Олег Газманов - «кавалер» западных санкций
Главный российский «есаул» уже 55 лет на сцене.
Тишина в Белгороде
По случаю круглой даты народный артист России даст два больших концерта в Москве и Петербурге.
Московский концерт пройдет в «Крокус Сити Холле». Газманов выступит вместе с Большим симфоническим оркестром.
- Уже был подобный опыт?
- Известный виолончелист-виртуоз Борис Струлев предложил сделать такой концерт. И примерно год назад я выступил в Белгороде. Получился опен-эйр. Музыкально-поэтический. По данным местного ГУВД, пришло около 37 тысяч человек. Поразило, что когда читал стихи, стояла невероятная тишина. И ощущения потрясающие. Другие. Лучше, чем в зале. Я был счастлив. Этот концерт так окрылил меня, что решил сделать такой же в Москве. И, если программа понравится народу, устрою юбилейный тур по российским городам.
- В Белгороде небезопасно. Легко разрешили устроить концерт?
- До сих пор удивляюсь, как получилось его провести. Очень благодарен губернатору и всем организаторам. Получилось незабываемо. Город прекрасен, но там действительно сложная ситуация. Прямо в центр уже прилетал снаряд. Но концерты проводить стоит.
Даже в блокадном Ленинграде, когда было далеко не так, как сейчас, и люди, умирали от голода, проводили в филармонии концерт Шостаковича и транслировали его по радио. И все понимали, что живы, и страна идет вперед. Другое дело - репертуар. Конечно, увеселительным он может быть не везде. В московском концерте обязательно будет блок песен, которые посвящаю нашим воинам.
Вместе с Шаманом
Специальным гостем на концерте станет Shaman.
- Почему решили пригласить Ярослава Дронова?
- У меня был творческий вечер и концерт на «Тавриде.АРТ». И Shaman круто спел «Эскадрон». Не заморачивался, но сделал песню суперсовременной. С тех пор мы часто с ним общаемся. И возникла идея пригласить его в ту часть концерта, где пою без симфонического оркестра.
- Недавно ВЦИОМ опубликовал данные, согласно которым артист номер один в России - Shaman. А вы - на втором месте. Не обидно?
- Наоборот, неправильно было бы, если бы 72-летний, испытанный в боях композитор и певец два года оставался на первом месте. А тут появился наконец парень, который меня подвинул. И я рад за него. Пример для огромного количества артистов. Поет то, что нужно людям, поднимает дух воинов. Стараюсь поддерживать подобных Шаману ребят. У меня есть проект «Родники». Сделали продюсерскую компанию, чтобы продвигать ребят. Создаем для них контент, который связан с традициями, культурой страны. 15 сентября прошел финал в Ставрополе. За девять месяцев получили около двадцати тысяч произведений: и песен, и стихов. Много духоподъемных. Приятно, что сегодняшние дети резко отличаются от сверстников из девяностых, которые росли в перестроечную сумбурную движуху. Нынешние ребята уже знают, за что будут биться, куда идут. Они - за страну, что меня дико радует. Непонятно только, почему духоподъемные песни не показывают по телевизору и не крутят на радиостанциях. Говорят: «Не наш формат». Пока наши ребята воюют, мы, что, в кустах решили отсидеться?!
- Кто еще споет с вами?
- Естественно, Родион Газманов. Будем одну известную песню петь. В аранжировке хард-рок.
От девочки до бабушки
Семьдесят процентов песен на юбилейном концерте исполнят с Симфоническим оркестром.
- Представите ли новые песни?
- Их будет несколько. Они ни разу нигде не звучали. Только бы успеть, потому что идет концертный тур. И буквально накануне юбилейного, утром, приезжаю в Москву из Питера. А 5 ноября возвращаюсь в Северную столицу, потому что там большой концерт в БКЗ «Октябрьский». Такая интенсивность, только и успевай выворачиваться.
Программу юбилейного менял уже раза четыре. Все в ужасе. Так что сказал себе «Стоп!» Песни тяжело выбрать. Большое количество тех, что на слуху у всех поколений. Знаете, когда я стал популярным, в 1988 - 1989 годах, еще не было гаджетов, и подбегали девушки, просили автограф. Прошло лет пятнадцать. Те же девочки подбегают: «Мама так любит ваши песни!» Еще столько же прошло: «Бабушка обожает вас». Хотя те же самые гастроли, залы.
