САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Бюджет союзного государства принят

Добрая традиция принимать бюджет Союзного государства накануне года его исполнения сохранилась и на этот раз. Значит, финансирование союзных программ, подпрограмм и мероприятий начнется в срок.

В Москве накануне юбилея подписания Договора о создании Союзного государства завершила работу XXXVI сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Депутаты рассмотрели ряд вопросов, важнейший из которых – принятие союзного бюджета на 2010 год.

Десять лет – это исторически значимый период, дающий право говорить о том, что удалось сделать, сказал, открывая форум, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Несомненным успехом, считает он, является то, что нам удалось создать новое, уникальное в мировой практике межгосударственное объединение – Союзное государство. К числу бесспорных достижений можно отнести создание надежного экономического фундамента союзного строительства. Между Беларусью и Россией отсутствуют границы, наши граждане в равной степени пользуются свободой передвижения и правом выбора места жительства.
Не менее значимым является и то, что сформирована правовая основа обеспечения социального равенства белорусов и россиян – на трудоустройство, оплату труда, получение образования, медицинскую помощь.
Борис Грызлов обратил внимание участников, что, как это было заявлено на прошедшем заседании Совета Министров Союзного государства, принятый в начале года совместный план минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса приносит свои плоды. Как следствие, Парламентскому Собранию удалось в непростой ситуации сохранить параметры бюджета-2010 на уровне текущего года.
Он пояснил, что проект главного финансового документа предусматривает финансирование 42 программ и мероприятий. В нем зарезервированы средства на реализацию еще четырех союзных программ, утвердить которые Совет Министров планирует в течение 2010 года. Приоритетными являются проекты, направленные на продвижение современных технологий и инноваций. Председатель Парламентского Собрания акцентировал внимание участников сессии на том, что социальная направленность союзного бюджета сохраняется.
Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, представляя бюджет-2010, сообщил о том, что взносы государств-участников составят
4 872 000,0 тыс. российских рублей. Доля России – 3 167 000,0 тыс., Беларуси – 1 705 000 тыс. российских рублей. При формировании проекта бюджета было рассмотрено семьдесят четыре бюджетных заявки, учтены лишь сорок две. Госсекретарь и на этот раз посетовал на недостаточный уровень работы ряда министерств и ведомств государств-участников и предложил Парламентскому Собранию заслушать, как они исполняют бюджет. По его словам, некоторые из них за 10 лет провели по одной-две коллегии. И если Евросоюз только по сельскому хозяйству составляет 800 балансовых планов, то мы иногда не можем договориться по двум-трем позициям: молоку, мясу и сахару.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий Саблин, выступая перед высоким форумом, заявил, что в проекте в основном сохранена структура расходов 2009 года. На фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетику, строительство, транспорт, связь, информатику выделяется 35 процентов. Военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 39. Социальную политику, здравоохранение и физическую культуру, экологию, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образование, культуру, СМИ – 19 процентов.
Он упомянул и о стадии готовности инновационных союзных программ. Например, три проекта – «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы», «Разработка и создание нового поколения функциональных элементов и изделий СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем и аппаратуры специального и двойного назначения» и «Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров для органов безопасности государств – участников Союза Беларуси и России» – будут завершены в этом году. С середины 2009 года началось финансирование двух новых проектов: «Разработка нанотехнологий создания материалов, устройств и систем космической техники и их адаптация к другим отраслям техники и массовому производству» и «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов». А в следующем году начнется финансирование программы «Разработка и создание нового поколения микросистемотехники и унифицированных интегрированных систем двойного назначения на ее основе».
Об исполнении бюджета Союзного государства за 2007 год отчитался, представляя Совет Министров Союзного государства, Павел Бородин. Он объяснил, что по доходам бюджет исполнен на 98 процентов. По расходам – на 84,2. В течение года не были востребованы средства для уплаты процентов по привлеченным кредитам, как и средства по учету, оценке, управлению активами Союзного государства. Нетронутым остался и Резервный фонд, а это 3000 тыс. рублей. Для совершенствования правового регулирования бюджетного процесса, заявил П. Бородин, сформирована рабочая группа, в состав которой входят представители Минфинов Беларуси и России и Постоянного Комитета.
Дмитрий Саблин тоже говорил о недостатках исполнения бюджета-2007. Например, из 27 текстовых статей Декрета о бюджете Союзного государства на 2007 год полностью или частично не исполнено четыре статьи. Не решена проблема совершенствования нормативной базы Союзного государства. Отсутствует положение о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Союзного государства. Требует доработки Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Не принята новая редакция Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. А несовершенство действующего Порядка зачастую является причиной утверждения программ в конце(!) года, что ведет к срыву их выполнения уже в первый год реализации, а в дальнейшем – и к продлению сроков.
Парламентарий уверен в том, что неиспользованные в 2007 году долевые взносы не надо возвращать в национальные бюджеты. Во-первых, в январе 2006 года подписано Соглашение о регулировании вопросов собственности Союзного государства. Во-вторых, статья 6 Декрета ВГС «О бюджете Союзного государства на 2009 год», утвержденного 3 февраля 2009 года, предоставила союзному Совету Министров право использовать эти средства, как и остатки 2008 года, на финансирование программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства. Следовательно, эти дополнительные средства правомочно считать союзной собственностью. В сложившихся обстоятельствах это более чем кстати.
Союзные депутаты приняли бюджет-2010 в первом и втором чтениях, утвердили проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства
«О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «О бюджете Союзного государства на 2009 год», отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2007 год и План-график работы Парламентского Собрания на 2010 год. Рассмотрели ряд других вопросов, касающихся деятельности Парламентского Собрания.
Завершая сессию, Борис Грызлов заявил, что «бюджет Союзного государства является одним из важнейших индикаторов объединительного процесса, высвечивающим приоритетные направления его развития. Хорошей традицией становится принятие бюджета задолго до начала финансового года. Это дает гарантию того, что все важные союзные проекты, о которых мы говорили в ходе сессии, начнут финансироваться вовремя. В ходе нашей работы не раз звучала мысль, что Союзное государство, невзирая на существующие пока проблемы в процессе его создания, – жизнеспособное и перспективное межгосударственное образование. Трудности на этом пути неизбежны, как и в любом большом деле. Надо лишь не жалеть усилий и доброй воли для их преодоления».



