В борьбе за аудиторию
22 апреля в подмосковной Рузе встретились белорусские и российские парламентарии – члены Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, чтобы на очередном заседании обсудить проблемы дальнейшего выстраивания информационной политики Союзного государства. Станут ли союзные СМИ серьезным фактором влияния в обществе – это напрямую зависит от того, как сложится партнерство между народными избранниками – ньюсмейкерами союзной тематики – и творческими коллективами печатных и электронных изданий. О перспективах такого сотрудничества на примере союзного телеканала рассказал нашему корреспонденту председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Геннадий ДАВЫДЬКО.
– Я считаю, что в отношении канала ТРО слово «рынок» не совсем применимо. Если только в значении борьбы за зрительское внимание. Канал не является коммерческим. И в этом тоже проблема, потому что есть желающие размещать здесь рекламу. Канал мог бы приносить определенные дивиденды – во всяком случае, тем, кто там работает. Можно было бы увеличить заработную плату сотрудникам, но этот механизм пока не отработан. Хотя в этом и прелесть канала ТРО, потому что он – один из немногих во всем медиапространстве, где нет рекламы. Его концепция предполагает полное отсутствие сцен насилия, жестокости, и это принципиально. Канал вдумчивый, аналитический, канал для семейного просмотра, для тех, кто хочет жить в мире, дружбе. Одним словом, ТРО – позитивный телеканал.
– Какие ограничения накладывает на творческую деятельность канала формат социального заказа?
– Ограничения очень простые. Мы не имеем права показывать жестокость, насилие и, насколько мне известно, фильмы, которые идут на канале, подвергаются внутренней цензуре – вырезаются сцены откровенного насилия, если таковые имеются. У нас отсутствует то, что может быть двояко истолковано, обидит чьи-то национальные чувства, какую-либо социальную группу – на это, конечно, у нас жесткое табу. Но нет ограничения творческой деятельности. Просто не хватает средств, чтобы реализовывать все проекты. Например, мечта канала – создать свой телевизионный сериал на российско-белорусскую тематику. Были бы средства, а творческий потенциал группы людей, которая работает на канале, очень высок.
– Как же в условиях нехватки средств можно конкурировать в борьбе за аудиторию?
– Это очень трудно. Сегодня у канала уже более 20 миллионов потенциальных телезрителей, которые могут смотреть наш канал на пространстве Беларуси и России. Правда, пока, к сожалению, на территории Беларуси есть какие-то проблемы с трансляцией. Но даже в сегодняшних условиях у нас есть преимущества. Дело в том, что многие другие каналы, которые развиваются по ультракоммерческому пути, уже не смогут, на мой взгляд, стать «нормальным» каналом в смысле нравственности, порядочности и подачи материала в спокойном тоне, достойном человека. У ТРО формируется своя телевизионная аудитория, это и взрослые, и молодые люди, которые понимают вкус жизни, хотят получать информационную, аналитическую продукцию в такой тональности, а не под крики и визг, как это часто происходит на других каналах. Они хотят смотреть нормальные фильмы, размышлять вместе с ведущими и героями программ, они хотят хорошую документалистику, исторические фильмы – это аудитория, которая соскучилась по интеллигентному вещанию. Без навязчивой рекламы и псевдоноваций.
– Какие направления деятельности канала и проекты считаете удачными и как вам видятся его перспективы?
– О планах канала лучше рассказал бы его руководитель. Игорь Станиславович Угольников, на мой взгляд, очень творческий человек, и у него, конечно, есть планы на перспективу. Смотрите, заказчиком фильма «Брестская крепость» был канал ТРО. Это о многом говорит. И, по-моему, фильм получился. Возникают вопросы проката, обсуждаются проблемы собственности, но это уже далеко не творческие вопросы. Сейчас существует идея создания комедийного сериала. Не ситкома, а именно комедийного белорусско-российского сериала о любви, где действие будет происходить на территории Беларуси и России. Может получиться настоящая лирическая комедия. И, безусловно, это могло бы привлечь еще большую аудиторию. На мой взгляд, каналу сейчас недостает молодежных программ. Хотя, я понимаю, такими маленькими силами, которыми ТРО располагает, трудно создавать собственный телевизионный продукт. Поэтому идет политика закупки лучших программ на постсоветском пространстве. Но создать свое тоже возможно. И я думаю, что в ближайшей перспективе развития канала – создание собственной продукции – на спортивную, молодежную и музыкальную тематику. Но есть программы, которые уже имеют свою аудиторию: «Время Союза» – один из самых ярких проектов, интересная программа «Москва – Минск». Очень нравится «Союзинформ» – ежедневная информационная программа, однако ей не хватает событий союзной жизни, союзного строительства. Но, еще раз повторюсь, недостаточно молодежных программ. А молодежь очень нуждается во внимании к себе со стороны нашего телевидения, потому что ей строить будущее. Пока мы только замешиваем бетон для фундамента нашего Союза. А вот строить его придется молодым. На молодежь вся надежда. Они придут с новыми технологиями, возможно, до основания разрушат то, что мы попытались сделать, но потом быстро построят все заново и – по-своему. Но это уже тема для другого разговора.
