Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


На ЯК-40 еще полетаем, на «белазах» покатаем!

Делегация из Беларуси во главе с премьер-министром Андреем Кобяковым побывала в Новосибирске, чтобы обсудить совместные проекты и заключить новые контракты

На новосибирском заводе "Сибэлектропривод" делают запчасти для самых больших грузовиков в мире. Фото: БЕЛТА

Сибирь и Беларусь разделяют тысячи километров, но это не преграда для экономического сотрудничества. Далекий регион для республики является одним из ключевых. Привлекает в первую очередь промышленный и научный потенциал. Это подтверждает визит премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова вместе с большой делегацией представителей различных министерств и ведомств.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

Первым делом, конечно, самолеты. В Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина конструируют новые и дают вторую жизнь проверенным или, лучше сказать, легендарным моделям еще советской авиации. Парк небольших гражданских самолетов Як-40 в обеих странах устаревает. Но выбрасывать на свалку произведения инженерной мысли - дело неблагодарное.

В результате поездки СибНИА и Минский завод гражданской авиации №407 подписали соглашение о сотрудничестве.

- Договор предполагает совместную работу по модификации Як-40, - рассказал директор Новосибирского института Владимир Барсук. - Мы решаем задачу по научно-техническому сопровождению, проводим летные испытания, разрабатываем документацию для последующей модификации, а сама реконструкция уже будет проходить на минском ремонтном заводе.

Экскурсия по цехам СибНИА подарила и другие идеи. Первые лица Беларуси заглянули в учебную аудиторию, где ребята с одиннадцати лет изучают аэродинамику и готовятся стать летчиками. Такой подход значительно уменьшает затраты на подготовку будущих пилотов.

- У нас тоже готовят будущих летчиков к профессии со школьной скамьи, но возраст постарше - лет с четырнадцати. К тому же здесь используют небольшие планеры, на которых подростки могут нарабатывать навыки, летные часы. Практика хорошая, будем думать, как ее заимствовать, - делится мыслями начальник минского клуба ДОСААФ Николай Мочанский.

Еще одна хорошая новость летного сотрудничества - в ближайшем будущем белорусы купят пробный биплан-кукурузник АН-2, который так же серьезно переработали в СибНИА. Если потомок «Аннушки» устроит покупателей, то они заключат контракт на поставку этих машин.

sv6-0510-kobiakov-160.jpg

Андрей Кобяков сел за штурвал обновленного Ан-2. Крылатая машина произвела на премьера хорошее впечатление и скороотправится в республику. Фото: Андрей Копалов/ kpmedia.ru

МАХНЕМ НА ГРУЗОВИКАХ В ИНДИЮ

Кто не знает этих карьерных гигантов из Синеокой? Но немногие в курсе, что у белорусского предприятия, выпускающего мощнейшие самосвалы, есть серьезный партнер в Новосибирске - это завод «Сибэлектропривод». Здесь делают начинку для «БелАЗов» грузоподъемностью 130 и 220 тонн. И сотрудничество постоянно развивается:

- Со следующего года начнем производить электроприводы для 90-тонников. Считаю, что наш завод - самый крупный экспортер области в Беларусь. Объемы только за год выросли в два раза. Причем наша продукция при участии БелАЗа получает международное значение, уже есть успешный опыт поставок сорока самосвалов-130-тонников с нашими агрегатами на борту в Индонезию, - говорит Михал Вахун, гендиректор компании «Сибэлектропривод».

И это не предел. Премьер-министр РБ рассказал, что в ближайшее время планируется серьезный прорыв совместной продукции в Индию. Там тоже ждут «БелАЗы» с сибирскими комплектующими.

- Мы обсуждали с руководством завода возможность создания электроприводов и для коммунальной техники, не только для большегрузов. Появился спрос на новую линейку, и тут не нужно затягивать решение. Разворачиваться нужно сразу, таковы законы рынка - не займешь место сам, займут другие, - отметил Кобяков.

Коммерческий директор «Сибэлектропривода» Сергей Грачев только порадовался легкости в работе с белорусскими партнерами:

- У нас общий язык, общий подход к делу. И наши планы совпадают, сотрудничество прозрачно и понятно.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ


У этих «рогатых» не сядет батарейка

Вот уже десять лет самая активная сфера сотрудничества между регионами - транспорт.

- В свое время за основу мы взяли обновление парка автобусов через модель белорусского производства. Потому что технологичная конкурентность очевидна, - рассказал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. - В декабре прошлого года создали совместное российско-белорусское производство по модернизации трамваев «БКМ-Сибирь». Это хороший пример: обновленные вагоны уже катают пассажиров на трех маршрутах Новосибирска. К концу года еще тринадцать трамваев будет готово. Мы приглашаем к сотрудничеству и соседние регионы. Выгода очевидна, цена за трамвай уменьшается на семь миллионов.

Со стороны республики есть еще несколько предложений, как можно развить тему. Новосибирску предложили инновационные модели электротранспорта - электробусы и троллейбусы с автономным ходом. И тоже проект будет совместный. В городе есть производство литий-ионных батарей, как раз подходящих под нужды экотранспорта.

Кроме того, по итогам поездки Новосибирск и Беларусь заключили соглашение по обновлению парка сельхозтехники.

ФИНАНСОВЫЙ ЛИФТ

Это еще не все направления, где можно усилить и развить сотрудничество. Белорусская делегация напомнила властям Новосибирска о планах на совместное лифтовое производство. Город-миллионник растет ввысь и вширь. В планах на этот год - сдать два миллиона квадратных метров нового жилья. И в каждом доме может найтись место белорусско-российскому подъемнику.

Но и в республике прекрасно умеют строить. Поэтому предложения сыпались как из рога изобилия: совместное возведение энергоэффективного жилья, школ, детских садов, дорог...

Не могли не обсудить в сибирском наукограде инновационную сферу. Андрею Кобякову продемонстрировали суперсо-временные разработки в области протезирования суставов и реабилитации в Медицинском технопарке.

- Ваш опыт заслуживает большого уважения, воспроизводства и подражания. Подробно изучим предложения и поделимся своим опытом. У нас тоже есть что показать в данном направлении, - сказал Андрей Кобяков.

СКАЗАНО

Андрей Кобяков, премьер-министр Республики Беларусь:

- Наибольший товаро-оборот между Беларусью и Новосибирской областью был в 2013 году, тогда он составил 278 миллионов долларов. Обе стороны уверены: эту цифру можно значительно увеличить. Сегодняшнее сотрудничество - это лишь частичка нашего потенциала. Думаю, что 
в ближайшее время мы сможем увеличить товарооборот до полумиллиарда долларов.