__________________________

Нужна Союзная Конституция

Степан ШОРШОРОВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей:
– Без Конституционного Акта сегодня и Союзной Конституции завтра невозможно построить полностью дееспособное единое финансово-экономическое пространство. И наши хозяйственники, бизнесмены, юристы, ученые уже поняли, что в большей степени именно несогласованность нормативно-правовой базы тормозит дальнейшее развитие экономики. Национальные законодательства, какими бы близкими ни были отношения и устремления стран-участниц, нельзя привести к единому знаменателю.
Конституционный Акт должен закрепить основные права граждан Союзного государства, определить государственное устройство, регламентировать его наднациональные полномочия. С появлением легитимных союзных законов в Союзное государство пойдут инвестиции, расширится наше торгово-экономическое сотрудничество, появится возможность финансировать из союзного бюджета новые инновационные проекты и создавать новые рабочие места. В условиях мирового финансово-экономического кризиса это очень важно. Принятие проекта Конституционного Акта, который практически готов, можно считать антикризисной мерой и нашим вкладом в повышение уровня жизни россиян и белорусов.
Один из главных вопросов – определение предметов исключительного ведения Союзного государства и совместного ведения Союзного государства и его субъектов. Решение этого вопроса позволит нам создать эффективную и дееспособную наднациональную государственную власть, придаст мощный импульс союзному строительству, регламентирует правовое поле для ведения бизнеса. Повысится эффективность всех союзных программ. Пока же от сессии к сессии парламентарии с сожалением перечисляют проблемы, затрудняющие ускорение интеграционных процессов: длительная процедура согласования материалов в министерствах и ведомствах, слабая согласованность между ними. Это ведет к тому, что фактические сроки реализации программ отодвигаются на месяцы, а то и годы, а выделенные бюджетные средства осваиваются не в полном объеме.
Что, на мой взгляд, можно делегировать на наднациональный уровень? Во-первых, сферу сотрудничества силовых ведомств – это оборона, безопасность, пограничное сотрудничество, борьба с транснациональным терроризмом и так далее. Во-вторых, торговую и таможенно-тарифную политику. Тем более что с 1 января 2010 года заработает Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.  Денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика тоже может быть передана в компетенцию Союзного государства.  Объединенные транспортная, топливно-энергетическая системы и система связи. Международная деятельность, бюджет, управление собственностью Союзного государства. Регламентация системы органов Союзного государства, порядок их деятельности и формирования. Принятие в состав Союзного государства других государств.
Легитимно ли Парламентское Собрание Союза Беларуси и России сегодня принимать необходимые нашим хозяйственникам законы? Да, если толковать Договор буквально, полномочия парламента, включая принятие законов в рамках исключительного ведения Союзного государства, у Парламентского Собрания уже есть. Необходимо эту идею озвучить и реализовывать. Первым мог бы стать закон о бюджете Союзного государства, поскольку бюджетно-финансовая сфера – одно из основных полномочий парламента. Пока же, вопреки логике, Парламентское Собрание бюджет только принимает, утверждается он Декретом Высшего Государственного Совета. Хотя статус закона выше статуса декрета. И уровень ответственности разный: за законом, принимаемым парламентариями, стоят их избиратели во всей полноте мнений и стремлений. За декретом – лишь власть.
Чтобы оптимизировать работу парламентариев исходя из реалий нынешнего дня, в первую очередь, на мой взгляд, необходимо провести мониторинг союзного законодательства, включая комплекс двусторонних договоров и соглашений России и Беларуси. Это поможет нам разобраться, в каком состоянии находится правовая система Союзного государства, какие пробелы наднационального и национального законодательства тормозят союзное строительство, каких именно соглашений нам не хватает для эффективного союзного строительства. Исходя из выводов специалистов, мы и будем строить свою дальнейшую работу. Экспертиза нормативно-правовой базы Беларуси и России поможет нашей экономике, подкрепленной выверенной законодательной базой, сделать мощный рывок вперед.

