САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Вениамин Стрига

Умный? в гору!

В России успешно завершаются испытания роботизированных «БелАЗов»-беспилотников

Профессия суровых водителей гигантских самосвалов может уйти в прошлое. Им на смену приходит искусственный интеллект. Фото: Даниил Иванов/СУЭК

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, БОТАН!

Вкалывают роботы, а не человек. Об этом в известном фильме «Приключения Электроника» спели еще сорок лет назад. И вот инновационные технологии докатились на гигантских колесах и до сибирский копей. Перспектива внедрения таких машин может не только дать существенную выгоду угледобывающим компаниям, но и значительно продвинуть защиту окружающей среды и охрану труда.

Идея создать дистанционно управляемый большегруз зародилась в белорусском Жодине, где находится головное предприятие, еще в 2011 году.

- Об этом не раз просили российские угледобывающие компании, особенно из Кемеровской области, - рассказал генеральный конструктор, начальник научно-технического центра «БелАЗ-холдинга» Александр Егоров. - На рынке жесткий дефицит водителей карьерных самосвалов: физические требования очень высокие, работа ответственная и напряженная, профессиональные риски высоки. К тому же климатические условия далеки от комфортных.

Рисков для оператора, который сидит с чайком и плюшками в комфортном помещении в нескольких километрах от карьера, согласитесь, куда меньше, чем для водителя в кабине. Полностью минусуются негативные воздействия на здоровье от пыли и вибрации. Если откажет какой-нибудь узел или осыплется порода - никаких травм.

Сначала белорусские левши собрали дистанционно управляемый самосвал. На полигоне во время испытания поняли, что можно замахнуться на большее - создать полностью беспилотный грузовик.

С ДВУМЯ ГРАЖДАНСТВАМИ

- Перспектив у беспилотника больше, - объясняет Александр Егоров. - Для этого пришлось разработать уникальную гидравлическую систему рулевого управления и электронно-гидравлическую тормозную систему.

Поспешить - проект провалить. Как показал неудачный опыт «Теслы», роботам выезжать туда, где есть люди, опасно. Машины со своим высоким искусственным интеллектом просчитать наперед неадекватные выходки человека пока не могут. Вот и затянулся процесс на восемь лет. К сотрудничеству пригласили россиян из «ВИСТ Групп».

«Беспилотную схему решили обкатать на 136-тонных «середнячках». Отлично пошло! Теперь собираются наделить мозгами все махины с электромеханической трансмиссией.

- Будем роботизировать самосвалы грузоподъемностью в 220 тонн - они наиболее продаваемые по всему миру, - говорит Егоров.

СДЕЛАЕМ АПГРЕЙТ НА «МАЗ» И «КАМАЗ»

Если глянуть в будущее, то скоро мы перестанем воспринимать как диковинку умник-грузовик или самопашущий трактор на поле. В конце мая на совещании по развитию цифровой экономики под председательством Владимира Путина решено подготовить национальную стратегию по искусственному интеллекту. И денег на федеральную программу дадут немало - 90 миллиардов рублей.

- Обсуждаем планы по автоматизации с компанией «МАЗ». Также ведутся переговоры и с российскими автопроизводителями, в том числе с КамАЗом, - сказал руководитель отдела программистов «ВИСТ Групп» Константин Коногорский.

ПРИБЫЛЬ

КОПИ ЦАРЯ САМОСВАЛОВ

Какой экономический эффект ждут от таких разработок?

А вдруг это всего лишь пиар-компания крупных производителей сырья, которые хотят показать на камеры чистеньких операторов взамен усталых и пропыленных шоферов?

Дело вовсе не в показухе. Да и экономия на водителях, если бы она и была - лишь небольшая часть по сравнению со справедливыми выгодами от инноваций.

- Точность работы роботизированной системы в производственном процессе позволяет не только заменить оператора, но и совершенно иначе выстроить процесс, - рассказал Дмитрий Сиземов. - Даже расположение техники на дороге, очередность операции загрузки и выгрузки компьютер рассчитает с точностью, на которую человек не способен. Работа под контролем робота исключает нештатные поломки, автомат заранее предупредит о предстоящем сервисе или ремонте. Тут уже вступают в работу люди - решают, нужен ремонт или замена. Таким образом, удешевляется и сама эксплуатация гигантов.