- Хиты подадите по-другому?
- Волновался, что если будет большое количество песен, к примеру, с Симфоническим оркестром, постоянная публика скажет: «Что такое?! Давай «Эскадрон», «Свежий ветер», «Мои ясные дни». Ведь классический Газманов - это «скаковые» песни. В качестве компромисса на «Эскадрон» наложим скрипки.
- Знаю, что вы изменили «Единственную», которую прославил Филипп Киркоров.
- На концерте прозвучит новая версия. С симфоническим оркестром. Я написал ее почти 26 лет назад, когда с любимой были непростые отношения. Чуть не расстались. И стихи получились трагические: «не родятся наши дети, не подарят нам цветы» и так далее. Но мы так и не расстались. Может, кстати, благодаря этой песне. И спустя столько лет, когда уже любовь и все даже лучше, чем было, жена и дети спросили: «Слушай, о ком это ты написал этот хит?» Но менять слова сложно. Долго сопротивлялся, потом сел и сочинил. Буквально чуть-чуть переделал текст, и получилось, что и дети родились, и холодный ветер исчез. И пою уже в таком виде.
Заморозили квартиры в Европе
В 2022 году он подпал под западные ограничения.
- Как вам живется под таким гнетом?
- Я - кавалер всех санкций, и это радует. Если западные партнеры видят во мне угрозу, значит, полезен своей стране. Для меня это главное. Две мои квартиры - одну в Юрмале, другую в Италии - заморозили. Я для себя решил так: это сопутствующие потери. Правда, на кухне в Латвии остался подаренный «Арманьяк». Он моего года рождения, отпит наполовину. Я попробовал и подумал: «Потом». Но не получилось. Урок: надо сразу и до конца. Но главное то, что пускают в Пензу, Белгород, Санкт-Петербург. Всегда писал, пишу и буду писать, несмотря на всяческие санкции, для своих народа и страны. Меня это вдохновляет. Все мои выступления завершаю песней «Это все для вас». Она, как и большинство моих лучших вещей, неформатная. Радиостанции не берут. И длинная. Там такие слова: «Нотами моих воспоминаний выложу дорогу этой жизни, чтобы они меня сопровождали от рождения до самой тризны».
Три года спорил со штормами
Певец родился в 1951 году в послевоенном Калининграде.
- Наверное, как и многие дети той поры, находили на улице немало боеприпасов?
- Таскал домой мины, патроны. Как уцелел, не знаю. На моей Походной улице в Калининграде, которую потом переименовали, процентов тридцать-сорок пацанов погибли. Для того чтобы образумить, в шесть с половиной лет меня отдали в музыкальную школу по классу скрипки. И я возненавидел музыку. Но увлекался спортом. В итоге закончил Высшее военно-морское училище. Занимался научной работой. Писал диссертацию. Изучал теорию устройства судна и ходил в море три года. Попадал во всяческие шторма. В том числе и в двенадцатибалльные. И написал песню «Морячка»: «Скоpо наши молодцы все шваpтовые концы намотают на кнехты и пpичалят корабли».
- Вы же вроде единственный певец на российской эстраде в погонах?
- Наверное. В соцсетях недавно троллили: без автомата, значит, не воевал. Но я - офицер, капитан третьего ранга. Четырежды орденоносец. Медали - за то, что был во всех горячих точках: в Сирии, Цхинвале. И в том числе от погранотрядов, где попадал в непростые ситуации. С гордостью ношу награды. И пусть тролли знают, что я не сам себе их присвоил. Правительство наградило. А также боевые командиры. И сейчас бываю в госпиталях и медицинских учреждениях с концертами. По-другому невозможно, наверное.
- В каком возрасте впервые вышли на сцену?
- В семнадцать. Я уже учился в Высшем инженерном морском училище и играл с группой «Атлантик». В Доме культуры рыбаков на танцах. Впервые получил деньги официально. Шестьдесят рублей. Это был хороший гонорар. Старший инженер получал 120. Тогда же написал песню, которая до сих пор популярна: «Белый снег». Потом она стала хитом в исполнении Валерия Леонтьева. Позже я ее из аренды забрал. Сделал аранжировку, и до сих пор каждый Новый год просят везде ее петь.
- На что потратили гонорар?
- Купил микрофоны и гитары.