Анна Викторова: Я тоже боюсь чудовищ под кроватью!
Петербургский режиссер, руководитель театра KUKFO («Кукольный формат») рассказала «СВ», зачем нужен спектакль-тренинг для детей.
САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК
- Любили в детстве играть в куклы, устраивали им игрушечные чаепития?
- Играла во все, во что обычно играют дети. А еще у меня были маленькие коробочки и спичечные коробки, в которых жили маленькие человечки. Разные персонажи - девочки, мальчики, мамы, папы, которые жили в своих домиках. Целый город. Я их вырезала из картона, бумаги, делала из веревочек, из всего, что под рукой. Ничего сложного.
- Кропотливая работа!
- Мелкая моторика. Наверно, эта игра и привела к тому, чем я сейчас занимаюсь.
- Как вам, ребенку, это пришло в голову?
- Папа - театральный художник, ученик Эдуарда Кочергина, работал в Театре комедии имени Акимова и Театре имени Комиссаржевской. Конечно, я росла в творческой атмосфере. Может, это повлияло, может, кто-то из взрослых подсказал идею.
- Человечки сохранились?
- Наверно, хранятся у родителей. А сейчас у нас два персонажа, в разных спектаклях, живут в спичечном коробке. Возможно, это пришло из детства. В спектакле «Птифуры.Бабушки» есть Виталий Егорыч, самый маленький в мире старичок. Мы про него рассказываем истории, и дети, и родители верят в него. Иногда мы его забываем где-нибудь на гастролях, в Грузии, в Лондоне, и нам пишут: «Вы забыли Виталия Егорыча! Мы его пришлем обратно!».
Он всегда возвращается. Такой маленький, что его можно забыть где угодно. Надо быть внимательными!
- А второй персонаж кто?
- Жена Виталия Егорыча. Она существует в другом спектакле, тоже про пожилых людей. «Птифуры. Дедушки» - это истории про старичков и старушек, поставлены по английским лимерикам, шуточным стишкам Эдварда Лира. Часть мы сами сочинили, про родственников и про вымышленных персонажей.
- Родственники не против?
- Ситуации абсурдные, комические, некоторые даже без слов, но наши прообразы иногда себя узнают.
- Не обижаются?
- Наоборот, они стали фанатами этого спектакля.
- После такой постановки молодые люди лучше относятся к пожилым?
- Надеюсь, что они смотрят на них по-другому.
- Могут ли театральные куклы сделать людей лучше, изменить мир?
- Не думаю. Но они помогут людям услышать других, заставить сопереживать, чему-то научить, в каком-то смысле передать опыт.
СОБСТВЕННЫЙ МИР
- Куклы для вас как живые?
- Это всего лишь инструмент, который может одухотворить человек. Они помогают нам рассказывать истории. Как музыкальный инструмент для исполнителя. За куклами стоят актеры, они и делают их живыми персонажами. А так это просто предметы.
- Актер должен любить персонажа?
- Он должен любить свое дело, свою работу. Получать удовольствие от существования на сцене. Он может любить кукол, сцену, пьесу – все вместе. Благодаря сценическому пространству, предметам, он рассказывает историю. Становится автором на сцене.
- Почему люди выбирают профессию кукольника? К этому нужна особая склонность?
- Мне нравится, что я могу сама создать свой мир. Кукольник может создать его на столе, или в спичечной коробке, или можно город использовать в качестве декорации и создавать персонажей для улицы. Для этого не нужны большие финансовые вложения. Можно построить любые декорации и играть в них.
- Чем отличается обычный театр от кукольного?
- Кукольник сам создает пространство, в отличие от художников драматических театров - там многое зависит от параметров сцены. В драматическом театре над спектаклем работают актеры, режиссеры, художники по свету, гримеры, костюмеры, большая команда. А кукольник может быть один за всех. Мы и декорации сами делаем, и кукол, и костюмы, и свет ставим, и звук. Мне нравится самой создавать мир.
- Вы в душе ребенок?
- Наверное. Но я воспринимаю кукол скорее как музыкальные инструменты, с помощью них мы рассказываем истории.
- Могут ли куклы изменить мир?