______________________

Межрегиональное сотрудничество

Олег ТОЛКАЧЕВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
– Совместные программы – один из важнейших инструментов практического решения социально-экономических задач, стоящих перед двумя государствами.
Сегодня из союзного бюджета финансируется 17 союзных программ, на очереди – более десяти новых. Реализация каждой совместной программы дает новый инновационный импульс развитию экономики.
В качестве примера эффективности решения совместных задач можно привести программу «Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных «БелРосТрансген», в ходе которой разработаны оригинальные генные конструкты, обеспечивающие продукцию лекарственных белков человека с молоком трансгенных животных. Создана специализированная биотехнологическая козья ферма, отработана технология получения трансгенных животных, получены первые животные, трансгенные по гену лактоферрина человека. Бактерицидные свойства этого вещества, содержащегося в молоке трансгенных животных, позволяют широко использовать его при лечении воспалительных и онкологических заболеваний. В настоящее время завершается разработка программы «БелРосТрансген-2», в рамках которой будет продолжена работа в данном направлении.
В рамках программ «Развитие дизельного автомобилестроения» и «Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года» разработаны конструкции, освоено производство и созданы мощности по выпуску дизельных двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям Евро-2, Евро-3 и Евро-4 на белорусских и российских предприятиях: Минском моторном заводе, Ярославском ОАО «Автодизель», ОАО «Тутаевский моторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», ОАО «КамАЗ», ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ», РУП «Минский завод колесных тягачей».
В последние годы постоянно увеличивается количество союзных программ, в рамках которых решаются задачи на прорывных направлениях науки, техники и технологии. Среди них – программы «Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей», «Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных материалов», «Развитие и внедрение в государствах – участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем», «Космос-НТ», «Стволовые клетки», «БелРосТрансген», «Нанотехнология – СГ» и др.
В ходе реализации программ Союзного государства «Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе», «Развитие и внедрение в государствах – участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем», «Разработка и использование программно-аппаратных средств ГРИД-технологий и перспективных высокопроизводительных (суперкомпьютерных) вычислительных систем семейства «СКИФ» обеспечена разработка и организация производства семейства отечественных суперкомпьютеров и создание прикладных систем на их основе.
Доминирующей формой экономических связей Беларуси и России как на национальном, так и на региональном уровне выступают торговые отношения. В минувшем году товарооборот между Россией и Беларусью достиг 34,2 миллиарда долларов, 63 процента в его структуре составили машиностроение, станкостроение, продукция сельского хозяйства.
Характерной особенностью развития взаимной торговли между нашими странами в последние годы является то, что в структуру торговли входят не только сырьевые товары, но и продукция с высокой степенью переработки, машины и механизмы, продукты питания. Этому в первую очередь способствует активная реализация программ Союзного государства.

_____________________

Позаботиться о победителях

Дмитрий САБЛИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности:

– В 2010 году основными источниками пополнения бюджета Союзного государства по-прежнему останутся поступления из национальных бюджетов: треть – доля Беларуси, две трети – России.
На мой взгляд, это соотношение необходимо пересмотреть. У нас разный внутренний валовой продукт, численность населения, экономические условия. Если мы собираемся углублять союзное строительство, отношения в сфере обороны и безопасности и других направлениях, нужно исходить из принципа пропорциональности. Для Беларуси ее треть гораздо весомее, чем для России ее две трети. Неверный подход к определению долей – одна из причин, тормозящих увеличение союзного бюджета и количества новых программ, которые можно было бы финансировать из общего кошелька. Думаю, и Постоянному Комитету Союзного государства, и Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России нужно обратить на это внимание и восстановить справедливость. Выгода будет обоюдная.
Ежегодно мы вводим две-три новые союзные программы. С одной стороны, это немного. Но мы должны понимать, что за каждой программой, конкретными рабочими местами – миллионы россиян и белорусов, получающих не пособие по безработице, а заработную плату. Любая союзная программа создает цепочку, состоящую из смежных государственных, коммерческих предприятий, отраслей, сотрудничество и кооперационные связи которых выходят далеко за рамки бюджета Союзного государства. Союзные программы, как локомотив, ведут за собой экономику наших стран, подталкивают к более тесной интеграции. Поэтому измерять эффективность общего бюджета, только исходя из его объема, я бы не стал. Здесь работает синергический эффект: 5 союзных миллиардов вырастают до сотен миллиардов. Это очень важно, как и то, что многие инновационные, прорывные проекты могут быть реализованы только совместными усилиями.
36-я сессия Парламентского Собрания прошла накануне 10-летия подписания Договора о создании Союзного государства. Поэтому нельзя не сказать о том, что изменилось за это время в бюджетном процессе. Во-первых, значительно увеличился сам бюджет. Во-вторых, сегодня мы видим эффект от реализации союзных программ. В-третьих, качество проработки программ стало гораздо выше.
Изменилась процедура проведения конкурсов. Если не так давно конкурсы нередко проводились в конце года – в ноябре-декабре, из-за чего возникали проблемы с невыполнением бюджета, то сейчас таких проблем нет.
Но главное, сегодня Союзное государство практически готово приступить к учету, контролю и дальнейшему использованию союзной собственности и увеличению доходной части бюджета и за ее счет.
Очень хотелось бы ускорить принятие Конституционного Акта, что очень важно. Когда первый этап союзного строительства завершен, необходимо переходить на следующий уровень. Несмотря на унификацию национальных законодательств, решения множества серьезнейших проблем в сближении прав граждан Союзного государства, жизнь выявляет все новые и новые проблемы. Например, скоро мы будем праздновать 65-летие Великой победы. Наши ветераны-победители поедут туда, где воевали. Многие встретятся с непредвиденными трудностями. Например, белорусские ветераны, защищавшие Мурманск, по территории России бесплатно не проедут: нет такого закона, который бы разрешил им это сделать.
Разве мы можем допустить такую несправедливость? Конечно, нет. Обращаюсь с просьбой ко всем, кто может повлиять на ситуацию: давно пора уравнять в правах наших ветеранов, чтобы каждый мог посетить места, которые защищал 65 лет назад и где был готов оставить свою жизнь.