Самосвалы «с мозгами» покупают на карьеры с добычей угля и железной руды, золота, алмазов, калийного и фосфатного сырья. Каждый экземпляр умной техники (здесь разговор уже не только о грузовиках) - мини-фабрика на колесах и стоит миллионы долларов. Следующий шаг - создать полный добывающий комплекс с искусственным интеллектом.

Умный? в гору! 

Теперь многотонный робот послушен хрупкой сотруднице так же, как и профессиональному шоферу. Фото: Людмила Стрига, СВ

Специалисты пока не спешат называть цифры экономического эффекта. По разным оценкам, они обещают быть высокими.

- При условии полной роботизации карьера можно получить до 40 процентов в плюс к фондоотдаче горнодобывающей техники, - подсчитал Константин Коногорский. - Испытания в Хакасии подтверждают, что планка установлена реальная. Конечная эффективность внедрения роботов зависит от многих факторов, например, от длины пути, от его профиля.

Дмитрий Сиземов подтверждает:

- По нашим подсчетам, на разрезе «Черногорский» самосвалы-электроники должны отбить свою стоимость и выйти на прибыль. Сегодня мы используем на участке три-пять километров семь самосвалов, а сможем использовать шесть. Это даст существенный эффект. На этот бизнес-кейс с огромным интересом смотрят конкуренты из разных стран.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«РАБОТА ДЛЯ РОБОТА»

Дмитрий Сиземов, замдиректора по информационным технологиям Сибирской угольно-энергетической компании:

- «БелАЗы» в СУЭК составляют практически весь наш парк - больше 250 машин. Белорусские самосвалы закреплены в нашей стратегии на годы вперед. Мы работаем с представителем компании, как с российским резидентом. Все поставки и сервис отлажены. Сотрудничать с соседями куда проще, чем с японскими, немецкими и тем более американскими производителями. Естественно, что проект роботизации мы предпочли прорабатывать с нашим партнером из Беларуси.

В мире идет тренд на роботизацию. Переход к массовому производству беспилотников уже не за горами. Когда делаются такие разработки, исходят из целей охраны труда и промышленной безопасности: карьерная техника без водителя в кабине исключает многие риски. Ну и, само собой, хотят повысить производительность.

Константин Коногорский, руководитель отдела программистов «ВИСТ Групп» (ГК Цифра):

- С БелАЗом сотрудничаем давно. Начинали с поставок систем контроля топлива, разгрузки, ходимости шин. Помогали устанавливать системы геолокации ГЛОНАСС, GPS. Пять лет назад стали делать умную карьерную технику в плотной связке с заводскими конструкторами.

Сотрудничество можно назвать беспрецедентно доброжелательным. И вот пример. Протокол взаимодействия через CAN-шину - коммерческая тайна каждого автопроизводителя. Такая шина - строго охраняемая цифровая среда. БелАЗ, учитывая, что мы давно и хорошо с ними общаемся, предоставил нам на доверии все свои CAN-протоколы. Более того, даже меняет логику работы некоторых блоков, если мы просим.

Сейчас с опытными самосвалами этап внедрения находится на финальной стадии - именно на разрезе «Черногорский» компании СУЭК. Эти машины в декабре сдадим в полную промышленную эксплуатацию. Затем планируем создать полностью беспилотный карьер. То есть роботизируем погрузочную технику и буровые станки. Уже вовсю тестируется фронтальный погрузчик - тот самый, который испытан на полигоне в белорусском Жодине.

 

Умный? в гору! 

Для создания беспилотной техники инженеры из Жодина разработали уникальные системы рулевого управления и тормозов. Фото: БЕЛТА

СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Генералы угольных карьеров

Журналист «СВ» увидел, как девушки управляют великанами. Посчитал, сколько «пчел» в рое. И убедился, что в кабинах водителей нет, а мозги есть.

РАБОТА КИПИТ, ОПЕРАТОР БДИТ

На угольном разрезе «Черногорский», что недалеко от Абакана, насколько глазу видать, тянется огромный карьер. Внизу ползают желтые пчелки, которые, если посмотреть в камеру с увеличителем, превращаются в «БелАЗы» размером с дом. Людей в округе... никого.

- Это тут у вас пункт управления роботами? - захожу в диспетчерскую, где сидят операторы. Находится она аж в трех километрах от разработки.

- Генералы угольных карьеров! - смеются ребята. Самому старшему - не больше 30 лет. - Отсюда всем командуем.

Рабочее место каждого оператора оборудовано удобным креслом и огромными мониторами, чтобы видеть и спереди, и сзади, и даже с боков машины - ни сантиметра слепой зоны. В режиме онлайн - все дороги, каждый самосвал, заезжающий на погрузку и колесящий к отвалу. Тут же интерактивная карта - на ней обозначена вся снующая туда-сюда техника.

