Ветка на старом обряде держится
Чем сегодня живет белорусский городок, который основали старообрядцы, бежавшие из Москвы в XVII веке?
Сотрудники Ветковского музея делают все для того, чтобы сохранить особый дух этого места и в наше время. Фото: БелТА
Раритеты под подушкой
Сходство Ветки с первопрестольной чувствуется с первых минут. В центре – Красная площадь с Лениным (правда, бронзовым). Вместо исторического музея – дом купца Грошикова с дивной красоты резными воротами. В просторных покоях нынче располагаются скарбы Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова.
Отдельным экспонатам коллекции могут даже москвичи позавидовать. Взять хотя бы редчайший экземпляр книги «Апостол» с дарственной подписью «Пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович Всея Руси…». Рядом лежит подлинное издание, которое отпечатал в 1574-м году Иван Федоров. Всего собрание включает в себя около трех сотен старопечатных книг. Откуда раритеты?
— От местных жителей, — без шуток говорят сотрудники музея.
Богатейшие коллекции икон, книг, предметов быта буквально перекочевали в фонды из обычных домов, а не архивов или хранилищ. До этого они веками передавались ветковчанами из поколения в поколение. Да не просто как нечто ценное и дорогое: даже в прошлом столетии нынешние экспонаты использовались по прямому назначению. Так, на одном из рукописных Евангелий начала XVI века исследователи обнаружили пометки на полях современными чернилами. Оказалось, их сделал хозяин книги, которому было тяжело читать тексты на церковнославянском языке пятисотлетней давности.
Особое место
Доподлинно известно, что в 1680-х годах москвичи и жители других городов Русского царства, не принявшие церковную реформу патриарха Никона, пришли на территорию нынешней Гомельской области. Почему выбрали это место?
Есть красивое предание о том, как старообрядцы привязали к ветке икону и пустили по реке: «К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста». Хотите верьте, хотите нет. Но с историческими фактами не поспоришь: уже в 1695-м тут выстроили первый храм, где служили по старому уставу. Сохранились и конкретные имена – у истоков ветковской церкви стояли московский «поп Козьма из церкви Всех Святых, что на Кулишках» и тверской «поп Стефан из Белево».
А дальше молва про Ветку, где приверженцам старой веры «жить свободно», понеслась по городам и весям. Население за считанные годы выросло до 40 тысяч человек! На рубеже XVII-XVIII веков здесь был крупнейший центр поповского* старообрядчества – отсюда и древности в каждом доме. Именно тогда иконы и книги свозились в Ветку со всего царства. Но не для того, чтобы лечь мертвым грузом. Наследие старой веры тут же приумножалось и расходилось обратно. В экспозиции даже представлены карты с «путями попадания» и «путями распространения» духовных ценностей.
При этом ветковские старообрядцы с самого начала отличались от остальных (тех, что жили на Нижегородчине, под Черниговом, на Дону). Зажиточные купцы, ремесленники и строители быстро наладили связи деловые и торговые связи с другими городами. Экономику развернули до таких масштабов, что в середине XVIII века Киевская канцелярия жаловалась в Сенат на «подозрительно большие сделки старообрядцев», исчисляемые сотнями тысяч рублей.
Живешь, красуешься…
Директор музея Петр Цалко говорит: «Если б уклад здешней жизни с момента основания Ветки вплоть до начала ХХ века нужно было описать одной фразой, то это непременно стали бы слова местной жительницы: «На том свете невемо, что будеть, а здесь живешь, красуешься, свавольничаешь!»
Сотрудники Ветковского музея, кажется, делают все для того, чтобы сохранить этот особый дух и в наше время. Вряд ли найдется еще хоть одно такое место, куда до сих пор приезжают старообрядцы со всего мира, чтобы поближе познакомиться с собственным прошлым.
- Отчего старообрядческую веру зовут живой? Дело не в том, что она выжила, несмотря на запреты и гонения. Это понятие более широкое и касается отношений человека с Богом. Возьмем, к примеру, иконы. Старообрядцы напечатанным иконам молиться не будут, потому что нет в них жизни. Только живой человек может сотворить живое, — говорит Петр.
В подтверждение этих слов – недавний выставочный проект, на котором можно было наблюдать за работой художника-реставратора Михаила Пугачева. Каждый день мастер буквально с нуля на доске воссоздавал копию образа «Никиты-воина» XVIII века.
Легенда
По следам лжеимператора
«Раскольничья слобода Ветка» упоминается в «Истории Пугачева» Александра Пушкина. Считалось, что именно тут бунтовщик Емелька, который выдавал себя за Петра III, скрывался перед восстанием. Местные эту историю не опровергают, но и указать на точное место, где искать следы Пугачева, не могут. Поэтому разные экскурсоводы водят туристов по разным «пугачевским тропам».
Кстати, старые улицы города все еще хранят старообрядческие порядки. Тут можно увидеть добротно сложенные, с четырехскатными крышами и резными наличниками дома. Привлекают внимание и особые деревянные заборы — высокие и совершенно глухие. Чужакам со стороны ничего не видать. Оттого в историю про Пугачева верится еще больше.
Корни
Переплетая традиции
Ветковский музей находится в небольшом райцентре. При этому у него есть филиал в крупном городе – Гомеле. И это для Беларуси уникальный случай: обычно бывает наоборот.
Именно попадая в филиал на временные выставки, у многих туристов просыпается желание глубже погрузится в таинственный мир старообрядчества. За этим потом и едут в Ветку.
Но есть у гомельского филиала и своя фишка — этно-вечеринки в осенне-зимний период. Тут уже во все полноте раскрывается белорусская народная культура. Каждую встречу посвящают какому-нибудь определенному обряду или празднику.
— Это не похоже на народный театр с ряженными. У нас нет зрителей, каждый – участник, — объясняют сотрудники музея. – Задача не столько развлечь, сколько дать знания, чтобы сохранить традицию. Мы сначала объясняем, что, как и когда делали наши предки сто-двести лет тому. А уж потом пускаемся в пляс или затягиваем песни.
Что важно, на этно-вечеринках делают упор не абстрактную белорусскую культуру, а конкретно гомельскую. Все, что удается собрать во время научных экспедиций в летний сезон, передается аудитории. Кстати, и музыкантов стараются приглашать из регионов – только живой звук народных мелодий!
Приграничная инициатива
В 2019 году музей получил грант Президента Беларуси на реализацию инновационного выставочного проекта «Корни и ветви», который был посвящен искусству рукописной книги Ветковско-Стародубского региона (Гомельская и Брянская области).
Благодаря финансовой поддержке государства широкой публике впервые были представлены материалы о Ветке и Стародубе, которые хранятся в «Древлехранилище Пушкинского Дома» (Санкт-Петербург) и Научной библиотеке МГУ (Москва).
*Если что, слово «поповский» здесь не уничижительное слово: старообрядцы бывают поповцами и беспоповцами