Правильный расчет
Союзные депутаты разбирались, как усилить интеграцию в экономике и политике, например, полностью уходить в платежах от доллара и евро
Так совпало, что заседание научно-практической конференции «Стратегия развития Союзного государства в условиях глобальных геополитических тенденций» состоялось в День космонавтики.
Да еще, когда президенты двух стран встретились на космодроме Восточный.
Вот и участникам конференции, организованной Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, словно космическим первооткрывателям, предстояло найти пусть сквозь тернии (западных санкций против нас) к звездам, то есть светлому будущему.
СМЕНА ПОВЕСТКИ
Как рассказал, открывая пленарное заседание, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Иван Мельников, задумывалось мероприятие, как теоретическое, но текущие реалии сделали его больше практическим, чем научным. А к бюджетной и аграрной темам добавились вопросы международной безопасности и стабильности. А поскольку количество европейских площадок для парламентариев Москвы и Минска, на которых можно раньше было общаться, резко сократилось, то конференция предоставила союзным депутатам такую возможность.
- Совместные геополитические инициативы России и Беларуси сегодня приобретают особую актуальность. Беспрецедентное внешнее санкционное давление, которому подвергается финансовая система и банковская сфера России, заставляют по-новому взглянуть на союзные программы, которые касаются валютного регулирования и валютного контроля, гармонизации требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере, гармонизации норм деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, интеграции платежных систем, - считает Иван Мельников.
По словам председателя Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Виктора Селиверстова, из 28 союзных программ около половины предусматривают гармонизацию законодательства в финансовой сфере:
- Это прежде всего создание общего финансового рынка, регулирование банковского сектора, гармонизация требований в области противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, унификация гражданского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства, адаптация бюджета в текущих интеграционных процессах.
А уникальность бюджетного процесса двух братских государств заключается в использовании в нем национальных валют.
ЗАБЫВЧИВЫЙ ЗАПАД
Про нескольких десятков «недружественных» нам стран, которые обложили нас санкциями, говорил и замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач:
- Многие в этих странах, по-видимому, забыли, что мы вместе глубоко интегрированы в мировые производственные и торговые цепочки. И эффект от санкций затронет многие страны, включая тех, что такую политику запустили.
Если уже не затронул. Ведь что получается на выходе: нарушение логистики и рост цен на энергоносители и продовольствие могут привести к голоду и социальной нестабильности во всем мире. Вводимые ограничения в финансовой и банковской сферах окончательно подрывают веру в «сладкую» парочку евро/доллар.
Создан прецедент, и теперь подобные ограничения могут вводиться в отношении любой страны, чей внутри- и внешнеполитический курс не соответствует ожиданиям западных партнеров.
Выход для Москвы и Минска - усиливать интеграцию в экономике. Товарооборот растет, как на дрожжах – более чем на 35 процентов за последний год. Среди лидеров сотрудничества: Тюменская, Самарская, Нижегородская, Смоленская и Московская области, Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан. Но темп нужно наращивать: время поджимает. Заделы для роста, по словам Дмитрия Вольвача, есть. В первую очередь, в сотрудничестве регионов, в расширении линейки совместной продукции, а также побеге от доллара с евро:
- Сегодня расчеты между нашими странами за поставки уже более чем на 80 процентов проходят в нацвалютах, и я думаю, что в ближайшее время этот процент будет существенно увеличен.
И это еще не все экономические «плюшки» интеграции.
Сейчас в рамках Союзного договора разрабатываются: система администрирования косвенных налогов, когда можно будет видеть движение товара от производителя до кассового аппарата, проект международного договора по формированию объединённого рынка электроэнергии, в транспортной сфере продолжается объединение информационных систем Ространснадзора и транспортной инспекции Беларуси. В этом году будет запущен и второй энергоблок БелАЭС.
ГЕОПОЛИТИКА
СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ ПРОЖИТЬ ЗА ПЯТИЛЕТКУ
От экономики до геополитики – один шаг. По мнению экспертов, главной тенденцией развития современного мира станет регионализация.
- Если говорить точнее и прямолинейнее, мы проходим этап острого экзистенциального конфликта между сторонниками многополярного мира и адептами неоглобализма в лице транснациональных финансово-корпоративных групп. Я полагаю, что этот конфликт носит характер тотальной войны, - заявил заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Андрей Савиных.
Прогноз неутешителен: примирение или компромисс между двумя лагерями невозможен. Одна из сторон конфликта будет разрушена. А победитель получит возможность доминирования в мире на продолжительный срок.
Каков будет исход конфликта, по мнению парламентария, пока открытый вопрос:
- Ответ на него зависит от самоотверженности и решимости наших стран защитить свои ценности, а значит свое право на будущее. Наша задача, как я полагаю, сделать многополярный мир единственным сценарием развития всего человечества.
Формирование многополярного мира, считает Андрей Савиных, будет происходить по сценарию создания макрорегионов - крупных объединений государств, созданных для укрепления своих политических, экономических и военных возможностей. Союзное государство – ядро будущего Евразийского макрорегиона.
- Важно создать это ядро быстро и качественно. И чтобы наш союз стал точкой притяжения для других государств, эталоном межгосударственных отношений.
И это неспроста. Ведь макрорегионы послабее отойдут на второй план. Те же страны, которые вообще не встроятся в новую систему, окажутся на периферии цивилизации, откуда успешные соседи будут выкачивать их человеческие и природные ресурсы и сбрасывать свои проблемы. Game over, как говорится. И все это будет проходить весьма стремительно.
- Для наших стран это означает необходимость максимум за пять лет пройти путь, который Евросоюз толком не сумел преодолеть почти за семьдесят лет, - убежден Анлрей Савиных.
Возможности для такого космического рывка у нас есть. Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Сергей Рачков считает, что залог этого, в частности, полная поддержка друг друга на международных площадках.
Так, фактически усилиями Москвы и Минска в Казахстан удалось впервые направить миротворческие силы ОДКБ, чтобы удержать ситуацию в этой стране под контролем, когда там начались беспорядки. А ведь Астана – это тоже часть Евразийского макрорегиона.
ИТОГИ
ПАРАД ОЦЕНОК
После пленарного заседания участники разошлись по четырем секциям. На них обсуждались вопросы законодательного обеспечения исполнения основных направлений реализации Договора о создании Союзного государства, формирования единой аграрной политики, адаптации бюджетного процесса к текущим задачам развития интеграционных отношений, в частности, ускорения рассмотрения союзных программ, а также совместной внешнеполитической деятельности Беларуси и России, тем более, что в этом году исполняется тридцать лет с момента установления дипотношений между Москвой и Минском.
Итог почти четырехчасовых дискуссий подвел директор Института экономических стратегий Александр Агеев:
- Это был парад диагнозов, оценок, предложений и решений. Причем, у нас на параде не было разделения на зрителей и участников. Парламентарии и эксперты находились в едином пространстве. А компетенции у нас были комплексные: от юридических до ветеринарных, технологических.
В той сложной международной обстановке, которая затрагивает многие цепочки и многие моменты нашей жизни, мы говорили именно о стратегии. Мы решали космические вопросы, как можем совершить рывок вперед.
И это настроение доминировало на всех заседаниях. Мы говорили о правилах: как можем куда-то двигаться, если это не огранено законодательством, если бы мы не коснулись вопросов бюджетного контроля и планирования, или не учитывали внешнюю ситуацию и продовольственную безопасность.