САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Блоги

«Тройка» - это не отметка, а состояние души

Владислав Серегин после многолетней карьеры в деловой журналистике решил сменить профиль и уехал из Москвы в Глазов преподавать географию. В День учителя, который в России отмечается 5 октября, он рассуждает о том, как сделать так, чтобы у детей на уроках «горели глаза»

Фото из личного архива В. Серегина

Слезть с колокольни

Я стал учителем географии в двух школах Глазова. В этом городке в Предуралье прошло мое детство. Почему решил резко сменить профиль деятельности? Во-первых, устал. Во-вторых, мне стало скучно, пропал «огонь». Да и поле для работы журналиста в России сжимается. Найти работу учителя в родном городе оказалось легче, чем в Москве. Мне показалось, что начинать все с чистого листа комфортнее там, где тебя еще помнят, как хорошего ученика. Предмет я знаю хорошо после факультета географии в МГУ, но педагогического опыта не было.

Самое главное, решил я, это стараться подавать предмет увлекательно и понятно. Рассказывать ученикам истории, показывать презентации, видео, задавать заковыристые вопросы-задачки. Первые две недели я «танцевал» на уроках, а ребята сидели, хлопали глазами, с интересом слушали, но ничего не записывали. Как показала первая контрольная, в голове у них ничего не осталось.


Теперь я диктую главное под запись, попутно обучая детей азам стенографии, чтобы сокращать эту скучную, но необходимую часть урока. Заставляю перерисовывать мои рисунки и схемы. И выкраиваю время для интересных дискуссий, интерактива. Самому интересно, что из этого выйдет.

Стремление сделать уроки насыщенными, увлекательными не всем коллегам близко. Многие советуют: слезь с колокольни. Мол, не надо «грузить» молодежь лишней информацией, которая вряд ли потребуется им в жизни, хотя, с другой стороны, может сделать ее более понятной, придавать повседневности глубину и насыщенность. Мои шестиклассники, например, искали ответ на вопрос, почему в окружности именно 360 градусов, восьмиклассники – почему Россия неэффективно использует свое транзитное положение в железнодорожном и морском транспорте.

Индивидуальный подход

Еще я стал практиковать индивидуальные домашние задания. Например, один семиклассник регулярно на моих уроках отпрашивается в туалет. Я не знаю, что это – физиология или скука, но теперь он готовит доклад о Тихо Браге (считается, что этот датский ученый-астроном умер от разрыва мочевого пузыря на приеме у короля, поскольку этикет не позволял встать и выйти в уборную). Особо ленивые, болтливые, тихони и молчуны также получают подобные «наказания»: ищут на карте мира места с самыми высокими приливами в мировом океане, составляют топ-5 самых мощных приливных электростанций, объясняют суть парникового эффекта и т.д.

Практика показала, что на такие «вопросы на засыпку» готовы отвечать всего 3-4 человека в каждом классе. Остальные просто игнорируют задания. Возможно потому, что за них я не ставлю оценки, а выдаю «медали» – бумажки с колокольчиком. Пять таких медалей позволяют повысить на один балл результат любой контрольной работы.


Чем ближе старшая школа, тем меньше желания у ребят делать что-то дополнительное, для общего развития. Самые веселые и сообразительные дети у меня – это шести- и семиклассники. Хотя все они очень разные – от «тупых», до «звездочек». Причем, «тупые» – не буквально, просто они не читают, им неинтересно, у них нет амбиций. Тройка – их предел, им больше не надо.

Как оживить «болото»?

Главная печаль для меня – у большинства школьников не горят глаза. Чем старше дети, тем меньше этого огня. Я пока не знаю, как оживить «болото». Но проблески уже есть. Раздача индивидуальных заданий показывает, что у некоторых ребят они вызывают неподдельный исследовательский интерес. Они находят новые факты, даже удивляют меня формой и содержанием ответа. В этом я и вижу смысл школьной географии – дать детям ощущение мечты, возможность увидеть мир, почувствовать тягу к путешествиям и познанию.

С хроническими троечниками веду «душеспасительные» беседы прямо на уроке. Например, прошу подумать, почему им негде в Глазове покататься на роликах и велосипедах (дороги очень плохие – ямы да канавы). Подсказываю, что ремонтируют их такие вот «троечники» – кладут холодный асфальт или наваливают его прямо в лужи. «Тройка» - это не отметка, а состояние души. Когда ты себя уже со школы убеждаешь, что и так сойдет, то к взрослой жизни это начинает действовать повсеместно. Ты живешь «как придется», ведь «и так сойдет».

На большинство, к сожалению, это пока не действует. За первую контрольную из 106 учеников седьмых классов 56 получили двойки. Пересдавать пришли только пятеро. Но были и те, кто предлагал выполнить индивидуальное задание, чтобы я пересмотрел оценку. Такую инициативу приветствую.
Я не идеалист и понимаю, что мне не удастся увлечь весь класс географией, но у меня есть мечта сделать так, чтобы три-четыре заинтересованных человека сначала превратились в семь-восемь, а потом их число перевалило за десяток. Как этого достичь? Стимулировать конкуренцию: одну из контрольных, например, организую таким образом, что пятерку получат первые 20% учеников всей параллели, набравших больше всего баллов, а двойки – последние 20%.


Мне кажется, что современной школе и школьникам не хватает амбиций. Она вернула школьную форму и работает на средний результат, больше внимания уделяя формальной стороне обучения (соответствия чему-либо), чем качеству самого процесса. Система не учит детей искать информацию, обрабатывать ее. Я лично не против того, чтобы ребята при подготовке доклада пользовались «Википедией». Но я запрещаю дублировать текст оттуда – он должен быть изложен своими словами, понят.

Даже на контрольных я пока позволяю пользоваться всем: интернетом, учебником, атласом. Поскольку многие вопросы – открытые, на них нет прямых ответов. Нужно что-то знать, успеть прочитать, найти подсказки, чтобы ответить верно. Мне кажется, что таким образом я заставляю ребят думать и искать ответы, а не выбирать готовые решения. Прав ли я – покажет время и… проверка Рособрнадзора

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  2. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  3. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду
  4. Участковым больницам разрешат продавать лекарства в населенных пунктах, где нет аптек
  5. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  6. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»
  7. Госдума РФ приняла закон о единовременной выплате до 10 тысяч рублей из маткапитала
  8. Госдума приняла поправки о наказании за использование гаджетов в зоне СВО
  9. Песков: Слова Кулебы о переговорах идут в унисон с позицией РФ, но важны детали
  10. Лукашенко и Мирзиёев в телефонном разговоре обсудили реализацию совместных договоренностей
  11. В Бундестаге заявили о проблемах с выплатами пенсий из-за антироссийских санкций
  12. Путин: Своей деятельностью на президентском посту Вы снискали большое уважение среди соотечественников
  13. Захарова связала заявления Зеленского об окончании конфликта с ситуацией в США
  14. Пахомов: Установили единообразный подход к определению размера финансовой ответственности застройщика
  15. Александр Лукашенко поздравил Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Днем рождения

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также