САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Российские и белорусские ученые разрабатывают грузовик на самом легком топливе

В Союзном государстве появление такой техники - ближайшее будущее

Перспективный большегруз способен проехать без подзарядки от Минска до Москвы. Но главное, что в нем все детали – союзные./span>
Фото: БелТА


Два баллона на тысячу километров


Пока коллективный Запад перекрывает кислород на пути поставок нам ноу-хау, российские и белорусские инженеры самостоятельно разрабатывают транспорт будущего - на водороде. Сегодня модели на самом легком и бесцветном газе есть в линейках многих крупных автопроизводителей: Honda, Toyota, Hyundai, Audi, BMW, Ford. Пока нельзя назвать этот транспорт массовым (в основном из-за дороговизны он с трудом пробивает себе дорогу), хотя в Китае на смену электробусам активно приходят водоробусы. В Союзном государстве появление такой техники - ближайшее будущее.

На конференции «Топливные элементы и энергоустановки на их основе» в подмосковной Черноголовке о перспективном проекте по созданию водородных грузовиков заявил руководитель Центра водородных технологий (ЦВТ) компании АФК «Система» Юрий Добровольский. Разрабатывают машину вместе со специалистами «БКМ Холдинга» («Белкоммунмаш»).

Сябров в качестве партнеров выбрали из большого списка претендентов. Водородная тематика занимает конструкторов «БКМ Холдинга» уже давно. Они, в частности, разработали дизель-электрический гибридный автобус: в 2019-м началась его эксплуатация в Минске и Слуцке, а в прошлом году компания представила электрогрузовик «Vitovt Truck Electro Prime». Так вот, новый водородный большегруз - внешне его точная копия. Просто две концепции разрабатывали параллельно. Машина на водороде в любом случае электромобиль, потому что ее приводит в движение электромотор. Энергия получается не из розетки,
а из-за химической реакции с водородом. Баллон с пятью килограммами газа заправляют около трех минут. Двух емкостей хватит на тысячу километров.

Биполярный элемент


«Железо» - с белорусов, а вся начинка от россиян. Топливные элементы для машины разрабатывают специалисты российского Центра водородных технологий. Их проектируют с жидкостным охлаждением, мощностью в сотню киловатт. На создание одного такого элемента инженерам требуется около двух месяцев. И тут импортозамещение реально работает: они почти полностью изготовлены из комплектующих, спроектированных и сделанных в России. Только один элемент - биполярная пластина - на базе японской технологии. Но ее не слепо копируют, а добавляют свое.

Грузоподъемность водородного грузовика составит около двенадцати тонн. Ожидается, что большегруз сможет проезжать на водородном генераторе от пятисот до тысячи километров. Примерная цена такого транспорта - до тридцати миллионов рублей, в зависимости от комплектации. Что, конечно, недешево на фоне обычных самосвалов.

К концу следующего года вместе с БКМ планируют выпустить двадцать грузовиков, так что инженерам придется ускориться с созданием топливных элементов. Потенциальный же рынок грузовых водородомобилей Юрий Добровольский оценивает как «гораздо более емкий». У них уже есть заказ на первые тридцать машин. Так что это вполне конкретный коммерческий проект.

- Заказ окупит нам полностью проект, - заявил он.
Тем не менее, говоря о транспорте на водороде в перспективе, Юрий Добровольский пояснил, что пока это «нишевые решения». Хотя компания рассчитывает в некоторых областях выйти на среднесерийное производство - когда речь будет идти о сотнях машин.
Модельный ряд

Российские и белорусские ученые разрабатывают грузовик на самом легком топливе

Экспериментальный Aurus серийным пока не стал.
Фото: Павел Бедняков/РИА Новости


«Ниву» и «КАМАЗ» переведут на газ


Сразу несколько автозаводов в России пытаются экспериментировать с новыми технологиями.

В России производство машин на водороде в зачаточном состоянии. Занимались этой темой на «АвтоВАЗе». Направление называлось АНТЭЛ - «автомобиль на топливных элементах». Были даже отдельные экземпляры, «Нивы», например. Начинание быстро сошло на нет.
В 2021 году НАМИ презентовал водородный Aurus. Сегодня о нем ничего не слышно.

