21 Июня 2017 года / Текст:  Борис ОРЕХОВ, Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 26  (730)

Ежик выйдет из тумана...

Советская анимация, считавшаяся лучшей в мире, чуть не потерялась в бурные 90-е, как Чебурашка в апельсинах. Казалось, навсегда. Но последние пару лет европейские и американские дети взахлеб смотрят наших «Смешариков» и «Машу и Медведя». Как обстоят дела в российской индустрии для самых маленьких, мы расспросили ведущих отечественных мультипликаторов

Ежик выйдет из тумана...

Россия. Москва. 29 ноября 2016. Председатель худсовета, режиссер Татьяна Ильина в Российской государственной анимационной студии "Союзмультфильм" в Новой Слободе. Дмитрий Серебряков/ТАСС

НОВЫЕ ЧЕБУРАШКИ


Сегодня мультфильмы Made in Russia покупают в десятках стран. Они стали самой востребованной и коммерчески успешной частью экспорта российского кинематографа. Аудитория - сотни миллионов зрителей в разных уголках Земли. Об этом говорил и Владимир Путин на встрече с работниками индустрии.

- Действительно, чудовищный провал был в 90-х годах, - вспоминает глава Ассоциации анимационного кино России, соавтор идеи сериала «Смешарики» Илья Попов. - Работали на голом энтузиазме. Пока не пришли современные продюсеры. Молодое срослось со старым, и наши проекты пробились на зарубежные рынки.

- «Смешарики», например, не просто пробились, а завоевали мир. В шести десятках стран идут на пятнадцати языках с ежедневной аудиторией в пятьдесят миллионов человек. В чем секрет такой популярности?

- В ярких, как тот же Чебурашка, образах, но абсолютно не повторяющих других персонажей. К тому же сюжет построен не на уже приевшейся борьбе добра со злом. Плюс - тонкий юмор с подтекстом. Делаем сериал для детей, но так, чтобы и взрослым было интересно. Это первый масштабный российский, а не зарубежный анимационный сериал. Зрители такого ждали.

Ежик выйдет из тумана...
Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане"

«ШРЕК» ОТДЫХАЕТ

- Возможно ли импортозамещение в полном объеме?

- Это вопрос конкуренции. Мы никогда не выступали за какие-то запреты для иностранцев. Наша задача - отвоевать зрителя.

- Получается?

- Пока не так, как хотелось бы. Объемы производства в России и за рубежом несопоставимы. Допустим, в Китае выпускают анимации в 25 раз больше. Крупных студий в нашей стране всего шесть. В остальном - маленькие творческие артели, создающие небольшие фильмы. Для короткометражной авторской анимации это нормально. Они даже побеждают на кинофестивалях. Но если говорить про конкуренцию за зрителя, то здесь, помимо качества, важно и количество.

Если будем снимать, как в советское время, по одному фильму в год, пусть даже супергениальному, то мы растворимся в этом потоке. Нас перестанут вообще замечать. Кстати, анимация здорово помогает отечественной промышленности. Одна только цифра - внутренний рынок производства детских товаров по лицензиям российских персонажей составляет более пятисот миллиардов рублей.

Взгляд из Минска

Пилипка играет первую скрипку

Белорусы делают упор на фольклорные мотивы и ежегодно собирают награды на фестивалях



- Насколько важна тут поддержка государства?

- Если наша цель стать одним из мировых лидеров и развивать анимацию, в том числе как элемент мягкой силы во внешней культурной политике (ведь мультфильмы, несомненно, влияют на восприятие тех же европейцев и отношение к нам), то без господдержки это невозможно. Мы предлагаем увеличить ее хотя бы вдвое. И тогда это будет лишь половина бюджета какой-нибудь из серий «Шрека». Но на эти деньги придут частные инвестиции, и совокупность мер позволит в ближайшие пять лет утроить производство и экспорт.

- Уже есть новые проекты для этого?

- В первую очередь «Малышарики» - один из немногих в мире проектов для детей двух-четырех лет. Для этого возраста снимают крайне мало. Хотя девяносто процентов этих малышей, согласно исследованиям, уже сами могут пользоваться планшетами и смартфонами. «Малышарики» быстро набрали в Сети больше миллиона просмотров.

Ежик выйдет из тумана...
Кадр из мультфильма "Смешарики"

ЦЕННЫЕ КАДРЫ


«Колобок в пустыне» дешевле трех богатырей

Генеральный директор студии «Мельница» Александр Боярский - о том, откуда берутся современные мультфильмы

- Недавно водила внуков на американский мультфильм. Перед показом прошла реклама еще 10 американских мультфильмов. Стало обидно: по-моему, существует диспропорция в прокате наших и зарубежных фильмов. 

- Вы правы: диспропорция есть. Технически решить проблему не сложно. Сложность – в дефиците творческого элемента и хороших сценариев. В США только в Гильдии сценаристов трудится 12 тысяч человек, а у нас их очень мало. Поэтому отечественная анимация медленно развивается. 