_______________________

Тратить – эффективно

Виктор ВОДОЛАЦКИЙ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Государственной Думы по безопасности:
– Концепция социального развития Союзного государства стала важным ориентиром в проведении взаимно согласованной социальной политики Беларуси и России. Когда Союзное государство только начинало формироваться, было много писем от недовольных граждан, которые жаловались, что проблематично пересекать белорусско-российскую границу, устроиться в братской стране на работу, что при переезде в соседнее государство возникают большие проблемы с получением пенсий, пособий и т.д. Сейчас этот поток писем практически иссяк, так как многие вопросы уже решены, ведь Союзное государство создается для людей, белорусов и россиян, и поэтому социальной политике в союзном строительстве должно придаваться первостепенное значение.
Хочу отметить, что при формировании бюджета Союзного государства Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов с особой тщательностью следит за социальной сферой, считая ее приоритетной. Поэтому при секвестровании тех или иных статей бюджета расходы на социальные программы остаются неизменными.
Конечно, финансовых средств никогда не бывает много. Особенно остро это ощущается в социальной сфере. К счастью, несмотря на кризис, нам удалось сохранить объем союзного бюджета-2010 на уровне текущего года. Теперь наша задача – способствовать, чтобы эти средства тратились максимально эффективно.
По моему убеждению, на всех направлениях социального развития за годы существования Союзного государства совершен настоящий прорыв, который во многом облегчил жизнь белорусам и россиянам.
Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социальной защиты РБ активно работают над реализацией положений Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в 2006 году. Это важно, поскольку они определяют порядок реализации прав граждан обоих государств в области социального обеспечения и обязательного социального страхования по предоставлению пособий по временной нетрудоспособности и материнству, пенсий, пособий по безработице, на погребение, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания.
В 2008 году вступило в силу Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России и российским гражданам – в белорусских учреждениях здравоохранения. Оно закрепляет равные права на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на основании вида на жительство на территориях сторон.
Из бюджета Союзного государства постоянно финансируется санаторно-курортное лечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, лечение и оздоровление детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Принятая в РБ и РФ нормативная правовая база обеспечивает гражданам Беларуси и России равные права на получение образования.
С удовлетворением констатирую, что одним из основных приоритетов строительства Союзного государства является создание условий для развития и самореализации молодого поколения. Особо подчеркну, что и в следующем году финансирование проектов, связанных с молодежью, останется в числе приоритетов.
В этом году фестиваль «Молодежь – за Союзное государство» стал не только праздником, но и местом обсуждения самых актуальных молодежных проектов, которые найдут одобрение и обязательно будут реализованы. Молодежи нужно доверять, поэтому мы будем выделять лучшие проекты и давать на них гранты от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

