САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Валерий Чумаков

В России приступают к реализации сразу нескольких высокоскоростных железнодорожных магистралей

Это грандиозные инфраструктурные проекты.

От Москвы до Владивостока можно будет доехать за двое суток против нынешних шести.
Фото: Евгений Биятов/РИА Новости


Теперь уже можно сказать однозначно: ВСМ в России - быть!
Это стало очевидно после того, как Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии МЦД рассказал о начале реализации проекта скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом и о новых проектах высокоскоростного движения до Казани, Минска и до Адлера, через новые регионы.

Встречаемся в Петушках


Россия в истории со строительством высокоскоростных железных дорог занимает далеко не ведущее место. Например, в Китае ввели в эксплуатацию 42 тысячи километров ВСМ и строят еще 28 тысяч. Во Франции действует без малого 3,5 тысячи километров, на которых скоростные поезда могут развивать скорость свыше трехсот километров в час, В Испании - 3,7 тысячи, в Германии - 3,6, в Японии - 2,8… Даже в Узбекистане есть магистраль протяженностью 741 километр, на которой поезда могут ходить со скоростью 250 километров в час.

А у России и Беларуси нет ни одной. Это тем обиднее, что скоростные поезда у нас есть. Тот же «Сапсан» способен развивать скорость 300 километров, вот только сделать ему это негде. В результате большую часть пути Москва - Санкт-Петербург он проходит с максимальной скоростью в  две сотни километров в час и только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, может увеличивать ее до 250. На маршруте Москва - Нижний Новгород поезд способен развивать скорость 160 от Петушков до станции Вязники, а на остальном протяжении идет не быстрее стандартных 140 километров в час. Что называется, «вполсилы».

Стратегический план


Вопрос о строительстве в России ВСМ стоял уже давно. Еще в 2010 году приняли программу развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года. В стратегических планах РЖД - строительство в 2030 - 2035 годах около 7 тысяч километров путей.

Планы были и раньше. Еще в конце восьмидесятых разработали проект ВСМ «Центр - Юг». По нему магистраль шла от Москвы до Харькова и дальше расходилась на два направления: одно в Крым, другое - через Ростов на Северный Кавказ. Однако, по понятным причинам, перспективный проект реализовать так и не удалось.
северный меридиан

Идея Северного широтного хода, о котором рассказал в своем выступлении на форуме «Один пояс - один путь» Президент России Владимир Путин, тоже не нова. Проект железнодорожной магистрали, которая свяжет Москву с Воркутой, Надымом, Новым Уренгоем и завершится в Дудинке, енисейском порту Северного морского пути, был еще в 2008 году включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Сроки реализации из-за недостаточного финансирования переносились не раз. Хотя его экономическая выгода, учитывая, что дорога пройдет через самые богатые природными ресурсами регионы, очевидна. Теперь проект переживает второе рождение.

Одновременно с ним будут строиться «меридианные» дороги, которые свяжут большие северные промышленные центры Урала, Сибири, Дальнего Востока и порта Севморпути с проходящей по континенту ВСМ. Конечно, они будут не скоростными, но в данной ситуации такой выход вполне приемлем.

В России приступают к реализации сразу нескольких высокоскоростных железнодорожных магистралей

Аналог «Сапсана»


Завод компании «Синара» появится под Москвой.


Но мало построить дорогу, по ней еще что-то должно ездить. Это, конечно, могли быть «Сапсаны». Однако немецкий концерн Siemens AG объявил о приостановке поставок и обслуживания поездов.
Но без электровозов магистрали не останутся. «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», совместное предприятие РЖД и «Синара - Транспортные машины», еще в прошлом году представил проект отечественного высокоскоростного поезда.

- Сейчас работаем над техническим проектом, - рассказывает директор ИЦ ЖТ Александр Кирейцев, - и закончим в 2024 году. Сборку головного образца поезда начнем в первой половине 2026-го. Завершим - в 2027 году. До конца 2028-го состав пройдет испытания и сертификацию.

Демонстрационная скорость нового поезда составит четыреста километров в час, максимальная - 360.
«Синара» обещает построить для их производства под Москвой завод и передать РЖД до 2032 года от пятидесяти до 75 электропоездов, на восемь вагонов каждый.

