Таможенники каждый день останавливают фуры с санкционкой. Больше всего запрещенных овощей и фруктов везут из Польши. Фото: Дмитрий Козуров.
ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ
Если кто и может тормознуть машину на границе, то это пограничники. На наше авто с российскими номерами они внимания не обратили, не трогают и белорусов. А вот иностранные знаки для них четкий сигнал - в салоне могут быть незваные гости.
Несмотря на то, что трасса М1 связывает две столицы Союзного государства, воспользоваться ей могут только граждане двух наших стран.
- Контрольно-пропускной пункт в Красной Горке на М-1, главной автомагистрали, связывающей Минск и Москву, предназначен для въезда в Россию на личных автомобилях только граждан Беларуси, - объяснили в Пограничном управлении ФСБ РФ в сентябре, когда проехать привычной дорогой не смогли польские дипломаты.
Все дело в правовом статусе «Красной горки» - это не международный пропускной пункт, значит, пропускать иностранцев тут не имеют права. Ближайшие международные пункты пропуска на территорию России расположены на российско-украинской границе в Брянской области - «Новые Юрковичи», «Погар» и «Троебортное».
ID35420
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
Хаты с краю
Как живут люди на белорусско-российской границе.
Приграничные деревни на стыке двух наших стран похожи на любой другой малый населенный пункт. Тут можно увидеть и стариков, идущих с ведрами к колодцу. И ребятню, которая играет прямо у трассы и заглядывает в проезжающие машины. Здешние проблемы тоже, как и везде - молодежь уезжает в города. Но на рубеже России и Беларуси нам удалось отыскать и положительные примеры.
ИНВЕСТОР В ПОМОЩЬ
Поколесив между Россией и Беларусью, границу мог и не заметить, а вот местные жители чувствуют ее очень хорошо. Но не потому, что как-то ограничены в перемещениях. Наоборот, граница здесь - настоящая кормилица.
Трасса М1 проходит прямо через деревню Красная горка, и многие с ней связаны. Вот домик, в котором продают страховку. Вот прямо возле автобусной остановки местный продает незамерзайку. Рядом с ним - торговка пирожками и чаем из русского самовара на углях.
- Угощаются дальнобойщики в основном. На таможне настоятся, а потом волнение заедают, - улыбается женщина.
- Не боятся отравиться?
- А чего бояться-то? У меня все свежее, домашнее, - в подтверждение ее слов рядом тормозит фура, и водитель выходит подкрепиться.
- Кто деревню сохранит, если не мы? - пирожок с картошкой Валерий Коровин умял в момент и взялся за второй - с капустой. - Специально проезжаем мимо крупных стоянок, чтобы поддержать не бизнесменов из города, а местное население, хоть небольшим, но честно заработанным рублем. Пусть мой стольник будет прибавкой к пенсии для стариков.
Самым большим подарком для красногорцев стал терминал одной из крупнейших логистических компаний мира Rhenus, открытый в 2012 году. Больше двух тысяч квадратных метров складов, одновременно здесь могут принять четыреста фур. А для пущего удобства таможенники даже открыли тут отдельный пункт. В основном через терминал проходят запчасти и комплектующие для немецких производителей машин и грузовиков.
Открытие такой махины обеспечило четыреста новых рабочих мест - это в четыре раза больше, чем все население деревни. Конечно, набирали на работу не только местных, люди даже из Смоленска переехали.
Лет пять назад местные чуть ли не каждые выходные отправлялись в Беларусь - на закупки. С тех пор цены выровнялись, так что такие шоп-туры потеряли смысл. В 2015-м, когда рухнул рубль, уже белорусы приезжали закупаться, правда, ехали, как правило, сразу в Смоленск. Покупали дома доллары, а по приезду меняли их на рубли, выгода, говорят, выходила под 70 процентов.
НЕ ДЕРЕВНЯ, А АГРОГОРОДОК
В 2008 году приграничные белорусские Ляды из деревни стали агрогородком. Изменения случились не только на картах и дорожных указателях, но и в жизни людей. Новый статус позволил поселению получить больше денег, на которые отремонтировали дороги, клуб, обустроили фельдшерско-акушерский пункт.
С помощью программы развития агрогородков в республике спасали деревню - выбирали наиболее перспективные населенные пункты и вкладывали в них деньги, чтобы хоть как-то сократить отток людей в города. И в Лядах это заметно: если в Красной горке мне на глаза не попался ни один молодой человек, то в магазине агрогородка за прилавком стоит девушка, которой никак не дашь больше 25.
- Где родился, там и пригодился, - улыбается девушка в ответ на вопрос о том, почему не уехала в город. - Я местная, тут у меня родители живут и работают в колхозе.
А вот медсестра в ФАПе, которая приехала в Ляды по распределению, оставаться тут позже положенного срока не собирается.
- Мне осталось полгода. Не то чтобы я дни считаю, когда смогу уехать, но хочется все-таки в город, - признается молодой специалист. - Уже ездила в Витебск, узнавала насчет работы. Со здешним опытом готовы взять.
До России тут - рукой подать, граница проходит по речке Мерея. Многие в Лядах держат пасеки. Мед ездят продавать и в Витебск, и в Смоленск. Благо, до российского облцентра не сильно дальше, а цены там повыше. На работу тоже многие мечтают устроиться в России - бригада местных мужиков ездит на пилораму в соседнюю деревню Литивля. Говорят, что за месяц получают под тысячу долларов.
А главное занятие для жителей приграничных деревень - сельское хозяйство. Выращивают тут в основном овес, а еще держат коров. Вдоль границы и даже через нее можно свободно пасти стада.
- Иногда проезжают пограничники, проверяют документы. Но у нас все свои, пастухи знают, что при себе нужно иметь паспорт, так что проблем никогда не бывает, - рассказал фермер
Николай Иванов.