Год ученый
Что нового появилось в российских школах, и почему они снова могут стать лучшими в мире?
- Одна беда, Машка, с этими новыми технологиями – усы Ньютону не подрисуешь теперь в учебнике. Фото: Алексей Булатов/kpmedia.ru
ЗВОНОК НА СТАНДАРТ
Старшее поколение с любовью вспоминает советские времена, когда все было не так, как сейчас: шоколад слаще, снег белее, качество образования выше. Говоря про учебу, цитируют Джона Кеннеди, который после полета Гагарина якобы сказал: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
Сейчас в рейтинге стран по уровню образования Россия стоит на 32-м месте (Беларусь на 30-м). Но по планам к 2024 году мы должны войти в первую десятку государств с лучшими школами.
Такая задача значится в нацпроекте «Образование». Чтобы подняться в «школьном рейтинге», надо получить высокие оценки в международных исследованиях. Такая «учебная проба» показывает, могут ли дети применять знания на практике, качество чтения (скорость и понимание), уровень знаний по математике и естественным наукам. За пять лет все российские школы пройдут такой международный аудит.
В конце ноября Совет по стандартам образования одобрил проект обновленных Федеральных образовательных стандартов. Там изложена суть школьной программы и расставлены ориентиры для всех образовательных учреждений.
- Важнейшее отличие новых проектов в том, что появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Это делает их понятными для всех: педагогов, родителей и учеников, - рассказали «СВ» в пресс-службе Минпросвещения РФ.
В новых стандартах подробно расписывается, какой минимум должен освоить ребенок в каждом классе. Еще один момент - сближение программ разных школ. Сейчас они могут сильно отличаться друг от друга. Если ученик переезжает, то ему часто приходится менять и учебники. Теперь во всех школах будет единая фундаментальная база.
РАЗГРУЗКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
В новых стандартах сделали акцент на использовании ребенком своих знаний в жизни. Все истории про то, что одиннадцать лет детям преподают то, что им никогда не пригодится, должны остаться в прошлом. Например, на математике должны не только научить вычитать и умножать (в конце концов для этого есть калькуляторы), но и пользоваться информацией в таблицах, диаграммах, прайс-листах. Но увеличиться нагрузка не должна. И для учеников, и для учителей.
- Новые стандарты позволят даже снизить нагрузку по отчетности, которая ложится на педагогов, - уточняют в пресс-службе Минпросвещения.
В школе должно остаться всего несколько рабочих документов: программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал и электронный дневник.
- Зачастую бывают очень странные требования. Например, учителям надо было сосчитать количество сосулек и деревьев в школьном дворе. Все это не имеет отношения к образовательному процессу, мешает ему, - говорила ранее министр просвещения Ольга Васильева.
Обновленные стандарты будут внедрять поэтапно: с сентября 2021 до 2024 года.
НА ЕГЭ И ЗВЕРЬ БЕЖИТ
Похоже, главное новшество российской школы за последние тридцать лет уже прошло период становления. Единые госэкзамены уже стали привычными, хотя споры вокруг них до конца не утихли.
«Когда мы с мужем постарались пройти тестовый ЕГЭ, наши дипломы о высшем образовании покраснели от стыда», - шутят в соцсетях про единые госэкзамены родители, но в то же время и опасаются их. Как и сами школьники. Вопросы-то из года в год все сложнее.
Рособрнадзор уже опубликовал проект расписания ЕГЭ на 2020 год. Основной этап сдачи начнется 25 мая. Первыми пройдут экзамены по географии, литературе и информатике. А закончится все 16 июня тестом по иностранным языкам. Самые сложные для выпускников три предмета: химия, биология и обществознание.
- Обновления в ЕГЭ происходят практически каждый год. Изменились задания тестовой части, появились экзамены на компьютере. В следующем году планируем минимальные новшества. Например, в ЕГЭ по физике будет не пять, а шесть заданий с развернутым ответом. В экзамене по обществознанию детализированы формулировки заданий. В ЕГЭ по русскому языку, истории и географии меняются критерии оценивания, - информирует Татьяна Половкова.
ПАРТА НА РАССТОЯНИИ
У российских детей появляется все больше возможностей получать знания дистанционно.
В Фонде новых форм развития образования рассказали, что сейчас в тестовом режиме проходит испытание образовательный маркетплейс, который скоро станет доступным школьникам, учителям и родителям. Это такая онлайн-платформа, где собрали весь образовательный контент. Причем его можно выбирать индивидуально под потребности. Это позволит всем, независимо от места жительства, получить качественное образование. Или быстро восстановить пробел в знаниях, который появился из-за болезни или лени.
Сервис пригодится и педагогам: на нем разместят курсы повышения квалификации и дидактические материалы.
Еще одна цифровая новинка - платформа «Кадровый потенциал». На этом ресурсе учителя из разных городов смогут общаться друг с другом, а руководство школ - находить для себя лучших специалистов.
Но и стандартное дистанционное образование никуда не делось. Возможность есть у каждого желающего, не только у детей с заболеваниями. Нужно просто прикрепиться к школе и приходить туда сдавать экзамены. На выходе получишь такой же аттестат, как у обычных школяров. Для некоторых этот вариант становится спасением. Но у него есть не только сторонники.
- Много лет занимался дистанционными технологиями и могу сказать, что они неэффективны, потому что здесь ребенок предоставлен сам себе и заставить его учиться очень сложно, - поделился мнением сопредседатель организации «Родительский комитет» Михаил Богданов. - Лишь в классе, во взаимодействии с учителями ребенок способен преодолевать сложности образования. Кроме того, школа выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, она помогает социализироваться.
КСТАТИ
А ПОТОМ НА ХАКАТОН
Пока искусственный интеллект в классы не пришел, и уроки ведут живые учителя. Но представить современное образование без компьютерных технологий уже сложно.
- IT-образованию школьников сегодня уделяется большое внимание. Особое значение играет связь с будущим работодателем. Так, в последнее время крупнейшие компании (Mail Group, Яндекс и другие) участвуют в создании платформ школьного образования. Растет число университетских программ и акселераторов IT-проектов для школьников, как очных, так и дистанционных, хакатонов (конкурсов программистов-разработчиков. - Ред.), - рассказывает директор Фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова.
Директор московской школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко тоже говорит, что потребность в цифровом образовании очевидна: информатика наряду с русским языком становится в школе одновременно и предметом, и средством обучения. Тут важно, чтобы учителя не отставали от некоторых продвинутых подопечных. В столице, например, уже не первый год проводится профессиональная олимпиада «Новый учитель новой информатики».
В Минпросвещения «СВ» сообщили, что примерно двенадцать тысяч учителей прошли повышение квалификации, направленные на углубление знаний и «прокачку» навыков работы с высокотехнологичным оборудованием.
ИНТЕРЕСНО
В этом году в РФ заработала программа, которая расширяет доступ к качественному образованию для всех школ. С октября 2019 года в 50 российских регионах на базе сельских школ открылось больше двух тысяч центров «Точка роста». Финансирование программы - больше трех миллиардов рублей.
Там на современном оборудовании дети обучаются по предметам «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». К 2024 году в рамках нацпроекта появится больше шестнадцати тысяч таких центров по всей стране, - сообщили в Минпросвещении.
В «Точках роста» открываются и разные кружки: естественно-научные, технические, гуманитарные. Кроме обычных классных кабинетов, есть помещения для проектной деятельности, с шахматной гостиной и медиатекой.