– Поскольку в условиях глобализации возникает проблема сохранения культурной идентичности, как канал собирается реагировать на этот вызов? И насколько близки потребности российской и белорусской аудиторий, есть ли различия?
– Беларусь и Россия – такие разные страны, а народ-то одинаковый. Тем не менее мы живем в разных политических, экономических ситуациях – у нас разные модели развития. Мощное капитализированное государство, с одной стороны, и небольшая страна с контролируемой государством экономикой.
И хотим мы этого или нет, но это отражается на психологии человека, на его уверенности или неуверенности в завтрашнем дне, на степени его экономической и моральной свободы. Вот тут есть разница. Но что касается СМИ и потребностей аудитории, то я могу подтвердить, что в Беларуси о России знают больше, чем в России – о Беларуси. Поэтому важно, чтобы союзный канал и союзные СМИ освещали события в Беларуси и России полно и достоверно. Нужно честно говорить о том, что происходит в союзном пространстве. Другое дело, что нашим СМИ в нынешней ситуации существовать непросто: вяло текущие процессы создания Союзного государства дают очень мало информационных поводов. Поэтому приходится фокусировать объектив камеры на историях о быте, о культуре народов, населяющих эти государства, об их взаимоотношениях, взаимопомощи – это тоже очень интересно. И это может быть нашим ответом на глобализирующийся информационный поток. Еще пример. Многие сейчас любят путешествовать по всему миру. А вот в Беларуси стало популярно такое движение – сначала узнай свою родину, а потом уже отправляйся в дальние странствия. Я поймал себя на мысли, что очень мало знаю Россию, ее глубинку, красоты и исторические места. Дай Бог, чтоб жизни хватило Россию изучить и Беларусь. Хотя Запад тоже интересен. Вот поэтому на канале должны быть интересные фильмы-путешествия, историко-публицистические материалы. И я уверен: если будет нормальное финансирование, канал все это может делать. Конечно, в глобальном мире малые народы вживаются в большие культуры, малые культуры дополняют собой большие культуры. Но в конце концов одна большая голливудская культура поглощает весь мир. Все мы становимся похожими на усредненного то ли американца, то ли киногероя. Но тем не менее, если мы посмотрим на тот же кинематограф европейский или американский, он как раз утверждает, что все мы разные. И в любом культурном процессе участвуют представители разных рас, различных культур. Поэтому надо делать все для того, чтобы сохранить разные языки, разные культуры. Об этом должен заботиться носитель любой культуры. Ни один ботаник не скажет: здорово, если исчезнет с планеты ромашка или какой-нибудь лютик. А когда пропадает какой-то народ, планета лишается своей красочности, своего многообразия. Поэтому угрозу культурной унификации следует иметь в виду и ей противостоять. А что касается нашего телевизионного канала, то как раз на нем представлено многообразие народов и культурных традиций. И такая работа по созданию материалов, которые бы создавали и подчеркивали обаяние всех культур, я думаю, будет продолжена.
– Какие явления современного телепроцесса вас особенно беспокоят?
– Меня беспокоит то, что нет чувства ответственности и меры у коммерческих каналов в борьбе за рекламодателей, в борьбе за деньги. Потому что воспевание бездумности, такого сплошного хохота или цинизма, показ какой-то чужой шикарной жизни – все это унижает нормального человека. Предположим, что наш молодой соотечественник живет в каком-то маленьком населенном пункте, где и работать-то особенно негде. Но когда он видит по телевидению, как развлекаются его ровесники – отвязанные, гламурные, на шикарных автомобилях, у которых непонятно откуда деньги, это не может не вызвать депрессию. Этот молодой человек понимает, что нормальным, честным трудом в нынешних условиях он не достигнет такого уровня жизни. И если в нем не воспитали нравственного стержня, правильного понимания истинных ценностей, душа его может быть надломлена. Вот эту бездумную меркантилизацию, пропаганду мира вещей, мира наживы, а не труда, не любви, пропаганду легкого секса, безудержную рекламу того же пива, алкоголя или курения – это я не приемлю. Вот что меня беспокоит в современном телевидении. Потому что телевидение врывается в дом и разрушает всяческие нравственные устои. Уже многое разрушило. Сегодня время восстанавливать. Вот ТРО – один из тех каналов, который пытается служить идеалам добра, справедливости.
Беседовала
Елена СЛОБОДЧИКОВА