Но могу вас обрадовать: ситуация постепенно выправляется, в России появляются новые студии и хорошие фильмы, наши люди научились работать и понимать, что зрителю нужно. 

Профи - на вес золота

- Где готовят аниматоров?

- В некоторых российских вузах есть факультеты, где их готовят. На практике, каждая студия сама готовит себе специалистов. В мультипликацию попадают люди, как правило, уже с высшим образованием. У нас, например, есть уже состоявшиеся художники с академическим образованием. На подготовку аниматора уходит, как минимум, 3 года практики, и только потом будет понятно, получился специалист или нет. Профи здесь на вес золота. Ведь аниматор - это прежде всего артист, умеющий рисовать, ведь он должен передать и душевное состояние героя, и пластику, даже если герой – шарик или веревочка. Аниматор должен чувствовать своего героя. 

При нашей студии есть 5-месячные бесплатные курсы, мы студентам даже стипендию платим. Потом берем их на работу. Но здесь тоже не все просто. Приходит, допустим, 70 абитуриентов. Мы берем 25 человек, а к окончанию курсов остается 10-15. Не справляются. 

Учим детей добру и держим планку

- При работе над мультфильмами политическую, идеологическую составляющую учитываете? 

- Составляющая второго, третьего плана может быть любая. В «Илье Муромце», например, мы делали упор на историю. Политическую составляющую никто специально не вносил, но если она проявилась и получилось смешно, удачно, актуально - почему бы не пошутить?

 Об идеологии тоже не думаем, учитываем, что мультфильмы оказывают сильнейшее воздействие на детей. Под их влиянием формируется поведение юного зрителя , отношение к друзьям, в какой-то степени, даже жизненная позиция. Поэтому стараемся учить детей добру и не позволяем себе опуститься до уровня, на котором можно было бы привлечь не особо взыскательного зрителя. Мы планку держим.

 - Современная тенденция – это мультфильм в стиле Голливуда. Почему не советские? Ведь чудесные были мультики. И дети их до сих пор любят.

- Голливуд по уровню и качеству – ориентир для всей планеты. Если говорить о советских мультиках, то они, как правило, короткометражные. Сегодня подход к созданию мультфильмов изменился: они должны не только зрителю понравиться, но и принести студии прибыль, на которую она могла делать и не прибыльные фильмы, в том числе. 

Но сделать короткометражный фильм – полдела: его нужно как-то на телевидение запустить, чтобы его увидел широкий зритель. А телевидению нужен либо полнометражный фильм, либо сериал – то, что приносит деньги. Это серьезная проблема. 

Хороший фильм делают 5 лет

- Сколько стоит снять хороший мультфильм? 

- Времени и денег уходит много. Рисованный мультфильм 2D обойдется от 100 млн рублей до 200 млн рублей - в зависимости от количества персонажей и сложности. На «Колобок в пустыне» уйдет минимум средств, если в фильме масса персонажей, он будет дороже. Чтобы нарисовать такой мультфильм, нужно два года. Сделать мультфильм 3D - от 300 миллионов до 900 миллионов и выше. Работают над ним 3-5 лет: он гораздо сложнее. «Урфина Джюса» мы делали 5 лет. 

Мастерству учимся у французов

- Кто к кому за опытом ездит: мы к иностранцам или они к нам?

- Мы приглашаем их к себе: во Франции есть замечательная анимационная школа «Гобелены». Ее специалисты работают в Голливуде, Швейцарии. Несколько раз мы приглашали их к себе, проводили мастер-классы. Они недели полторы читали нам курс лекций по разным специальностям и высоко оценили подготовку наших сотрудников.

Рисунков в мультике, в среднем, 250 тысяч

- Как за последнее время изменился труд мультипликатора?

- Существенно. Раньше это был гигантский и адский труд. Сначала все рисовалось на кальке, затем контровалось на целлулоиде и обводилось тушью пером. А рисунков, в среднем, - 250 – 300 тысяч. Каждый контур заливали своим цветом. Потом все это снимали камерой на специальном столе. 

Сейчас калька тоже рисуется, но сканируется и идет в прорисовку на компьютере или планшете. Аниматор рисует суть, образ, пластику - грубо, широкими мазками, толстыми карандашами, без деталей. Художник прорисовывает детали - и волосы, и пуговки. Цвет заливают тоже на компьютере. 

-  Что в планах?

- Сейчас рисуем фильм «Три богатыря и принцесса Египта», под Новый год выйдет. Делаем второго «Урфина», разрабатываем следующих «Богатырей», приступили к работе над новым сериалом. Он уже в довольно ощутимом виде, нам очень нравится. И пишем следующий сценарий. Так что планов много. Осталось их реализовать.

Ежик выйдет из тумана...

АЛЬМА-МАТЕР


Кот Матроскин снова скажет «мяу»

«Союзмультфильм» снимет продолжение легендарного сериала «Трое из Простоквашино».

Такая возможность у альма-матер отечественной анимации появилась после подписания контракта с крупнейшим молочным производителем, выпускающим продукцию под брендом «Простоквашино». Сумма договора - пятьсот миллионов рублей. Столь щедрых спонсорских вливаний на «Союзмульфильме» не видели уже четверть века.

