Белорусские товары пробивают себе дорогу на Дальний Восток
Уже идут разговоры на самом высоком уровне о запуске прямого авиарейса Минск - Владивосток
«Хватит уже перебрасывать через забор!» - ставшая крылатой фраза Президента Беларуси Александра Лукашенко - четкий ориентир для будущего регионального сотрудничества наших стран. Торговать с соседями: Брянском, Псковом или Смоленском - это здорово. Как и с Москвой и Питером.
А вот все, что от Уральских гор до Тихого океана, - как «терра инкогнита», получается, вроде и не Союзное государство. 115 миллионов долларов товарооборота, приходящиеся на российский Дальний Восток, - как капля даже не в море, а в океане пятидесятимиллиардного сотрудничества между Россией и Беларусью по итогам прошлого года.
Поэтому и строят амбициозные планы по увеличению экспорта белорусской продукции в самые отдаленные уголки Союзного государства. И зачастили официальные делегации как туда, так и в обратном направлении - в Минск.
- Нельзя сказать, что они не активны. Я думаю, что эти регионы, возможно, и хотят сотрудничать. Но где-то, предполагаю, логистика им не позволяет, - считает член Комиссии ПС по бюджету, налогам и финансовому рынку Татьяна Рунец.
Уже идут разговоры на самом высоком уровне о запуске прямого авиарейса Минск - Владивосток, чтобы сделать расстояние в десять тысяч километров чуть короче.
Приморский край
Локомотивом сотрудничества тут выступает губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Еще бы, у него - белорусские корни. Бабушка губернатора в двенадцать лет приехала из Гомельской области на Дальний Восток.
По словам Олега Кожемяко, объем продаж белорусских продуктов в Приморье по итогам 2023 года вырастет на пятьдесят процентов, до трех миллиардов рублей. В прошлом году край приобрел 110 единиц белорусской техники, в том числе 21 самосвал «БелАЗ». «Амкодор» вместе с приморским предприятием «Скиф Плюс» запустил проект по строительству в Уссурийске комплекса для хранения тридцати тысяч тонн зерна.
В обратном направлении отправляют, например, рыбу (около тысячи тонн в год) и две тысячи тонн технической борной кислоты для завода «Полоцк-Стекловолокно». Кроме того, край стал важнейшим транспортным хабом для торговли с Китаем. Через порты Владивостока проходят контейнеры для белорусско-китайского автозавода «БелДжи».
Хабаровский край
Регион потихоньку выбивается в лидеры по темпам роста товарооборота с Беларусью. В 2022 году он увеличился в 2,4 раза, а с начала этого года - уже на шестьдесят процентов.
- Флагманским проектом может стать белорусско-российский аграрный кластер, - считает Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
А все потому, что потребности Хабаровского края в продовольствии очень высоки, а объем собственного производства покрывает их не больше чем на десять процентов, особенно по молоку и мясу.
В рамках совместного кластера появится несколько молочных и мясных ферм, на которых будут применять белорусские технологии. Первые появятся уже в 2024 - 2025 годах. Самый масштабный молочный проект оценивают в три миллиарда российских рублей, а более мелкие - порядка пятисот миллионов каждый.
Готовы фермеры Хабаровского края закупать в Беларуси сельхозтехнику, несмотря на соседство с Китаем. Проблема одна, и она общая для всего Дальнего Востока. Не хватает сервисных центров. Как только они появятся в достаточном количестве, вырастут и поставки.
Из края в Беларусь поставляют компрессорное и энергетическое оборудование завода «Дальэнергомаш».
Камчатский край
«Цифры взаимодействия пока небольшие, но потенциал для развития есть», - так официальным языком оценивают связи Камчатки и Синеокой. Стороны в первую очередь заинтересованы в прямых поставках продовольствия. Губернатор края Владимир Солодов пообещал белорусским потребителям рыбу без посредников по продвигаемой регионом модели - «от рыбака до полки».
Белорусская сторона предложила открыть мультибрендовые магазины товаров. Такой пилотный проект реализуют в Новосибирской области - там речь идет о машиностроении.
Однако все упирается в большие расстояния - роста поставок невозможно добиться без оптимизации логистики, в том числе за счет возможностей Северного морского пути.
Бурятия
Для нее Беларусь - второй по значимости зарубежный партнер после Китая. На долю Синеокой приходится 13,9 процента импорта региона. Сябры поставляют полиамидное волокно для текстильной промышленности. Из Бурятии в Беларусь экспортируют древесину и изделия из нее, продукцию железнодорожного машиностроения и Селенгинского целлюлозно-картонного комбината.
Традиции
Белые росы на Сахалине
Похвастаться можем не только торговыми связями.
Например, в 2023 году власти Минска предложили установить побратимские связи с Южно-Сахалинском, а в октябре прошлого года мэрия сахалинской столицы уже заключила такое соглашение с Гродно.
Камчатка в 2024 году намерена провести праздничные мероприятия и фестивали, посвященные сотрудничеству с сябрами, в том числе презентацию книги «Белые росы Камчатки» об уроженцах Беларуси, оставивших яркий след в истории края.
Забайкальский край сотрудничает с Брестским и Гродненским областными институтами развития образования.