В негатив не верим
В Национальном информационном центре состоялась презентация совместного исследования Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь (ИАЦ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения «Российская Федерация и Республика Беларусь: перспективы общего информационного пространства» (ВЦИОМ).
Как известно, в октябре в Минске прошла научно-практическая конференция «Медиасфера России и Беларуси в условиях современных геополитических трансформаций». Эксперты, политики, журналисты обсудили перспективы формирования единого информационного пространства Союзного государства. Особый интерес общественности вызвало совместное исследование ИАЦ и ВЦИОМ «Российская Федерация и Республика Беларусь: перспективы общего информационного пространства». Уникальный проект крупнейших социологических структур Беларуси и России был реализован в сентябре-октябре 2010 года. С его помощью предполагается оценить степень информированности российских и белорусских граждан о проблемах развития Беларуси, России, Союзного государства, доступность такой информации через электронные и печатные СМИ, уровень доверия к ней людей.
На «круглом столе» «Союзное государство России и Беларуси: современное состояние и перспективы качественной модернизации» в начале декабря в Минске было отмечено, что необходимо довести полученные данные до СМИ и широкой общественности.
В презентации исследования в Москве приняли участие первый заместитель гендиректора ВЦИОМ Константин Абрамов и первый замдиректора ИАЦ Алексей Гусев. Они рассказали о том, что исследование обмена информацией гражданами Беларуси и России проводилось одновременно. Выяснилось, что 74 процента российских граждан считают, что «слабо» осведомлены о жизни в Беларуси, 23 – что «более-менее» и только 17 – что «скорее хорошо». В Беларуси информированными о жизни в России считают себя 65 процентов людей.
76 процентов белорусов и 57 – россиян проявляют интерес к жизни в Союзном государстве, причем белорусов в первую очередь интересуют политика и экономика, во вторую – история, культура и социальное развитие страны, а россиян – наоборот. Белорусы получают информацию по центральным каналам и местному ТВ, из Интернета, газет и журналов, россияне – в основном по центральным каналам; ТРО у тех и других на последнем месте.
Исследование показало, что каждый третий россиянин (33 процента) не обратил внимания на негативные сведения о Беларуси на российском ТВ, а в Беларуси негативной информации о России не придали значение 28 процентов опрошенных. Очевидно, что если в российском и белорусском информационных пространствах появляются негативные сведения о соседях, то граждане не спешат делать категорические выводы и оценивают их по принципу «частично – правда, частично – нет» (43 процента россиян и 48 – белорусов). Таким образом, более 70 процентов опрошенных в каждой стране негативную информацию о соседях либо не принимают во внимание, либо воспринимают с недоверием. Причем опросы показали, что белорусы в большей степени доверяют национальному телевидению (64 процента), чем россияне – своим телеканалам (53). Более чем у половины населения обеих стран налицо интерес к информации друг о друге, которая транслируется по ТВ (56 процентов – в России, 74 – в Беларуси).