- Вообще, когда «БелАЗ» работает в режиме робота, ничего особенного не происходит. Отличить от машины с водителем можно только по двум признакам - скорость у них выше, чем у обычных, и на габаритах горят специальные опознавательные знаки - сине-оранжевые огоньки.

- Можете уйти чаевничать, никто и не заметит. Работа мечты! - вздохнул я, глядя на дружную компанию.

Конечно, специалисты по робототехнике во время смены никуда не отлучаются - головой отвечают за машины, которые стоят «как космос». Может, через пару лет от услуг этих сотрудников откажутся совсем, но пока им на скуку жаловаться не приходится. Во-первых, система полностью автономного управления пока опытная. Робот в любой момент может передать управление человеку: «Извините, произошла системная ошибка». Во-вторых, пока алгоритм оттачивается, вручную вносятся правки.

ДЕВИЧЬЯ ЛОГИКА ВМЕСТО ГОРЫ МЫШЦ

Раньше скажи кому «водительница «БелАЗа» - расхохотались бы. Разве это возможно? Ведь на такую работенку брали только богатырей. А теперь девчонки, управляющие многотонной техникой, - пустяки, дело житейское. Сабина Султан-заде покруче многих парней, управляет целым компьютерным комплексом.

- В нежных женских руках держите десятки великанов. Не боязно?

- У меня большой опыт, так что никакого страха. Все под прицелом автоматики, но, если надо, подключусь в любой момент.

- Искусственный интеллект круче человека?

- Ну смотрите, вот прямо сейчас на площадке большегруз-беспилотник встанет на погрузку.

Гляжу в монитор. «БелАЗ» с ювелирной точностью «паркуется» под ковш экскаватора. Затем ровнехонько едет по дороге.

- Управляет бортовой компьютер машины. И держит с нами связь по Wi-Fi, - поясняет Сабина.

Все равно без хозяина не обойтись. Перед тем как выйти на линию, даже управляемых электронными мозгами проверяет техслужба, потом горючим заливают заправщики. За автоматикой и программами тоже следят специалисты.

БЕЗ ФОКУСОВ НЕ ОБОШЛОСЬ

Операторы показали, как записывается алгоритм. На машине включается дистанционное управление, и она проводится по маршруту. Весь путь датчики определяют положение, скорость и прочие параметры. Если спецы говорят «ок», алгоритм записывают, и с этого момента самосвал становится автономным. Дальше за дело берутся IT-инженеры, которые объединяют роботизированных «пчелок» в один рой. Пока их только две, скоро появятся еще.

Глаз радуется - «БелАЗы» с пустыми кабинами разъезжаются, не снижая скорости. В то время как управляемые водителями то и дело притормаживают.

- Такие фокусы возможны, только когда человека в кабине нет. Это вопрос безопасности, - говорит замдиректора СУЭК Дмитрий Сиземов. - Как минимум семь компаний интересуется черногорским участком из-за беспилотников. Хотят себе такие же.

ИННОВАЦИИ

ЛУННОГО ЛАНДШАФТА НЕ БУДЕТ

Автономная машина с высоким IQ сделает... красивее нашу планету.

Сейчас речь пойдет не о фантастике. Речь о том, как сохранить нашу планету. Во всем мире горные выработки стали проблемой экологии: опасно окисляются, выделяют в воздух, в почву и подземные воды вредные вещества. Законодатели многих стран вводят нормативы, по которым добыча полезных ископаемых должна сопровождаться обязательной рекультивацией территории.

Как оказалось, роботизация здесь может здорово подсобить.

- Человек за рулем «БелАЗа» не в состоянии провернуть некоторые фишки. А робот - легко, - уверяет Константин Коногорский. - При добыче алмазов карьеры копают очень глубокие. Электронные мозги способны провести махины по очень узким «ступенькам». За счет этого площадь карьера можно здорово сузить, его воронка станет круче. Ущерба природе - меньше. Они же потом и рекультивацию проведут по прописанной для них 3D модели.

Вот так с помощью роботов на Земле может остаться гораздо меньше травм. И в вопросах охраны окружающей среды не стоит чесать все новшества под одну гребенку.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

Украинский генерал признал, что им не победить

Михаил Васильев

Замначальника ГУР отказался от идеи «возвращения к границам 1991 года»

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также