В начале 2022 года планировалось запустить в эксплуатацию такие электромобили на базе «ГАЗели Next». Собирать их должны были в Германии. Само собой, проект заморозили.

Планирует выпуск водородного электробуса «КамАЗ». Впервые водоробус КамАЗ-6290, собранный с  использованием западных комплектующих, представили в 2021 году. Но с тех пор столько воды утекло. Сейчас, по словам генерального директора компании Сергея Когогина, формируют альтернативную компонентную базу из деталей как отечественных, так и из дружественных стран, которая компенсирует отсутствие европейских поставок. Новую модель представят в 2024 году.


ПЛЮСЫ


Менять масло, другие технические жидкости, как сейчас в двигателе внутреннего сгорания или трансмиссии, не придется. Не нужны будут и свечи, системы охлаждения, нейтрализации отработанных газов и многое другое.

По сравнению с электромобилями силовая установка и источник энергии работают более стабильно даже на морозе.

По эффективности бензин, дизтопливо или любая современная батарея с водородом и рядом не стояли - один грамм этого газа дает в три раза больше энергии, чем грамм бензина.

Водородные двигатели практически бесшумны.

Есть гигантское преимущество и с точки зрения экологии: выброс углекислого газа и тяжелых металлов у таких машин равен нулю. В атмосферу улетают кислород и водяной пар. Теоретически все это положительно скажется не только на экологии, но и на стоимости эксплуатации.


МИНУСЫ


Из-за сложной и энергозатратной технологии производства, множества нюансов хранения и транспортировки водород - достаточно дорогой продукт, и, соответственно, грузовики на водородном топливе затратнее в эксплуатации. И это если закрыть глаза на изначальную стоимость покупки такого «экспериментального» транспорта.

Еще одна преграда - отсутствие инфраструктуры. В мире пока слишком мало водородных заправочных станций, а в России официально их нет совсем. Есть экспериментальная заправка в Подмосковье при научном центре в Черноголовке.

Для использования в двигателях водород сжимают в 850 раз, из-за чего давление газа достигает семисот атмосфер. В сочетании с высокой температурой это повышает риск самовоспламенения.

В Союзном государстве нужно переходить от конкуренции к кооперации. Развивать новые производства. Белорусские и российские отрасли должны действовать в единой связке. Например, «Ростсельмаш» и «Гомсельмаш» вчера были конкурентами, а сегодня они работают вместе, поставляя в том числе компонентную базу на конвейеры друг друга. Наши крупнейшие предприятия МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ покупают продукцию Ярославского моторного завода, замещая в том числе ушедших с рынка европейских и американских производителей. Уфимский трамвайно-троллейбусный завод изготавливает свою продукцию с участием Минского автомобильного завода. На международной выставке «Иннопром» БелАЗ, МАЗ, МТЗ, «Амкодор», «Гомсельмаш», BKM Holding («Белкоммунмаш») и другие производители показали большую линейку техники. Гостям продемонстрировали беспилотные модели и эксклюзивный гусеничный трактор от Минского тракторного завода. Особое внимание привлек и стенд БелАЗа, где презентовали макеты самосвалов с высокой российско-белорусской интеграционной составляющей - больше шестидесяти процентов. Конечно, на фоне западных ограничений наши предприятия столкнулись с проблемами бесперебойного обеспечения комплектующими и  материалами. Но это не повод опускать руки. Самое время вызовы превращать в возможности.
Леонид БРИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  2. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  3. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников
  4. Захарова указала на ненужность беженцев с Украины в Швейцарии
  5. За участниками СВО рабочие места будут сохраняться на весь срок контракта
  6. Вячеслав Володин напомнил, какие законы вступают в силу в ноябре
  7. Беларусь и Россия представят концепцию безопасности Союзного государства
  8. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  9. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  10. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  11. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  12. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  13. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  14. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  15. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также