Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Сенатор Сергей Калашников: Хватит имитировать движение - вперед пора идти

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Сергей Калашников рассказал, что нам принесет «инновационная экономика» и как Союзному государству противостоять современным вызовам

Сегодня наши ученые разрабатывают цифровые лекарства на основе наноконструкций, которые без операционного вмешательства смогут бороться с тяжелыми заболеваниями. Фото: Алексей Булатов/ kpmedia.ru

СКИФЫ В ПОМОЩЬ

- Одна из ключевых задач, которую необходимо решить России и Беларуси, - формирование единой промышленной политики. Как думаете, справимся?

- Наши страны, как и весь мир сейчас, стоят перед серьезными экономическими вызовами, связанными с переходом к новому технологическому укладу. Не будем развиваться опережающими темпами - станем аутсайдерами мировой экономики. Здесь и у России, и у Беларуси общие цели и задачи. Независимо от размера территории, обе страны выступают на равных, ведь речь идет об интеллектуальных продуктах, которые необходимо создавать фактически с чистого листа. Более того, в сфере новых разработок у Беларуси много шансов обогнать Россию, поскольку республика в большей степени сохранила инженерный корпус, кадровый научно-технический потенциал.

Если взаимно обогащать друг друга в интеллектуальной сфере, то логично возникает идея создавать совместные наукоемкие производства. И думать о единой производственной политике, нацеленной на выпуск передовых разработок, инноваций, которых сегодня нет, но завтра - будут.

- Назовете успешные примеры такого сотрудничества?

- Российские и белорусские ученые уже совместно создавали суперкомпьютеры в рамках программы Союзного государства СКИФ. Эти разработки в итоге помогли нам преодолеть барьер, чтобы развиваться дальше. Без них мы бы не пришли к программам нынешним, одна из которых, например, направлена на исследования в области генетики. Видный, перспективный проект Союзного государства, ориентированный на интеллектуальный продукт. Его можно сделать основой предприятия как в России, так и в Беларуси. Или совместного производства - что гораздо важнее.

- Можно сюда же причислить подписанное этим летом соглашение между «Росатомом» и Национальной академией наук Беларуси.

- Верно. «Росатом» сегодня - передовая корпорация в РФ. В Беларуси же строится атомная электростанция. Специалисты российской компании не только помогают строить, но и гарантируют научное обеспечение. Вместе с белорусскими учеными, конечно.

sv5-2109-kalashnikovNEW-OBTR-160.jpg

Фото: Наталья Долгушина

НА ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ НАУКУ НЕЛЬЗЯ СКУПИТЬСЯ

- У вас есть конкретный рецепт, как от слов перейти к делу?

- Руководствоваться принципами планового хозяйства. Термины «плановое хозяйство», «индикативное» или «стратегическое» планирование - понятия рыночной экономики. Если Госплан СССР считал, сколько карандашей нужно произвести, то в современных условиях надо продумывать постановку целей, сколько ресурсов понадобится для их достижения, как распределить их на конкретные задачи и так далее. Проще говоря, государство ставит планку: к такому-то году мы должны наладить производство таких-то товаров. Для этого открываем льготное кредитование и создаем все необходимые условия, обеспечиваем ресурсами, в том числе природными. Все. Любая бизнес-структура может заняться производством этого товара. Но субсидии и помощь получат те, кто грамотнее обоснует свои возможности и технологии.

- Какое направление в сотрудничестве двух стран считаете самым многообещающим?

- Не одно, а множество. Главное - учитывать мировые тренды четвертой научно-технической революции. Это и биотехнология, и медицина, и электроника (включая разработку искусственного интеллекта), робототехника, управление большими системами, создание новых материалов (нанотехнологии), новые источники энергии... На Западе в эти направления вкладывают больше всего денег сейчас. Причем в них всегда можно найти нишу, в которой мы будем впереди всех.

Пытливый ум наверняка вычленит еще какое-то направление, которого сегодня нет, а завтра оно будет определяющим. Поэтому ни в коем случае нельзя экономить на фундаментальных исследованиях. Симбиоз фундаментальных школ Беларуси и России - важный ресурс нашего научно-технологического прорыва.

Кстати, Советский Союз имел бесспорный приоритет в фундаментальных исследованиях. Недаром основные идеи и все великие изобретения XX века корнями уходят в СССР и Россию.

- Сейчас модно говорить об инновационной интеграции. Все вроде бы за, но непонятно, с чего начинать.

- С образования. Представление моих ровесников о том, что такое инновационная или цифровая экономика, зиждется на устаревшем понимании терминов «экономика», «товары», «услуги», которые пришли к нам даже не из XX, а из XIX века. Все это безнадежно устарело. По-новому воспринимать картину мира и мыслить способна только молодежь.

ЭКОНОМИКА


Из шахтера - в ученые

- Как бы вы объяснили понятие «инновационная экономика»?

- С незапамятных времен человек брал в руки материал, обрабатывал его орудиями труда, использовал энергию, пусть даже атомную, и получал вещь. На этой схеме веками строилась вся жизнь. Сегодня люди берут информацию, перерабатывают ее и выдают снова информацию - не продукт, не материю, не вещь, а идею, проект, технологию, способ производства. В наше время основные виды зарубежных инвестиций - это уже не капиталы, их-то полно, а ноу-хау. Это совсем другой уровень мышления. Главная проблема в том, что по-настоящему передовых технологий и прорывных идей гораздо меньше, чем денег.

- Почему так происходит?

- Мало кто знает, что надо производить сегодня, чтобы завтра это покупали. Как удовлетворять потребительский спрос, когда люди ориентируются не на функциональные качества товара, как в старые времена, а на лейбл, престижность и раскрученность модели? Тревожит и вот что: за переходом на новый экономический уклад последуют коренные изменения системы социального уклада жизни людей и их социальной защиты.

- Что вы имеете в виду?

- Например, китайцы до 2020 года собираются заменить роботами 25 миллионов рабочих мест. Армия безработных пополнится. Да, машины очень помогут там, где работать надо механически, в опасных условиях. Например, в шахтах. А послезавтра роботы придут и на наши шахты. Куда деваться десяткам тысяч шахтеров? Переучиваться на программистов, физиков, лириков, ученых? Не все способны. Готовы ли мы к таким изменениям? Вряд ли.

- Что же делать?

- Работать. У Союзного государства есть шанс совместными усилиями противостоять современным вызовам. К новой экономике надо готовиться, делая главный упор на современное образование и воспитание творческой личности. Нельзя освоить и переработать гигантский объем информации, пользуясь лекалами прошлых веков.

ДОСЬЕ «СВ»

Сергей Калашников родился в 1951 году в Акмолинске (ныне Астана, Казахстан). В 1975 году окончил Ленинградский госуниверситет, позже аспирантуру Института психологии АПН СССР, Академию народного хозяйства при Совете министров СССР и Дипломатическую академию МИД России. Возглавлял бюро новых методов кадровой работы социально-психологической службы на Красногорском заводе имени Зверева и отдел Министерства оборонной промышленности СССР. Был президентом «Нефтехима». Депутат Государственной Думы первого, второго и шестого созывов от ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ, заместитель Государственного секретаря - член Постоянного Комитета Союзного государства. С 2015 года - член Совета Федерации РФ. Кандидат политических наук, имеет докторскую степень по экономике.