Николай Бурляев: Дети никогда не видели меня с рюмкой
Председатель Комиссии ПС по культуре, науке и образованию считает, что юношеству нужно подавать положительный пример
«ВИТЯЗЬ» МИЛЕЕ КАНН
- Приглашение молодых творцов на фестиваль «Золотой витязь» было всегда для нас приоритетом, - говорит Народный артист. - Все 32 года мы проводим на кинофоруме отдельный международный конкурс студенческих дебютных фильмов. И наблюдаем удивительную динамику. Если в самом начале в девяностых, когда появился «Золотой витязь» было очень трудно набрать десять работ молодых ребят, вгиковцев, которых тогда ориентировали на рыночное кино и вседозволенность, то сейчас год от года мы видим, как много молодежи имеют совсем другую закваску. И не только в России!
- А где же еще?
- Когда я был в Сербии, местные студенты, которых учат на режиссера, говорили так: «Будем работать не для Канн и для Оскара, а для «Золотого витязя». Мы, наверное, единственный из мировых кинофестивалей, который придерживается девиза: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». И не отступаем от него.
УЧАТ ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
- Где вы сейчас работаете в качестве наставника?
- Сейчас параллельно веду два курса авторской режиссуры. Один во ВГИКе – двухгодичный, и только что выпустил в Ярославской академии МУБиНТ курс годовалый. По поводу последнего у меня были сомнения – а чему, собственно, можно обучить за такой короткий срок? Но им, по факту, было дано столько, сколько я и во ВГИКе не получал, обучаясь режиссуре. Удалось привлечь к обучению ведущих деятелей кинематографа. Мастер-классы у нас вели крупнейший аниматор мира Александр Петров, обладатель Оскара, мой однокурсник Вадим Абдарашитов, который, к сожалению, вскоре после этого ушел из жизни, Владимир Хотиненко, Андрей Кончаловский. И так далее – лучшие операторы, композиторы, художники по костюмам, которые, например, работают с Никитой Михалковым. Несколько выпускных работ этих студентов я отобрал на «Витязь». Наша задача была направить души этих ребят ввысь, к создателю, к таким понятиям, как жизнь и смерть, бессмертие, вечность. То, чего так не хватает нам на экране.
- При вашем активном участии создавался Культурный фронт России. В учредителях много патриархов нашего искусства, но есть ли там место юным?
- С особым вниманием относимся к грядущему поколению и поэтому в центральном штабе культурного фронта есть молодые люди разных творческих профессий – актеры, режиссеры, музыканты, выпускники консерватории, живописцы. На них мы возлагаем особую надежду. Не отталкиваем людей с горячим сердцем.
ГЛАВНЫЙ ПОДАРОК
Даже в свой праздник парламентарий думает об общественных интересах.
- Беседуем с вами накануне вашего дня рождения. Какой из нематериальных подарков вы бы себе пожелали?
- Для меня самый главный подарок был бы, да и не только для меня – принципиально новый закон о культуре, отличный от того, что подписан господином Ельциным в 1992 году. И заставил культуру жить в рынке и вседозволенности. И устремил ее тем самым не ввысь, в вниз – в преисподнюю. При такой недальновидной политике поползли вверх все социальные пороки. Думаю, все-таки, что мы этого подарка дождемся рано или поздно.
- А как обычно отмечаете день рождения?
- За городом, в семейном кругу. Никакого алкоголя не будет у нас в семье сухой закон. Дети никогда не видели меня за рюмкой. Если мы что-то требуем от них, то должны сами в первую очередь подавать пример.