- Не думаю, но они могут улучшить его, обогатить духовно, заставить сопереживать, поддержать, а в каком-то смысле и научить. Кукольный спектакль – тоже опыт для зрителей.
ПРИЗВАНИЕ
ХОТЕЛА СТАТЬ ХИРУРГОМ
Но интерес к тому, как устроен человек трансформировался - в фокусе оказалась душа а не тело.
- В детстве вы хотели стать хирургом…
- Хотела, но так сложилось, что не стала. В школе по химии были не очень хорошие оценки. Видимо, от неуверенности в себе не пошла в эту сторону.
- Играли в доктора?
- Конечно. Мне было интересно, как устроен человек. Наверно, это связано с тем, что мне хотелось помочь людям, облегчить болезни.
- Почему все-таки кукольный театр?
- Когда я училась в школе, попала на спектакль Резо Габриадзе «Осень моей весны», который он привез на гастроли в Петербург. Он меня потряс.
- Понимаю, тоже видела эту постановку. И тогда вы забыли про работу хирурга?
- Резо Габриадзе вдохновил меня, направил в эту сторону. Позже, когда мне было 23 и я уже училась на втором курсе Театрального института, узнала, что Габриадзе ставит в Петербурге «Песнь на Волге» и ищет помощников. Я помогала ему создавать кукол.
- Свой театр долго создавали?
- Закончила институт и через год организовала театр. Мне кажется, это не так уж долго. Мы прыгнули в эту историю и дальше начали карабкаться. Сложностей было много. Мы не государственный театр, на все зарабатываем сами.
- Ваш дядя Тимур Бекмамбетов на вашем сайте числиться как продюсер. Чем помог?
- Организовать театр была его идея. Он сказал: «Давай, делай, не бойся! Ты справишься!». Поддержал, организовывал. Раньше он работал
в ташкентском театре художником. Он придумал идею первого спектакля «Всадник Сuprum», за который мы получили нашу первую «Золотую маску».
- То есть дал толчок?
- Когда ты молодой специалист, только-только закончил институт, то во многом не уверен. Все-таки это амбициозный проект – создать свой театр. Смелый шаг. Но мне повезло, моя семья меня поддерживает.
ЛАЙТ-ПСИХОТЕРАПИЯ
КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ
Самое главное - разобраться в нем, смело посмотреть ему прямо в глаза.
- Наблюдаете за людьми, чтобы сочинять истории?
- Когда приступаем к материалу, внимательно присматриваемся. Обычно, когда начинаешь работу, вокруг нее все само начинает вариться. Если плотно занимаешься старичками, возникает много разных историй. Поставили спектакль-расследование, спектакль–тренинг про страх. Изучали, что это такое, отчего он возникает, как он устроен, как вообще это связано с нашим воображением или с физическим ощущением.
- Черная рука, красное пятно?
- И это тоже. Истории, которые дети рассказывают друг другу дети в лагерях, частично оттуда материал. Это целая культура детских страшилок. Еще есть Хеллоуин, это адреналин, его любят и дети, и взрослые.
- А какие основные детские страхи? Список составили?
- Страх темноты, чужих людей, громкой музыки, незнакомого пространства. Классический страх - остаться одному. Страх неизвестного, когда сам начинаешь себе придумывать разные ужасы. Страх несоответствия ожиданиям.
- Надеетесь, что дети поделятся с вами?
- Попробуем вызвать их на разговор. Спектакль для детей постарше, которые уже умеют анализировать. Задача - помочь ребенку справляться со своими страхами. Поэтому и называется спектакль-тренинг. Обсудим, в какой момент становится страшно, где страх сидит, что происходит с человеком, когда он боится. Как побороть страх, справиться с ним. Такая лайт-психотерапия.
- Откуда идея?
- Сейчас сложная ситуация в мире, много стрессов. Все поменялось, нет стабильности. От этого много переживаний. Мы многого боимся. Разбираясь с собой, я подумала: а каково детям? Как детей научить, чтобы им жить было проще, чтобы они меньше боялись? Вот так эта тема возникла.
- А у вас какие страхи были в детстве?
- Чудовищ под кроватью до сих пор боюсь!
- Серьезно?
- Стараюсь туда не заглядывать!