___________________________

Требуется координация усилий

Нина МАЗАЙ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности:
– Десятилетний юбилей Договора о создании Союзного государства – это, конечно, повод, чтобы проанализировать, что сделано по реализации его идеи – великой по своему замыслу и непростой по исполнению, требующей очень ответственного подхода, терпения, последовательности от всех участников этого процесса. Сегодня понятно, что требуется и время, и кропотливая совместная работа, чтобы правильно определить все пути и условия нашей интеграции. Задуманное нами объединение должно быть жизнеспособным и прочным, чтобы его понимали и принимали наши народы.
Мы понимаем, что не все, что намечалось, удалось сделать за прошедшие десять лет. Думаю, самокритичный, вдумчивый анализ наших действий и результатов нужен, чтобы определить дальнейшие формы и содержание союзного строительства.
На прошедшей 25-27 ноября 2009 года очередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России утвержден бюджет Союзного государства на 2010 год, состоялась обстоятельная дискуссия по всем важнейшим вопросам. Несомненно, мы продвинулись вперед, обеспечив правовую основу для свободы перемещения граждан наших государств на территории наших стран, решения вопросов медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, создания единого образовательного пространства.
Нарастает активное сотрудничество по горизонтали: на сегодня заключено около двухсот договоров между Беларусью и регионами России в экономической и культурной областях, здравоохранении, науке, в других сферах. Обеспечивается пограничная и информационная безопасность, совместные действия наших силовых ведомств по борьбе с преступностью, осуществляется успешное военно-техническое сотрудничество в интересах нашей общей безопасности. Может, не столь быстро, как хотелось бы, и не без проблем строится единое экономическое пространство, но и здесь уже есть результаты. Достаточно диверсифицированы союзные программы, формируется союзная собственность, успешно идет работа по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Не сомневаюсь, что в юбилейный для Союзного государства день мы услышим много критических замечаний. В том числе – и желание ускорить процесс, и быстрее получить желаемый эффект, и проявить политическую волю… Мне представляется, что в таком объективно сложном деле, как интеграция суверенных государств, искусственное ускорение опасно. Все же на первом месте должна стоять глубокая проработка всех вопросов, не лишней является осторожность, всесторонняя взвешенность и работа – упорная, поэтапная, последовательная.
Мы уже не один год работаем, имея согласованную программу действий на внешнеполитическом направлении. Хороший пример подают МИДы наших стран – регулярно проводятся совместные коллегии, консультации на разных уровнях. Большую взаимную пользу приносят конкретные совместные действия и инициативы в международных организациях. Нам здесь, по-моему, удается сочетать уважительное отношение к национальным интересам каждого и к интересам нашего Союза, добиваться реальных результатов в поиске и реализации решений по сегодняшним проблемам глобального уровня.
Взаимодействие Беларуси и России на международной арене уже имеет свою историю, выработало свои формы, строится на достаточно четкой концептуальной основе. Сегодня мы совершенно определенно говорим о готовности к углубленному взаимодействию по основным проблемам международной повестки дня. К примеру, инициатива Президента России Дмитрия Медведева по подготовке нового договора о европейской безопасности была поддержана Беларусью, о чем заявил на встрече министров иностранных дел в Хельсинки белорусский министр Сергей Мартынов. И в рамках ПА ОБСЕ, и на площадке Межпарламентского союза парламентская делегация Беларуси выступила в поддержку российской инициативы.
Еще раньше, в преддверии саммита «двадцатки» в Лондоне, Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь поддерживает предложения, сформулированные Россией в отношении реформирования международных финансовых институтов. Так что, я думаю, о тесном взаимодействии Беларуси и России на международной арене мы можем говорить сегодня как о реальности.

__________________

К единой стратегии безопасности

Анатолий ВАНЬКОВИЧ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности:
– Первое десятилетие Союзного государства – это повод не только подытожить достижения, но и задуматься над своими будущими шагами на пути союзной интеграции. Очень важно, что за прошедшее десятилетие наши страны смогли сохранить многое из того, что было создано предыдущими поколениями наших людей. Кроме того, дата подписания Договора о строительстве Союзного государства сама по себе является очередным этапом союзного строительства и показывает, что процесс союзной интеграции набрал силу и остановить его уже никто не сможет. А самое дорогое для нас на сегодня – то, что народы наши не разъединены.
Создаваемые общие системы безопасности являются непременным атрибутом Союзного государства. Необходимо учитывать новые аспекты международной обстановки и новые вызовы национальным интересам и безопасности России и Беларуси. При этом рассматривать национальную безопасность только с точки зрения обороны или борьбы с преступностью было бы неправильно. Да, в военном сотрудничестве, как и во взаимодействии наших силовых ведомств, наши страны продвинулись дальше всего, и выполнение программ Союзного государства по этому направлению, пожалуй, может быть эталоном, на который можно равняться. Но если рассматривать безопасность в широком смысле, то это состояние защищенности личности и государства от всех внутренних и внешних угроз, которых, увы, сегодня становится все больше.
Считаю, что достаточно весомый вклад в развитие сотрудничества в оборонной сфере внесли за эти годы и депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. И предыдущим, и нынешним составом было сделано многое, в том числе и для обеспечения безопасности наших стран в самом широком смысле этого слова. Все, что было сделано до сих пор союзными парламентариями, во многом способствовало созданию барьера, который смягчил последствия нынешнего кризиса и не позволил многим угрозам нового времени «прорваться» на территорию Союзного государства.
Безусловно, новому составу комиссии, продолжая начатую предшественниками работу, предстояло и дальше развивать и углублять наше сотрудничество в вопросах обороны, военном строительстве, в охране правопорядка и рубежей Союзного государства. Однако, не упуская из виду приоритетных направлений, мы старались отслеживать все составляющие национальной безопасности – экономическую, информационную, экологическую, демографическую. Мы поставили перед собой задачу – стараться видеть и прогнозировать ситуацию на годы вперед. Чтобы, если принимается какой-то базовый закон, внимательно проанализировать, как он будет работать в случае возникновения угроз, которые сегодня существуют. Вот это я считаю главной составляющей в работе нашей комиссии, которая должна стать связующим звеном не только между парламентами наших стран, но и между всеми структурами, работающими на безопасность Союзного государства.
Наша основная, конечная задача – не допустить, чтобы угрозы, внешние и внутренние, переросли в реальную опасность. Сделано уже немало. Совместными усилиями Республика Беларусь и Российская Федерация сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях. Однако еще больше предстоит сделать. На сегодня государства – участники Договора о создании Союзного государства реализуют Концепцию согласованной внешней политики, причем в России основополагающие принципы концепции вошли в основу стратегии безопасности. Такую же стратегию, которая будет отвечать на вопрос, какие меры принимать, чтобы задачи концепции были выполнены, планируется разработать и в Союзном государстве. Для того чтобы решить все проблемы обеспечения безопасности Союзного государства, на законодательном уровне необходимо решить ряд проблем, привести в соответствие некоторые нормы. В Союзном государстве нужно составить специальный прогноз (анализ) всей системы безопасности. Причем такой прогноз нужен не на завтрашний или послезавтрашний день, а на десятки лет вперед.

