Активное взаимодействие между РФ и РБ происходит в нефтяной сфере. Российские компании - главные поставщики на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Республика традиционно импортирует из России порядка двадцати миллионов тонн сырой нефти в год. Еще около тридцати миллионов тонн проходит транзитом в Европу.
В газовой сфере между РБ и РФ сохраняется высокий уровень интеграции. Газопровод «Ямал - Европа», проходящий по белорусской территории, остается одним из главных маршрутов доставки российского газа на европейский рынок. Его годовая загрузка в последние годы зачастую оказывается либо близка к проектной мощности, либо выше ее.
В прошлом году продолжилось взаимодействие РФ и РБ в сфере электроэнергетики. Россия нарастила поставки энергии по сравнению с 2015 годом. Продолжается активное строительство первой в республике АЭС. «Росатом» отгрузил новый корпус реактора. Строительство станции идет по графику.
- Российская Федерация и Республика Беларусь работают и будут работать вместе с Китаем по проекту «Один пояс, один путь» (One Belt, One Road - OBOR). Однако пока это только проект, и есть возможность определить, как скоординировать транспортную политику РФ и РБ.
Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru
Порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области не столько транспортные конкуренты Минску и Бресту, сколько взаимодействующие логистические узлы. Китай выстраивает проект с многократным запасом прочности - и один транспортно-логистический узел будет дополнять другой.
Скорее всего, руководителей и транспортников Союзного государства, китайских политиков и инвесторов устроит компромиссное сочетание возможностей Минска и Усть-Луги, Бреста и Санкт-Петербурга. Вот только роль Клайпеды и Риги в этом случае будет существенно иной.
Все это часть общего комплекса евразийской интеграции, проекта создания огромного объединенного пространства, центром которого является ЕАЭС, а одним из важнейших участников - Китай.
ЧТО ЕЩЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ:
1. Выровнять условия хозяйствования. Это касается налоговых ставок, кредитной политики, защиты прав инвесторов и промышленной собственности, условий регистрации предприятий и надзора за их деятельностью.
2. Предоставить льготные условия в общих инвестиционных проектах и для совместных предприятий.
3. Расширить промышленную кооперацию между компаниями двух стран, уточнив информационную базу по специализации предприятий, проанализировав модель межотраслевого баланса Союзного государства.
4. Реализовать потенциал свободных экономических зон Бреста, Минска, Гродно, Витебска, Могилева, Гомеля. Зеркально развивать особые экономические зоны в РФ.
5. Использовать активнее все механизмы экономической интеграции, заложенные в Евразийском союзе, особенно в области инновационного развития.
6. Создать собственное рейтинговое агентство совместно с ЕАЭС и ШОС для нивелирования рисков занижения страновых финансовых рейтингов со стороны зарубежных агентств.