«Тройка» - это не отметка, а состояние души
Владислав Серегин после многолетней карьеры в деловой журналистике решил сменить профиль и уехал из Москвы в Глазов преподавать географию. В День учителя, который в России отмечается 5 октября, он рассуждает о том, как сделать так, чтобы у детей на уроках «горели глаза»
Слезть с колокольни
Я стал учителем географии в двух школах Глазова. В этом городке в Предуралье прошло мое детство. Почему решил резко сменить профиль деятельности? Во-первых, устал. Во-вторых, мне стало скучно, пропал «огонь». Да и поле для работы журналиста в России сжимается. Найти работу учителя в родном городе оказалось легче, чем в Москве. Мне показалось, что начинать все с чистого листа комфортнее там, где тебя еще помнят, как хорошего ученика. Предмет я знаю хорошо после факультета географии в МГУ, но педагогического опыта не было.
Самое главное, решил я, это стараться подавать предмет увлекательно и понятно. Рассказывать ученикам истории, показывать презентации, видео, задавать заковыристые вопросы-задачки. Первые две недели я «танцевал» на уроках, а ребята сидели, хлопали глазами, с интересом слушали, но ничего не записывали. Как показала первая контрольная, в голове у них ничего не осталось.
Теперь я диктую главное под запись, попутно обучая детей азам стенографии, чтобы сокращать эту скучную, но необходимую часть урока. Заставляю перерисовывать мои рисунки и схемы. И выкраиваю время для интересных дискуссий, интерактива. Самому интересно, что из этого выйдет.
Стремление сделать уроки насыщенными, увлекательными не всем коллегам близко. Многие советуют: слезь с колокольни. Мол, не надо «грузить» молодежь лишней информацией, которая вряд ли потребуется им в жизни, хотя, с другой стороны, может сделать ее более понятной, придавать повседневности глубину и насыщенность. Мои шестиклассники, например, искали ответ на вопрос, почему в окружности именно 360 градусов, восьмиклассники – почему Россия неэффективно использует свое транзитное положение в железнодорожном и морском транспорте.
Индивидуальный подход
Еще я стал практиковать индивидуальные домашние задания. Например, один семиклассник регулярно на моих уроках отпрашивается в туалет. Я не знаю, что это – физиология или скука, но теперь он готовит доклад о Тихо Браге (считается, что этот датский ученый-астроном умер от разрыва мочевого пузыря на приеме у короля, поскольку этикет не позволял встать и выйти в уборную). Особо ленивые, болтливые, тихони и молчуны также получают подобные «наказания»: ищут на карте мира места с самыми высокими приливами в мировом океане, составляют топ-5 самых мощных приливных электростанций, объясняют суть парникового эффекта и т.д.
Практика показала, что на такие «вопросы на засыпку» готовы отвечать всего 3-4 человека в каждом классе. Остальные просто игнорируют задания. Возможно потому, что за них я не ставлю оценки, а выдаю «медали» – бумажки с колокольчиком. Пять таких медалей позволяют повысить на один балл результат любой контрольной работы.
Чем ближе старшая школа, тем меньше желания у ребят делать что-то дополнительное, для общего развития. Самые веселые и сообразительные дети у меня – это шести- и семиклассники. Хотя все они очень разные – от «тупых», до «звездочек». Причем, «тупые» – не буквально, просто они не читают, им неинтересно, у них нет амбиций. Тройка – их предел, им больше не надо.
Как оживить «болото»?
Главная печаль для меня – у большинства школьников не горят глаза. Чем старше дети, тем меньше этого огня. Я пока не знаю, как оживить «болото». Но проблески уже есть. Раздача индивидуальных заданий показывает, что у некоторых ребят они вызывают неподдельный исследовательский интерес. Они находят новые факты, даже удивляют меня формой и содержанием ответа. В этом я и вижу смысл школьной географии – дать детям ощущение мечты, возможность увидеть мир, почувствовать тягу к путешествиям и познанию.
С хроническими троечниками веду «душеспасительные» беседы прямо на уроке. Например, прошу подумать, почему им негде в Глазове покататься на роликах и велосипедах (дороги очень плохие – ямы да канавы). Подсказываю, что ремонтируют их такие вот «троечники» – кладут холодный асфальт или наваливают его прямо в лужи. «Тройка» - это не отметка, а состояние души. Когда ты себя уже со школы убеждаешь, что и так сойдет, то к взрослой жизни это начинает действовать повсеместно. Ты живешь «как придется», ведь «и так сойдет».
На большинство, к сожалению, это пока не действует. За первую контрольную из 106 учеников седьмых классов 56 получили двойки. Пересдавать пришли только пятеро. Но были и те, кто предлагал выполнить индивидуальное задание, чтобы я пересмотрел оценку. Такую инициативу приветствую.
Я не идеалист и понимаю, что мне не удастся увлечь весь класс географией, но у меня есть мечта сделать так, чтобы три-четыре заинтересованных человека сначала превратились в семь-восемь, а потом их число перевалило за десяток. Как этого достичь? Стимулировать конкуренцию: одну из контрольных, например, организую таким образом, что пятерку получат первые 20% учеников всей параллели, набравших больше всего баллов, а двойки – последние 20%.
Мне кажется, что современной школе и школьникам не хватает амбиций. Она вернула школьную форму и работает на средний результат, больше внимания уделяя формальной стороне обучения (соответствия чему-либо), чем качеству самого процесса. Система не учит детей искать информацию, обрабатывать ее. Я лично не против того, чтобы ребята при подготовке доклада пользовались «Википедией». Но я запрещаю дублировать текст оттуда – он должен быть изложен своими словами, понят.
Даже на контрольных я пока позволяю пользоваться всем: интернетом, учебником, атласом. Поскольку многие вопросы – открытые, на них нет прямых ответов. Нужно что-то знать, успеть прочитать, найти подсказки, чтобы ответить верно. Мне кажется, что таким образом я заставляю ребят думать и искать ответы, а не выбирать готовые решения. Прав ли я – покажет время и… проверка Рособрнадзора