________________________

Экология в цифрах

Владимир АДАШКЕВИЧ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:
– На контроле комиссии – каждая союзная копейка и, безусловно, результативность программ. Суммы, выделяемые из союзного бюджета на реализацию конкретных союзных программ, всегда заранее и скрупулезно просчитаны. Эффективность их использования сегодня актуальна как никогда, поскольку, несмотря на объективные финансовые трудности, с которыми столкнулся за этот год в той или иной степени весь мир, деньги из союзного бюджета выделяются, совместные проекты продолжают реализовываться.
К примеру, нынешняя Программа совместной деятельности по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС в рамках Союзного государства – уже третья. Ее реализация началась в 2006 году и завершится в 2010-м. На каждом этапе реализации чернобыльских программ решались наиболее актуальные на тот момент проблемы, порожденные катастрофой на ЧАЭС. В частности, 85 процентов общего финансирования предыдущей программы (оно составляло 980 миллионов российских рублей) было направлено на капитальные вложения. В третьей программе, общий объем финансирования которой составляет 1,2 миллиарда российских рублей, основной акцент сделан на внедрении новых технологий в сельском и лесном хозяйствах, медицине и так далее. В их основу положены наработки, полученные в процессе реализации национальных и союзных профильных программ. И это большое подспорье – избегая дублирования каких-то исследований и разработок, на союзном уровне мы эффективнее решаем конкретные проблемы.
Аккумулировать знания и научные исследования по чернобыльской тематике помогают созданные в Минске и Москве отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС. Это тоже наше совместное детище, два отделения центра работают в тандеме. С момента чернобыльской катастрофы прошло более 23 лет, однако жители пострадавших районов до сих пор не владеют достаточной информацией, чтобы вести здоровый, продуктивный образ жизни. Глубоко укоренившиеся представления и мифы об угрозе излучения любого, даже самого низкого уровня способствуют параличу инициативы и фатализму среди жителей, а также распространению необоснованных панических настроений среди населения. В этой связи достоверная, своевременно и правильно поданная информация играет важную роль в системе мер по снижению психоэмоционального напряжения, по подготовке населения к решению социально-экономических проблем и конструктивному диалогу с органами власти.
Республика Беларусь взяла четкий курс на реабилитацию пострадавших территорий. Ключ к успеху – активное участие в этом процессе самого населения, проживающего на таких территориях. Поэтому можно только приветствовать, что наряду с национальными чернобыльскими программами не первый год действует и союзная программа, главной целью которой является обеспечение радиационной безопасности и надлежащего уровня здоровья населения, снижение радиационного риска.
Продолжается формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельхозугодий и земель лесного фонда Беларуси и России. Новый импульс получит и экономическая реабилитация территорий, основной элемент которой – дальнейшая переспециализация сельхозпроизводства, направленная на обеспечение качества продукции по радиационному фактору, экономический подъем хозяйств и создание новых рабочих мест. Особое внимание уделяется унификации белорусского и российского законодательств в сфере оказания специализированной медицинской помощи жителям регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.