Москва и Питер станут гигаполисом


Первые две дороги уже существуют на бумаге


Магистраль Москва - Казань, под номером два, с продолжением до Екатеринбурга, собирались заложить еще в 2017 году, но проект отложили из-за проблем с финансированием. Сегодня его оценивают в 823 миллиарда рублей. По словам доцента кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» РУТ Дмитрия Роменского, «он рассчитан полностью, дорога лежит на карте и в виде томов проектной документации».
Проект ВСМ Москва - Санкт-Петербург протяженностью 680 километров утвердили в 2021 году. Дорога пройдет по шести регионам - также по Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям. Стоимость строительства Минтранс оценивает примерно в 1,7 триллиона рублей. Предполагается, что она будет полностью окупаемой и не потребует солидных бюджетных вливаний.

В зоне ее охвата живет больше тридцати миллионов человек, а это примерно пятая часть населения России. Как сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, «строительство ВСМ Москва - Петербург приведет к тому, что оба города станут одним большим гигаполисом».

Правда, и здесь еще не решили все вопросы. Например, ВСМ можно построить в расчете на максимальную скорость 250 километров, а  можно - на четыреста. Или применить комбинированное решение, но пока окончательного мнения нет. Это ведет к тому, что строительство первой ВСМ может затянуться лет на пять. Пока планируется, что ее сдадут в 2028 году, а уже к 2030-му услугами в год будут пользоваться около 22,6 миллиона пассажиров.

До Минска - всего пара остановок


Ездить в соседнюю страну будет удобнее


Еще в 2019 году приняли концепцию проекта «Магистраль СГ». Правда, по ней с Минском предполагалось связать не Москву, а Санкт-Петербург. И уже от столицы РБ протянуть дальше, через Брест - на Варшаву, Берлин и Гамбург, соединить сухопутным маршрутом крупнейшие балтийские порты. В нынешних условиях от такого продолжения пока придется отказаться.

Сегодня уже известен примерный маршрут, по которому граждане и гости Союзного государства будут добираться из одной столицы в другую. В пути состав будет делать две остановки - в Можайске и Смоленске.

Экспресс к морю


Отдельная ветка пройдет через новые регионы


ВСМ-3 - Москва - Адлер должны начать строить в 2024 году, а закончить к 2035-му. Общая протяженность составит 1,5 -1,6 тысячи километров, которые высокоскоростной состав будет проходить за восемь часов. По прогнозам Минтранса, пассажиропоток на маршруте составит 9,5 миллиона человек в год.

Планируется, что у нее будут ответвления на Донецк и Луганск. А ближе к морю железнодорожная линия пройдет по горам маршрутом Кривенковская - Калеж - Сочи с ответвлением на Лазаревское.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Труп беженки и иностранец в бессознательном состоянии обнаружены на границе с Латвией и Польшей
  2. На Украине американцы испытывают психотропные препараты
  3. Путин: мы должны выбирать кадры из тех людей, которые готовы служить России
  4. Свыше 350 млн руб изъято у подозреваемых в РФ и Беларуси, связанных с даркнет-платформой Hydra
  5. Путин: Отмечая этот праздник, мы отдаем дань уважения традициям нашей государственности
  6. Путин: Прошу всех законодателей уделять особое внимание вопросам межнационального согласия, гражданского мира
  7. Владимир Путин выступает на Совете законодателей в Петербурге
  8. Пентагон признал неэффективность поставленного Киеву оружия
  9. Володин: Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности
  10. Володин поднял вопрос низких зарплат воспитателей детских садов
  11. Украинцев смогут уволить с работы, если они умолчат о родственниках в РФ
  12. Володин: Должно быть конкретное министерство, ответственное за вопросы поддержки семей
  13. Украинцы осаждают паспортный центр в Варшаве
  14. Шойгу выразил надежду на скорое вступление Беларуси в ШОС
  15. В Подмосковье спасли из рабства белорусов, которых принуждали к попрошайничеству

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Александр Лукашенко: Наше союзное строительство - образец союза суверенных народов

Примером мирной и созидательной повестки станут проверенные годами союзнические отношения с Россией.

МНЕНИЯ

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также