаяния своего народа.
Пожалуй, самое первое и большое впечатление от него — это человек, рожденный народной стихией, а не политическими интригами. Он говорит простым и понятным языком, говорит о том, что реально волнует людей.
Что еще я вынес из «Большого разговора» с Лукашенко? По сути, это человек левых взглядов, выступающий за социальную справедливость — для него это фундаментальная ценность, — который вынужден мириться с рыночной экономикой.
Почему? Потому что наш геополитический флагман — современная Россия — это страна, родившаяся из западного капитализма. Мы готовы принять и это, потому что могут быть разные русские государства с разными экономическими моделями. Но когда коммерческие интересы начинают определять повестку ближайших союзников, то вряд ли это может закончиться хорошо.
Почти все белорусско-российские противоречия последнего времени — это сугубо хозяйственные споры, никаких серьезных идеологических или политических оснований для расхождений нет. И в этом я очередной раз убедился, внимательно послушав Лукашенко.
На фоне острой фазы нефтегазовых переговоров с Россией многие ждали, что Лукашенко возьмет на вооружение квазинационалистическую риторику. Этого очень этого ждали националисты как в Беларуси, так и в России.
Первые хотели бы видеть себя новыми идеологами для Беларуси, вторые надеялись, что Лукашенко откажется от самого себя — от принадлежности к общности русских людей.
Но этого не было и не будет. Лукашенко сказал: пока я президент, никто здесь не кинет камнем в русского человека; Россия — это святое; Беларусь и Россия — общее отечество, которое мы будем защищать.
Да, Лукашенко резко критиковал олигархические рецидивы в России, но он никогда не подвергал сомнению приверженность союза с Россией и он прекрасно понимает, что на Западе никто Беларусь не ждет. Для него в отношениях с союзниками и любыми партнерами важно прежде всего равноправие.
В этом смысле Лукашенко как выразитель белорусского народного характера — глубоко советский человек. А Советский Союз строился как равноправный союз народов вокруг России.
И в словах Лукашенко это понимание слышится явно и отчетливо. Да не только в словах, но и в личном отношении к национальному согласию в стране — в Беларуси нет никакой этнической дискриминации и по-настоящему работает дружба народов.
То же и в международных отношениях — Лукашенко тепло говорил о визитах в Узбекистан, Египет, Судан. Без всякого высокомерия и превосходства.
Антиколониализм и стремление увидеть в других людях, вне зависимости от вероисповедания и цвета кожи, равноправных партнеров, которым надо помогать развиваться, а не только зарабатывать на них деньги — вот это я тоже услышал от Лукашенко.
Разговор с ним длился рекордные 7 часов 20 минут. Но как сказал в конце сам Президент, никакой усталости не было, был мощнейший энергообмен. Разговор мог длиться бесконечно, но мой вопрос был последним. Он был о том, как Александр Григорьевич представляет себе белорусскую мечту.
И он ответил. Ответил в своем стиле, с пониманием того, что надо большинству белорусов. Во-первых, это право на достойную жизнь и достаток, во-вторых, это чувство принадлежности к Родине, куда всегда хочется возвращаться.
Признаюсь, именно на этом чувстве я стал себя ловить в последнее время: мне хочется возвращаться домой из поездок и странствий, я горжусь, что у меня белорусский паспорт, потому что мне нравится жить в Беларуси — красивой, достойной, трудолюбивой стране. И во многом она такая именно благодаря Лукашенко.
«ИМХОклуб.by»