____________________

Факты надо предвосхищать

Геннадий ДАВЫДЬКО, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:
– На мой взгляд, мы недостаточно наступательны в информационной политике. Перспективная модель союзного строительства должна быть чем-то совершенно новым, не имеющим аналогов в мировой истории. Здесь нельзя копировать ни опыт Евросоюза, ни опыт СССР. Нужно нечто уникальное, чего еще никогда не было.
Десять лет назад произошло событие, которое отражает искреннее стремление белорусов и россиян совместно строить общий дом во имя благополучия двух братских народов. За прошедшее время сделано действительно немало, но желанный дом, к сожалению, до сих пор не построили. Поэтому вопрос нужно ставить ребром: «Либо мы объявляем, что ничего не строим, а просто развиваем добрососедские отношения, либо приступаем к реальному строительству».
Развитие двустороннего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства осуществляется при активном информационном сопровождении. Союзный Совмин еще в июне 2007 года утвердил план мероприятий по созданию единого информационного пространства Союзного государства.
Сегодня союзные печатные СМИ представлены двумя самостоятельными изданиями – газетой Совета Министров Союзного государства «Союз. Беларусь – Россия» и газетой Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече». Издаются также журнал «Союзное государство», газета «Лад» (приложение к «Литературной газете»).
Действуют интернет-ресурсы Союзного государства – российский портал «Союз-инфо» и Информационно-аналитический портал Сфоюзного государства в Беларуси. Реализуются совместные информационные проекты с Национальным пресс-центром Республики Беларусь, Белорусским телеграфным агентством, Общественным пресс-центром Дома прессы Республики Беларусь, агентством РИА «Новости», группой компаний РБК.
По заказу ТРО в эфире российских радиостанций «Маяк», «Юность», «Радио России», «Голос России» и на «Первом национальном канале белорусского радио» регулярно выходят программы, рассказывающие об интеграционных процессах наших стран-соседей. Еженедельно на белорусском национальном канале «Общенациональное телевидение» выходит программа «Тележурнал «Союз».
В принципе единое информационное пространство Беларуси и России уже существует. Нам сейчас надо бороться за его качество, добиваться, чтобы оно способствовало союзному строительству, формировало в общественном сознании положительное восприятие союзного строительства. Это должно стать одной из главных задач.
Все ли нам удалось? К сожалению, нет. Дело в том, что с функцией информационного сопровождения союзного строительства СМИ действительно более или менее справляются. Но этого мало. Задача СМИ вообще, а союзных тем более – не идти вслед за событием, вслед за фактом, а предвосхищать его, провоцировать добрые поводы для ярких публикаций.
Недостаточно активны, на мой взгляд, наши совместные действия и на международном информационном поле. Не секрет, что против России и Беларуси, Союзного государства давно ведется информационная война. С помощью различных средств и технологий кое-кто стремится формировать в сознании наших людей ложные представления о событиях, происходящих в Союзном государстве, пытается заново переписать историю и всячески противодействует интеграционным процессам. Мы должны адекватно отвечать на подобные устремления. Журналистское перо необходимо приравнять к штыку и отражать атаки противника его же оружием.
Не менее важно и то, чтобы тема союзного строительства, выстраивания добрых отношений между нашими странами стала одной из главных тем не только в союзных, но и во всех без исключения белорусских и российских печатных и электронных СМИ. Вот тогда мы сможем сказать, что медиапространство Союзного государства эффективно работает на благо наших народов.

_____________________

Все отчетливей видятся цели Парламентское Собрание в призме времени

За годы своей работы Парламентское Собрание Союза Беларуси и России доказало как эффективность своей работы, так и важность существования самого Союзного государства. Вместе белорусские и российские парламентарии, встречаясь на равных за «круглым столом», решили не один десяток вопросов, которые впоследствии были признаны стратегически важными направлениями взаимодействия.

2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. Согласно этому документу было принято решение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси, формируемого на принципе делегирования депутатов национальных парламентов двух стран в представительный орган Сообщества. На Парламентское Собрание были возложены функции разработки проектов законодательных актов и внесения соответствующих предложений в органы, имеющие право законодательной инициативы.
11 апреля 1996 года в Москве было заключено Соглашение между Федеральным Собранием Российской Федерации и Верховным Советом Республики Беларусь. 26 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге на встрече руководителей парламентов Беларуси и России было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества. Первая сессия Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России состоялась 25 июня 1996 года в Смоленске.
В соответствии с подписанным 2 апреля 1997 года Договором о Союзе Беларуси и России обоими государствами на паритетных началах был учрежден ряд союзных органов, в том числе – Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В этом же году Парламентское Собрание направило официальные обращения в Межпарламентский Союз, Парламентскую Ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с просьбой о предоставлении Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статуса наблюдателя в этих международных организациях.
Особую роль в истории строительства Союзного государства и становления союзного парламентаризма сыграла десятая (внеочередная) сессия Парламентского Собрания, которая состоялась 21 января 1999 года. Депутаты единодушно поддержали политическую волю президентов Республики Беларусь и Российской Федерации к развитию процесса единения двух славянских государств.
Сессия приняла развернутое постановление по вопросам совершенствования эффективности работы Парламентского Собрания в соответствии с требованиями и задачами нового этапа реинтеграции Беларуси и России. В связи с этим было принято решение о создании Парламента Союзного государства и разработке Договора об объединении Беларуси и России в единое Союзное государство.
8 декабря 1999 года Договор о создании Союзного государства Беларуси и России был подписан (вступил в силу в январе 2000 года). В Договоре содержится положение о преобразовании Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в союзный Парламент, избираемый всенародным и прямым голосованием в государствах – участниках Союзного государства и наделенный законодательными полномочиями. До образования Парламента Союзного государства на переходный период его функции исполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Вместе с тем эти функции не могут быть реализованы в полной мере, поскольку для этого должен быть принят Конституционный Акт Союзного государства, после чего внесены необходимые дополнения и изменения в конституции государств-участников.

