Сморгонь – это Хатынь Первой мировой
Мемориал, создаваемый возле белорусского города Сморгонь на средства Союзного государства Беларуси и России, станет первым в мире памятником событиям Первой мировой войны...
Сморгонь для строительства мемориала выбрана отнюдь не случайно. Именно здесь в 1915 году, когда после Свентянского прорыва фронт проходил прямо по этому городку, русские войска впервые остановили немцев, закрыв им дорогу на Минск и Москву. 810 дней, с октября 1915 года вплоть до декабря 1917-го, фронт разрывал город на две части, практически стерев его с лица земли (накануне Первой мировой войны в городе жили 16 тысяч человек, после нее остались всего 154 человека). Из зданий же уцелел только один католический костел, все остальные строения лежали в руинах.
– Именно здесь, под Сморгонью, – напоминает директор здешнего историко-краеведческого музея Мария Майсевич, – был воткнут в землю и первый штык, после чего началось братание солдат двух армий. В память об этом событии возле деревни Белая установлен памятный крест, который местные жители так и называют – Крест примирения.
Идея создания памятного знака в честь величайшего подвига и величайшей трагедии русской армии и белорусского народа в Сморгони витала давно. Поддержали ее в Министерстве культуры и Министерстве обороны республики. А во время обсуждения на уровне Союзного государства речь зашла о создании уже целого мемориального комплекса в честь событий той далекой и незаслуженно забытой войны.
Первый камень будущего мемориала, состоящего из целого комплекса памятных сооружений, заложен во время конференции, а само строительство начнется в будущем году. Мемориал будет начинаться с величественного памятника в парке Победы, где шли особенно ожесточенные бои. Горку, на которой он будет установлен, до сих пор называют Золотой.
От Золотой горки по всему городу вдоль линии фронта, где проходили окопы, будет установлено девять памятных знаков с обозначением полков, дивизий, воинских соединений русской армии, которые защищали эти участки. А на другом конце города рядом с кольцевой дорогой появится еще один памятник солдату, воткнувшему штык в землю, – символический образ завершения войны.
В Сморгонском краеведческом музее собраны сотни любопытных экспонатов – воспоминания, фотографии, документы и их копии, творческие работы и личные вещи, напрямую связанные с событиями Первой мировой войны. Все это удалось собрать сотрудникам военно-исторического центра при музее, один из которых – Владимир Лигута.
Полковник Лигута долгое время служил в Сморгони начальником пограничного отряда. Как-то в лесу возле деревни Белое он наткнулся на огромное воинское захоронение – заброшенное, неприбранное. Словно 90 лет земля хранила свои тайны, чтобы доверить их тому, кто неравнодушно остановится у заброшенного дота, попытается прочесть надпись на подпорченном временем кресте.
Уволившись в запас, Владимир Лигута сделал делом своей жизни восстановление исторической памяти о Первой мировой войне. Не один, разумеется, а с помощью членов военно-исторического центра, созданного при музее. Конечно, целых девяносто лет – слишком большой срок, чтобы восстановить все. Но, как человек военный, он знал, где искать. В московских архивах оказалось немало документов о людях, которые воевали здесь, на Западном фронте, в ту войну. Причем открытия поджидали его в неожиданных местах.
Владимир Лигута убежден и в том, что имена многих погибших в Первую мировую восстановить можно даже сегодня. В российских архивах ему удалось отыскать исключительные по важности документы – карты захоронений Первой мировой войны, каждая из которых подписана офицером топографо-геодезической службы. На них нанесены координаты всех воинских кладбищ со списками погребенных. Более того, каждое кладбище сфотографировано зимой и летом – чтобы легче было отыскать. В этих могилах – солдаты русской армии: русские, белорусы, люди других наций.