САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Все у нас получится

Беларусь и Россия участвуют в разнообразных интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Но именно Союзное государство стало ключевым фактором, определяющим развитие наших стран. Последние события показывают исключительную важность и значимость этого проекта для будущего наших народов. И хотя развивается он не такими быстрыми темпами, как было задумано изначально, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики Вадим ПОПОВ уверен, что руководству двух стран удастся определить баланс национально-стратегических интересов.

Беларусь и Россия участвуют в разнообразных интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Но именно Союзное государство стало ключевым фактором, определяющим развитие наших стран. Последние события показывают исключительную важность и значимость этого проекта для будущего наших народов. И хотя развивается он не такими быстрыми темпами, как было задумано изначально, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики Вадим ПОПОВ уверен, что руководству двух стран удастся определить баланс национально-стратегических интересов.

– Вадим Александрович, последние года два белорусско-российские отношения на политическом уровне, мягко говоря, были натянутыми, как струна. Скептики говорили даже о некой точке невозврата, которую, дескать, прошли лидеры двух государств. Однако визит российского премьера Владимира Путина в Минск в середине марта и итоги заседания союзного правительства многие оценили как прорыв. Откуда такой поворот? Насколько закономерны итоги минских встреч?
– Если абстрагироваться от сделанных раньше эмоциональных заявлений, высказанных обид и претензий, то ничего удивительного не произошло. Снова возобладал прагматизм и здравый смысл. У нас в рамках Союзного государства есть союзный бюджет, определен перечень из почти 40 программ и мероприятий. За последние два года не отмечено ни одного срыва в их реализации. Только по союзным программам примерно пять миллионов человек в Беларуси и России получили работу. А в целом производственная кооперация позволила создать 15 миллионов рабочих мест. И руководители, конечно же, должны учитывать это обстоятельство.
При всех имеющихся проблемах экономические показатели дают основания для оптимизма. Если в 1999 году наш двусторонний товарооборот составлял около 7 миллиардов долларов, то в рекордном 2008-м он превысил 34 миллиарда долларов. Правда, в 2009 году в условиях мирового кризиса торговля сократилась почти на треть, но в прошлом году наметилась тенденция восстановления и объем торговли товарами и услугами превысил 29 миллиардов долларов.
На мой взгляд, импульсом к дальнейшему продвижению по пути интеграции станет действующий Таможенный союз и формирование Единого экономического пространства. Судите сами: в январе 2011 года Беларусь увеличила объем экспорта товаров в страны ТС почти на 45 процентов. В целом же наш товарооборот со странами ТС за второе полугодие 2010 года вырос на 46 процентов. Конечно, говорить о том, что все проблемы позади, было бы заблуждением. Но общий фон положительный, и неслучайно Кыргызстан, Таджикистан, Армения проявили заинтересованность в новом объединении. Небезразлично повели себя и в Брюсселе, ведь там вовсе не горят желанием иметь у себя под боком сильного конкурента.  

