САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Объединяя усилия

Проблема преодоления последствий чернобыльской катастрофы остается одной из важнейших на сегодняшний день для Союзного государства Подробно о мерах, которые принимаются сегодня для того, чтобы обеспечить необходимые жизненные гарантии населению пострадавших территорий и участникам ликвидации, на конференции рассказала ведущая пленарного заседания, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА.

Проблема преодоления последствий чернобыльской катастрофы остается одной из важнейших на сегодняшний день для Союзного государства

Подробно о мерах, которые принимаются сегодня для того, чтобы обеспечить необходимые жизненные гарантии населению пострадавших территорий и участникам ликвидации, на конференции рассказала ведущая пленарного заседания, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА. – Основное внимание работы комиссии за истекший период было уделено социальной защите чернобыльцев. Я хотела бы остановиться на ключевом вопросе этой проблемы – унификации законодательства РФ и РБ в сфере социальной защиты пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно общепризнанной концептуальной идее социальной ответственности государства в конституциях обоих участников Союзного государства, России и Беларуси, закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 2, 17, 42 Конституции РФ, ст. Конституции РБ).
Исходя из этой основополагающей идеи, высшие органы законодательной и исполнительной властей России и Беларуси постоянно держат чернобыльский вопрос, и в первую очередь его социально-правовую часть, в поле внимания и принимают меры к оптимизации нормативных основ, совершенствованию правоприменительной практики в этом направлении, поиску новых форм и методов восстановления привлекательности пострадавших территорий и оздоровлению проживающего на них населения.
Законодательную основу социальной защиты жертв чернобыльской катастрофы в настоящее время составляют в Республике Беларусь Закон от 6 января 2009 года №9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», который вступил в силу с 22 июля 2009 года, а в Российской Федерации – Федеральный закон от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными в него двадцатью восемью федеральными законами. Последние два федеральных закона – от 1.03.2008 №18-ФЗ и 25.12.2008 №281-ФЗ – последовательно увеличили размер ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Сравнительно-правовой анализ российского и белорусского законодательства позволяет сделать вывод о том, что принципы его построения и основные положения, предусматривающие комплекс мер социальной защиты, во многом схожи. Законодательство обоих государств ставит объем и уровень социальной защиты чернобыльцев в зависимость от установленного статуса лица, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы, делает основной акцент на обеспечение широкого доступа ко всем видам медицинского и санаторно-курортного обслуживания, в наибольшем объеме предусматривает компенсации лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской аварии, предусматривает возможность пользоваться льготой только по одному основанию,  если у гражданина возникает право на таковую как по закону о социальной защите пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, так и по другим законам (например, о борьбе с терроризмом).
Вместе с тем законодательство России и Беларуси, регулирующее данную сферу общественных отношений, имеет ряд отличий концептуального характера. В частности, в основу классификации категорий граждан, имеющих право на социальный пакет в связи с причиненным им вредом, в российском и белорусском законодательстве положены различные критерии.
Российское законодательство, например, предусматривает около двадцати категорий граждан, имеющих право на социальную защиту в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Это граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и др.
Белорусский же закон применяет иную классификационную систему, объединяя чернобыльцев в две крупные группы: участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В определенной степени отличается в белорусском и российском законодательстве объем льгот и гарантий, предусмотренных для различных категорий чернобыльцев. В частности, новейшее законодательство Республики Беларусь в отличие от российского предусматривает для граждан, проживающих на территории Беларуси, такие льготы, как снижение общеустановленного пенсионного возраста, безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, налоговые льготы.
Законодательство Российской Федерации также предусматривает ряд льгот и гарантий, которые отсутствуют в белорусском, например право на первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации. В Российской Федерации более высокая ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая за вред, причиненный здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размеры выплат пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с российским Федеральным законом ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Подобное правило не закреплено в белорусском законе.
Вместе с тем в законодательстве Республики Беларусь по сравнению с законодательством Российской Федерации, как представляется, более конкретными и продуманными являются нормы о критериях ограничения трудовой деятельности и проживания населения на территории радиоактивного загрязнения (ч. 1-4 ст. 5 Закона РБ и ч. 1-6 ст. 6 Закона РФ), которые отстраиваются в прямой зависимости от уровня дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В том числе импонирует большая определенность нормы белорусского закона, согласно которой установлено, что «при средней годовой эффективной дозе облучения населения менее 0,1 микрорентген в час над уровнем естественного и техногенного радиационного фона защитные мероприятия не проводятся» (ч. 4 ст. 5 Закона БР).
Таким образом, анализ сравнительно-правового исследования российско-белорусского законодательства позволяет сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной и широкомасштабной работы по его гармонизации и унификации.
Успешной деятельности комиссии во многом способствовало организованное взаимодействие с министерствами и ведомствами России и Беларуси, а также согласованная совместная работа комиссии с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь позволила в 1998-2001, 2003-2006 годах успешно выполнить две союзные программы по гидрометеорологии с общим объемом финансирования из бюджета Союзного государства в сумме 57 миллионов 949 тысяч рублей.
Эффективно реализуется программа Союзного государства «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды» на 2007-2011 годы с объемом финансирования 131 миллион 835,5 тысячи рублей. Итогом реализации вышеуказанных программ являются создание и целенаправленная результативная работа единой гидрометеорологической службы Союзного государства.
При активном участии депутатов комиссии и тесном взаимодействии с МЧС Российской Федерации и Республики Беларусь в 1998-2001, 2002-2005 годах в полном объеме завершены две программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства с общим объемом финансирования 1 миллиард 324 миллиона 800 тысяч рублей.
Успешно реализуется Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы, на исполнение которой предусмотрено финансирование в объеме 1 миллиарда 200 миллионов рублей.
В результате проведена значительная работа по развитию материально-технической базы учреждений здравоохранения и фармацевтической промышленности Беларуси и России, оснащению оборудованием специализированных и научных учреждений Беларуси и России, уточнению и оценке дозовых нагрузок пострадавшего населения, совершенствованию и развитию единой системы радиационного мониторинга и контроля, разработке и внедрению современных методов и технологий, разработке унифицированных методических указаний, совершенствованию информационных технологий по работе с населением радиоактивно загрязненных территорий. В Республике Беларусь завершены строительство и оснащение оборудованием Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, построен и введен в эксплуатацию Гродненский завод медицинских препаратов. В Российской Федерации проведены реконструкция Медицинского радиологического научного центра РАМН в г. Обнинске, реконструкция и оснащение оборудованием Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге, введен в эксплуатацию ряд объектов социального назначения в Брянской области. Создан единый регистр России и Беларуси по всем категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, общим объемом данных на более чем 326 тысяч человек.
В рамках деятельности комиссии нам предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы гарантировать и обеспечить реальную социальную защиту пострадавших от чернобыльской аварии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  2. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  3. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  4. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  5. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  6. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  7. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  8. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  9. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами
  10. СМИ: Нападавшие на «Крокус Сити холл» террористы были под наркотиками
  11. С 1 апреля для сдачи экзамена на права потребуется СНИЛС
  12. ЦИК Беларуси зарегистрировал кандидатов в члены Совета Республики
  13. В России около 60% выпускников могут поступить в вузы на бюджетные места
  14. Лукашенко: Экономика – это приоритет приоритетов
  15. В Беларуси стартовал конкурс лучших отечественных товаров на российском рынке

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также