Сенатор Сергей Калашников: Эпидемия и экономический спад одинаково опасны
Чему нас должна научить общая беда и насколько крепко стоит на ногах в этой ситуации Союзное государство, корреспонденты «СВ» расспросили председателя Комиссии ПС по экономической политике
Сергей Калашников предвидит серьезные проблемы для бизнеса. С другой стороны, появится огромный стимул к дальнейшему единению наших стран. Фото: council.gov.
МЕСЯЦ – УЖЕ НЕ ПРОБЛЕМА
- Сергей Вячеславович, вы также - первый заместитель председателя Комитета по экономической политике в Совете Федерации. Интересно, сенаторы сейчас тоже перешли на удаленку и работают дома? Вот вы, например?
- Мы относимся к органам власти, и на нас не распространяется указание московского мэра Сергея Собянина о самоизоляции. Но глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко тем не менее попросила всех сенаторов максимально ограничить общение с людьми. Поэтому я сейчас на даче. Не отдыхаю, конечно, работаю, просто в несколько ином распорядке и, разумеется, отслеживаю ситуацию в предельно возможном режиме. В том числе все вопросы, которые касаются жизнедеятельности Союзного государства в сложившихся непростых условиях.
- Россия, как известно, закрыла границу с Беларусью. И, наверное, главный вопрос, который сегодня волнует очень многих: как это отразится на дальнейшей ситуации?
- Плохо отразится, причем на двух позициях сразу. Во-первых, на национальных экономиках и России, и Беларуси. Потому что у нас большой достаточно уровень кооперации. Постоянный обмен товарами, услугами, комплектующими и так далее. Во-вторых, изменение логистики поставок неизбежно приводит к дополнительным издержкам, а это, как вы понимаете, тоже повлечет негативные последствия.
- То есть какие-то товары не привезут сейчас в магазин, а когда они поступят - подорожают, правильно?
- Надо брать тему шире. В данном случае под дополнительными издержками я имею в виду чисто производственно-экономические факторы. Допустим, какая-то фирма закупала в Беларуси относительно дешевый товар. Теперь такой продукции нет. И фирма должна будет искать ее, например, в России, но это уже дороже, чем в Беларуси. То же касается и комплектующих.
- Неужели некоторые производства окажутся под угрозой остановки?
- При закрытии границы у предпринимателей остается два варианта. Или искать альтернативные источники поставок, если это вообще возможно, или самим налаживать у себя выпуск таких комплектующих. А значит, тратить финансовые ресурсы, чтобы развернуть дополнительное производство, пусть даже простенькое. Вот это и есть дополнительные издержки. Неделя такого режима - уже достаточно проблемная вещь. Но если это продлится месяц и больше, боюсь, начнутся уже необратимые последствия.
НОВЫЙ СТИМУЛ ОБЪЕДИНИТЬСЯ
Через КПП на границе в Россию пропускают только фуры с продуктами и необходимые товары. Фото: Белта
- Может, например, Парламентское Собрание в том числе принять какие-то экстренные меры, чтобы предотвратить серьезные последствия для экономики двух стран из-за эпидемии?
- Да, конечно. Все-таки мы считаем, что коронавирус и экономический спад - это одинаковые угрозы. С одной, правда, существенной разницей. Если эпидемию, на что есть большая надежда, все-таки удастся победить в ближайшее время, последствия развала экономики могут оказаться более длительными и очень пагубными, как для экономик обеих наших стран, так и для Союзного государства в целом.
- Как смягчить удар?
- На мой взгляд, надо выделить определенные системообразующие отрасли, контакты, важнейшие товары и создать для них особый режим, который бы облегчал их производство и перемещение.
- Насколько серьезным испытанием вирус станет для России и Беларуси как единого организма? Не только в экономическом, но и в политическом аспекте?
- Не стал бы придавать сегодняшним событиям какое-то определяющее значение, у нас и так турбулентности достаточно. В любом случае это не способствует интеграции, поскольку борьба с эпидемией предполагает обоюдную самоизоляцию не только людей, но и стран, и промышленных отраслей. Это с одной стороны. А с другой, появляется огромный стимул, наоборот, к объединению наших усилий, к пониманию того, что только совместные усилия могут обеспечить нам процветание. Хочу закончить на позитиве. Коронавирус, несомненно, будет побежден, а мы выйдем из этой борьбы еще более сплоченными и еще отчетливее сознающими, что единство российского и белорусского народов является неотъемлемой частью нашего будущего.
мнения
«Только без обнимашек»
Владимир МАМОНТОВ, гендиректор радиостанции «Говорит Москва», сопредседатель журналистского сообщества «Друзья-сябры»:
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
- Кто-то пугает, что коронавирус расколет Союзное государство. Не стал бы все обобщать. Если какие-то институты или проекты не пройдут испытание временем, значит… не пройдут. Но за Союзное государство я спокоен. Да, это испытание, которое надо пройти мудро и, может, даже пользу какую-то получить. В трудную минуту люди по-настоящему проверяются.
Это не означает, что нужно перед лицом опасности бравировать, забрасывать ее шапками. Если нужно ограничить контакты, перекрыть границу, значит, нужно. Будем с друзьями-сябрами общаться по телефону, по скайпу, по мессенджерам. Связи человеческие, экономические, финансовые не надо разрывать сейчас. Ни в коем случае. Их можно просто перевести в другие формы - временно. Главное - здравыми людьми оставаться. Помогать друг другу. Только без обнимашек. Так что у меня нет оснований думать, что совместная жизнь России и Беларуси прямо-таки расколется и потонет. Точно нет.
«Продукты через границу пропускают»
Сергей КРИВКО, руководитель национально-культурной автономии «Белорусы Смоленска»:
Фото: соцсети
- Граница от нас в двух шагах. После ее закрытия 18 марта ситуация здорово напряглась. Люди звонили, приходили с просьбами о помощи, просили разъяснить им положение дел. Ажиотаж продолжался первые день-полтора. Потом ситуация успокоилась. Сам по себе режим ограничений не является чем-то исключительным, новым. Года два назад, кажется, на границе уже выставлялись посты, сотрудники погранслужб проверяли у всех паспорта и пропускали в Россию только граждан Союзного государства. Правда, сейчас меры жестче, белорусов не пропускают, в целом жители нашей области относятся к этой мере с пониманием.
Создали специальную комиссию, которую возглавил губернатор Алексей Островский. Все заседания транслируются в прямом эфире. Любой человек может задать волнующий его вопрос главе региона и членам комиссии напрямую или через соцсети. Диалог наладили полный. И власть ничего от людей не скрывает. Продукты из Беларуси через границу, кстати, пропускают. Машины проходят. Поэтому никакого дефицита в магазинах нет. Молочка, колбасы на прилавках, как и прежде, в достатке. А также и другие белорусские товары. Вообще какого-то бума, чтобы народ вдруг бросился опустошать полки супермаркетов, у нас в Смоленске не было и в помине. Кто надо, работает. Кто-то, как я, например, трудится дома на удаленке. У нашей автономии есть представительства в районах, особенно в приграничных. Звонил туда. Тоже никакой паники. Все спокойно. Люди знают, о чем идет речь, и готовы терпеть столько, сколько понадобится.