- Мы собираемся снять за три года тридцать новых эпизодов по шесть с половиной минут. Появятся новые герои, но непременно останутся главные лица - Дядя Федор, Шарик и Матроскин, - рассказала председатель правления студии Юлиана Слащева. - Покажем, как изменилось «Простоквашино» вместе со страной за прошедшие десятилетия.

Последняя из вышедших серий датирована 1984 годом. И вот новая встреча. Причем мультипликаторы будут применять технику, комбинирующую форматы 2D и 3D. Первые серии зрители могут увидеть уже в будущем году.

Также в планах студии снять полнометражный фильм про еще одного мульткумира - попугая Кешу. Рабочее название - «Кеша на Таити», вполне в духе времени. Съемки стартуют в будущем году. Премьера запланирована на 2020-й.

Вообще нынешний год для «Союзмульфильма» обещает стать по-настоящему прорывным.

- Мы активно работаем над созданием российского анимационного технопарка на нашей базе, где смогут работать малые и средние студии, - делится планами Юлиана Слащева. - разместим коллег в новом здании на льготных условиях. Предоставим технологическую, юридическую и финансовую поддержку. Мультипликация - дело серьезное. И заниматься ею надо серьезно. На современном уровне.

Комментарии


Другие статьи раздела

Взгляд из Москвы

Полосатых – в рейс

Как всегда, в августе-сентябре в городах и поселках России открываются десятки тысяч точек продажи бахчевых

Взгляд из Москвы

День признаний

За парты сядут еще больше первоклашек, чем в предыдущие пару лет

Взгляд из Москвы

«Олимпийский» резерв

Особенность этого года - высокие средние баллы ЕГЭ у поступающих и приоритет для спортсменов и победителей олимпиад

Взгляд из Москвы

Клевое дело

В России - одни из самых лучших мест в мире для хорошего улова, но по карману это хобби далеко не всем

Взгляд из Москвы

Риск - огородное дело

Россия всегда была страной преимущественно сельской, и устроить на своих участках рай для отпускников с деньгами здесь труда не составит. Но все не так просто

Взгляд из Москвы

ЕГЭ до вуза доведет?

Корреспонденты «СВ» выяснили, как готовятся к поступлению российские выпускники

Читайте также

Политика

Александр Лукашенко: Дадут по морде - ответим

Президент Беларуси объявил о завершении самых масштабных российско-белорусских учений этого года

Культура

Что общего у Кобзона с Нероном?

Иосиф Кобзон по случаю своего юбилея устроил масштабный праздник в Государственном Кремлевском дворце. Концерт длился шесть часов. В числе приглашенных – президент России

Союзное государство

Молод и полон идей? В парламент приходи скорей

14 сентября в Ростове-на-Дону депутаты двух стран обсудили механизм создания Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Экономика: интеграция

Сенатор Сергей Калашников: Хватит имитировать движение - вперед пора идти

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Сергей Калашников рассказал, что нам принесет «инновационная экономика» и как Союзному государству противостоять современным вызовам

Общество

Цели, которые ставились, достигнуты

На полигоне в Ленинградской области прошел российский этап совместных учений

Туризм

Эмиратов нам не надо, едем на Байкал

За укрепление Союзного государства отпускники из наших стран голосуют... ногами



Туризм

Эмиратов нам не надо, едем на Байкал

За укрепление Союзного государства отпускники из наших стран голосуют... ногами

Экономика: интеграция

Сенатор Сергей Калашников: Хватит имитировать движение - вперед пора идти

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Сергей Калашников рассказал, что нам принесет «инновационная экономика» и как Союзному государству противостоять современным вызовам

Культура

Что общего у Кобзона с Нероном?

Иосиф Кобзон по случаю своего юбилея устроил масштабный праздник в Государственном Кремлевском дворце. Концерт длился шесть часов. В числе приглашенных – президент России

Общество

Цели, которые ставились, достигнуты

На полигоне в Ленинградской области прошел российский этап совместных учений

Культура

Личный самолет и охрана для... книги

В Минске прошел международный конгресс, посвященный 500-летию белорусского книгопечатания

Общество

«Шершни» летали, «Кайманы» плавали

Самые важные учения Союзного государства в этом году проходили сразу на шести полигонах в Беларуси и трех в России

Общество

Раньше - в утиль, сейчас - в бой

Перед гостями распахнули ворота стратегического предприятия в Барановичах - 558-го авиационного ремонтного завода

Общество

Сезон высокой военной моды

Белорусы представили новый вертолет-беспилотник INDELA

Культура

Не фестиваль, а песня!

В Ростове-на-Дону отгремел XII Фестиваль «Молодежь - за Союзное государство»

Общество

Дальний восторг

Молочно-товарную ферму и агрогородок в селе Раздольное, которые проектировали для Сахалина белорусские специалисты, на дальневосточном острове и в самой республике считают образцово-показательными