Спортсмены с ограниченными правами
Российские паралимпийцы возвращаются на международную арену, правда, на строгих условиях
На Играх в Сочи-2014 один только Роман Петушков (справа) выиграл в лыжах и биатлоне шесть золотых медалей. На Паралимпиаду в Рио-2016 наших ребят уже не пустили. Честь России спас белорус Андрей Фомочкин, развернул триколор на церемонии открытия. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
ТРИ ГОДА УСЛОВНО
После нескольких лет унизительной нервотрепки и бездоказательных обвинений дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Паралимпийский комитет России (ПКР) восстановили в правах. Атлеты вновь смогут участвовать в соревнованиях под родным флагом.
Решение об амнистии вступило в силу 15 марта. Правда, с одной оговоркой - в ближайшие три года оно будет носить условный характер, и при малейшем поводе Международный паралимпийский комитет оставляет за собой право вновь объявить ПКР организацией нон-грата.
Напомним, черную метку нашему комитету выдали в 2016 году на основании данных из очень спорного, а во многом просто голословного доклада Ричарда Макларена. В нем речь шла о якобы государственной поддержке допинга в России. Под карательный меч угодили и паралимпийцы. Как результат, российские спортсмены с ограниченными возможностями оказались ограниченными еще и в правах и не смогли выступить на зимних Играх-2018 в Пхенчхане и на летней Паралимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро. Но нас так просто не сломить - российский флаг на торжественном открытии Игр в Рио все-таки появился. Его развернул над стадионом участник белорусской делегации Андрей Фомочкин.
- Это была наша общая идея, инициатива спортсменов. Все искренне сочувствовали команде наших соседей, считая, что их наказали несправедливо, - сказал тогда Фомочкин. Он прекрасно знал, что идет на риск.
За благородный жест, который оценили и поддержали участники других команд, Андрея уже через сутки лишили аккредитации и попросили из Бразилии. Зато в России он стал настоящим героем. Его братский поступок помнят до сих пор.
ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ
Лишить возможности участвовать в соревнованиях людей, для которых спорт стал главным смыслом жизни, - решение довольно жесткое, если не сказать жестокое, тем не менее МПК упрямо стоял на своем. Не помогали ни суды, ни обращения в международный спортивный арбитраж. Но вечно так продолжаться не могло, тем более что ни одного конкретного доказательства в адрес наших паралимпийцев за все эти годы так и не предъявили.
Лед отчуждения тронулся только после того, как осенью прошлого года МОК восстановил в правах российское антидопинговое агентство РУСАДА.
После чего позиция Международного паралимпийского комитета стала смягчаться. Да и сами спортивные функционеры стали понимать, что с пресловутым докладом Макларена не все так однозначно.
- Ждать, что Россия признает наличие господдержки допинга, как это утверждает в своем докладе Макларен, смысла не имеет. Поэтому мы решили искать другие пути. И приостановили отстранение паралимпийцев из России, правда, на строгих условиях, - заявил глава МПК Эндрю Парсонс.
Один из пунктов - спортсмены должны в любой момент дня и ночи быть готовы к тому, что к ним нагрянут международные проверяющие для дополнительного допинг-контроля. Причем все затраты должна оплачивать российская сторона.
- В выдвинутых условиях нет ничего такого, что мешало бы нам конструктивно работать, - рассказал президент Паралимпийского комитета России Владимир Лукин. -
И в финансовом, и в антидопинговом плане они выполнимы. Главное, что наши спортсмены вновь получают возможность равноправно участвовать в крупнейших международных соревнованиях.