– Примером оживления интеграции, наверное, служит и тот факт, что впервые за десять лет бюджет Союзного государства исполнили на 97 процентов. Мы уже привыкли к отсутствию границ между нашими странами, обеспечены и равные социальные права граждан, достигнут высокий уровень взаимодействия в военно-технической сфере. В то же время возникает немало разногласий в экономике. Например, до сих пор не получается создать равные условия для хозяйствующих субъектов. Почему за 12 лет не удалось реализовать все то, что прописано в союзном договоре?
– Что касается интеграционных процессов на уровне регионов и предприятий, тут нет никаких вопросов. Они появляются по мере поднятия по управленческой лестнице. Я вижу здесь целый комплекс причин, в том числе и внешнего порядка. Сегодня уже не секрет, что развал Советского Союза был хорошо спланированной и скоординированной акцией. Конечная цель авторов этой стратегии – распад России. И вдруг на этом фоне появляется Союзное государство. Представляете, затрачены огромные силы, ресурсы, время на то, чтобы устранить конкурента, и тут возникает новое объединение. Естественно, на Западе у Союзного государства немало противников. Определенные силы всячески пытаются поссорить Беларусь с Россией, не раз обещали «озолотить» нас, если мы отвернемся от нее.
В торпедировании союзных договоренностей, выстраивании барьеров, введении заградительных мер заинтересован и крупный олигархический капитал. Модернизированные белорусские предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию, представляют серьезную конкуренцию частным российским компаниям. Многие из них не прочь прибрать к рукам перспективные белорусские заводы и компании. Но позиция официального Минска в данном вопросе неизменна: выгода от приватизации должна быть обоюдной.  
– Так может, действительно вся проблема – в несовместимости наших стратегий и моделей развития? Беларусь ориентируется на сохранение крупных предприятий в госсобственности, серьезный контроль за ценообразованием, банковской системой, валютными потоками во внешнеэкономической области. В России ставку сделали на неолиберальную модель рыночной экономики, упразднили многие ключевые функции государства в экономической и социальной сферах. Можно ли вообще прийти к общему знаменателю при таких подходах?
– Болты точат одинаково как на российских, так и на наших предприятиях. В Беларуси тоже много предприятий частной формы собственности, которые имеют устойчивые позиции не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Возьмите, например, обувную компанию «Марко», владельцем которой является сенатор Николай Мартынов. Выпускают добротную,  качественную обувь, и у государства к ним нет никаких претензий, никто не чинит препятствий.
Весь вопрос в том, как управлять экономикой и распределять ресурсы. Можно ведь заработанные деньги рассовать по карманам, вывезти за границу, а можно вложить в развитие производства, направить на социальную сферу, строительство жилья, дорог, школ.
Сейчас на повестке дня и в Беларуси, и в России главный вопрос – модернизация экономик, и здесь неважно, у кого какая модель. Задачи ведь общие: привлечение инвестиций, развитие современных наукоемких технологий. Вот где непаханое поле для сотрудничества. Беларусь всегда была на ведущих позициях в таких отраслях, как оптика, электроника, лазерные технологии. И сегодня совместными усилиями нам надо наращивать инновационный потенциал, создавать элементную базу для новых мощных суперкомпьютеров, сотрудничать в сфере космических и ядерных технологий, развивать дизельное автомобилестроение. Мы должны не выяснять отношения, кто кому должен за газ и нефть, а вместе выходить на мировые рынки с высокотехнологичной продукцией.
– Видимо, не так просто все это осуществить. Вот, например, идея слияния МАЗа и КамАЗа воспринята в экспертных кругах неоднозначно. Высказывается, в частности, мнение, что в образовании холдинга заинтересован российский завод с позиции роста биржевых котировок акций или перспективного упразднения конкурента с рынка стран СНГ…
– Все новое почти всегда воспринимается в штыки, тем более когда речь идет о собственности. Тут же со всех сторон летят возгласы: «Караул, нас хотят ограбить». Но давайте смотреть на вещи трезво. Да, сегодня МАЗ практически ни в чем не уступает КамАЗу, даже превосходит своего российского конкурента. Скажем, в прошлом году КамАЗ продал всего на 3 тысячи автомобилей больше, чем МАЗ, несмотря на то что российская компания значительно больше. Но технологии не стоят на месте, и всегда надо видеть перспективу на пять-десять лет. В современном мире нельзя замыкаться в собственной «скорлупе». Гораздо выгоднее делать общий бизнес, конкурировать и состязаться в рамках крупных корпораций. Создание машиностроительного холдинга предусматривается и по линии союзных программ. Процесс идет, но его надо ускорять. Объединив усилия, намного легче выйти на западный рынок. А это не просто рынки сбыта, но и доступ к передовым технологиям и ресурсам, а также гарантированные рабочие места. Убежден, что в перспективе появятся объединения и по другим направлениям.
– Вероятно, многие вопросы белорусско-российских отношений решались бы более оперативно, если бы существовала правовая основа интеграции. Странно получается: есть Союзное государство, но нет Конституции, Конституционного Акта. Еще года три назад с разных трибун нас уверяли в его готовности и скором принятии. Возможно, тогда автоматически исчезли бы и многие вопросы с повестки дня. Почему же Конституционный Акт положили в долгий ящик?
– Комиссия Союзного государства по данному вопросу существует, ее сопредседатели – Борис Грызлов и Владимир Андрейченко, так что этот вопрос логичнее задать им. Когда я был сопредседателем, работа над данным документом была завершена и Конституционный Акт направили Высшему Госсовету.
В том варианте Конституционный Акт в принципе мог работать до тех пор, пока не выработали бы Конституцию Союзного государства. Разумеется, это очень сложная работа, которая требует в том числе и унификации законодательной базы наших стран.
Так или иначе, Конституционный Акт нам необходим, чтобы упростить и ускорить решение многих вопросов. Сейчас, например, завершается работа по подготовке механизма учета союзной собственности. Соглашения эти уже ратифицированы. Но ведь предстоит еще и принимать законы прямого действия по союзной собственности. Кто этим должен заниматься? Парламентское Собрание не имеет на то полномочий, а парламента Союзного государства у нас не создано. И таких нестыковок еще много.
– Так что же мешает нам сегодня провести референдум по Конституционному Акту?
– Сначала этот документ должен рассмотреть и одобрить Высший Госсовет Союзного государства. Он же дает согласие вынести вопрос на референдум.
Но мне кажется, что в ближайшее время этого не случится по причинам, о которых мы говорили выше.
– По каким еще направлениям союзного строительства мы отстаем?
– В свое время в рамках Союзного государства было разработано 54 комплексных направления развития. По большинству из них, к сожалению, сроки исполнения не выдержаны. Кроме того, необходимо сокращать сроки рассмотрения и прохождения программ Союзного государства, поскольку это прямой путь к увеличению объемов работ.  Нынешний механизм согласования очень громоздкий и занимает до трех лет. За это время многие вопросы элементарно устаревают. Наше предложение заключается в том, что в течение года программа должна пройти экспертизу, и в следующие полгода получить «добро» на реализацию. Тогда союзный бюджет можно было бы увеличить на порядок.
Бюджет нынешнего года составляет 4,9 миллиарда российских рублей. Однако проблемой по-прежнему остается низкая финансовая дисциплина отдельных государственных заказчиков. Решать эту проблему надо через дальнейшее совершенствование нормативно-правовых актов, и в первую очередь это касается Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
– И все же разговор предлагаю закончить на оптимистичной ноте. По мнению некоторых аналитиков, на основе Союзного государства, Таможенного союза и ЕЭП на постсоветском пространстве может сформироваться мощное интеграционное сообщество с участием  Украины, Кыргызстана, Армении и других государств. Насколько вероятен такой сценарий?
– Если будет на то политическая воля нынешних руководителей, если объединительные процессы не станут искусственно тормозить, то, вне всякого сомнения, у нас все получится. Потому что в этом заинтересованы простые граждане, и сама интеграция в своей основе, все эти тонны, кубометры, километры подразумевают прежде всего улучшение благосостояния людей.

Евгений КОНОНОВИЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также