На сегодняшний день образованы восемь комиссий Парламентского Собрания. Всего с 1996 по 2009 год включительно Парламентское Собрание провело тридцать шесть сессий.
За время существования Парламентского Собрания направления деятельности его комиссий менялись в зависимости от задач, которые ставились перед ними документами, определяющими основы союзной интеграции.
Наиболее активно нормотворческая работа велась Парламентским Собранием в период с 1996 по 2000 год, когда комиссии осуществляли подготовку проектов нормативных правовых актов, в том числе модельных законов и законодательных рекомендаций Парламентского Собрания, участвовали в разработке международных соглашений по различным отраслям права. Ведущая роль в данном вопросе отводилась Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту. Члены этой комиссии работали в том числе и над проектом Договора о создании Союзного государства.
Комиссия Парламентского Собрания по экономической политике в период с 1999 по 2000 год занималась подготовкой и рассмотрением следующих проектов нормативных правовых актов: «О порядке разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета Союза»,
«О собственности Союзного государства», «О Счетной палате Союза», «О лицензировании», «О защите экономической конкуренции», «Об инвестиционной деятельности», «О порядке разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета Союза» и т.д.
Комиссией Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам с момента создания ведется планомерная работа по устранению несоответствий и противоречий в действующей правовой базе двух государств. В частности, в период с 1999 по 2000 год постоянное внимание уделялось работе над Программой совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 годы. В последующие годы нормотворческая деятельность комиссии на этом направлении не останавливалась.
За период с 1999 по 2000 год включительно с участием Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью были рассмотрены и подготовлены к принятию Концепция безопасности Союза Беларуси и России, Концепция совместного оборонного заказа, Концепция пограничной политики, План мероприятий МВД РФ и МВД РБ по проведению унификации законодательства государств – участников Союза Беларуси и России в области деятельности министерств внутренних дел и др. В 2001 и последующих годах комиссией были рассмотрены проект закона «О государственной границе Союзного государства», проект Военной доктрины Союзного государства и др.
Впервые союзный бюджет был сформирован в 1998 году в объеме 585 млн российских рублей. За прошедшие 11 лет он вырос более чем в 8 раз и в 2009 году составил 4872 млн российских рублей. Ежегодно в бюджете расходы на реализацию программ и мероприятий предусматриваются в размере более 90 процентов от общего объема расходов. За это время полностью и частично было профинансировано выполнение более 40 совместных программ.
Важным направлением деятельности комиссий является активное участие депутатов Парламентского Собрания в подготовке и проведении широкого спектра мероприятий научного, культурно-образовательного и информационного характера, призванных определить направления развития российско-белорусской интеграции. К числу наиболее заметных ежегодно проводимых мероприятий можно отнести Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», Международный кинофорум «Золотой Витязь» и другие.
В 2008 году Парламентское Собрание вышло на качественно новый уровень работы по сближению законодательств двух стран. С учетом многообразия сфер жизнедеятельности граждан Беларуси и России, требующих унификации, было принято и на тридцать четвертой сессии Парламентского Собрания нормативно оформлено решение о создании Научно-консультативного совета Парламентского Собрания.

Более чем десятилетний период интеграции Беларуси и России – это пример того, как можно в реальных исторических условиях в достаточно короткий промежуток времени пройти дистанцию от стадии межгосударственного сотрудничества до создания Союзного государства. Деятельность же Парламентского Собрания в эти годы наглядно демонстрирует возможности парламентаризма в деле институционально-правового обеспечения интеграционных процессов.
Вместе с тем нельзя не отметить и обозначившиеся за это время проблемы, препятствующие полноценному выполнению комиссиями Парламентского Собрания и Парламентским Собранием в целом своих функций.
Прежде всего это сохраняющаяся неопределенность со сроками принятия Конституционного Акта Союзного государства. Данное обстоятельство влечет за собой и перенос сроков избрания и начала работы Парламента Союзного государства, а также обусловливает трудности в развитии нормативно-правовой базы Союзного государства, поскольку привело к приостановке начатых работ по подготовке целого ряда законопроектов Союзного государства.
Практически все комиссии отмечают, что действующий Порядок разработки и реализации программ Союзного государства нельзя признать действенным и эффективным. Определенные шаги по исправлению ситуации предпринимались и будут предприниматься в дальнейшем, но работа еще далека от завершения.
Смежная проблема – это отсутствие механизма отнесения к союзной собственности объектов инфраструктуры, материальных средств и другого имущества, созданного или приобретенного в результате реализации программ (мероприятий) Союзного государства за счет союзного бюджета, а также вопросов выделения финансовых средств на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, созданных ранее в ходе реализации союзных программ.
Все эти сложности не страшат парламентариев двух стран, а лишь подстегивают к дальнейшей эффективной работе. Уже сегодня ясно, что дел на ближайшую десятилетку хватит всем комиссиям Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Подготовил
Николай АЛЕКСЕЕВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также