Ночные императоры
Вопрос о том, кто сказал «мяу», в Зимнем дворце можно не задавать. Любители делать это живут там не просто так - они следят, чтобы в музее не заводились крысы и мыши. За что и получили от сотрудников ласковое прозвище «эрмики».
ИЗ БЕЗДОМНОГО - В КОМНАТНОГО
В 2016 году эрмитажные коты вошли в список достопримечательностей, которые, по версии британского издания Telegraph, необходимо увидеть. По легенде, за ними ухаживают сказочные человечки - эрмиты и эрмитессы. Они живут в музеях и старых домах, а по ночам играют с кошками и вяжут из их шерсти «волшебные шарфы».
Первого кота по имени Василий привез Петр I. Из Голландии. Хвостатый был ой как нужен - в тогда еще деревянном Зимнем дворце расплодились грызуны. Портили здание, прогрызая дырки в стенах. В 1745 году отловить пакостников решила императрица Елизавета Петровна и заказала из Казани 30 лучших больших котов. Основательница Эрмитажа императрица Екатерина II их не любила, но в музее их оставила, разделив на два класса - надворных и комнатных. Среди последних преобладала порода «русских голубых». Во время блокады коты погибли, и Зимний буквально кишел крысами. После войны в Ленинград завезли пять тысяч котов, часть из них попала и в Эрмитаж. Вскоре крысы исчезли.
Сегодня в музее живет ровно пятьдесят усатых. У каждого есть паспорт, ветеринарная карточка, корзинка для сна и лоток и даже запись в трудовой книжке о приеме на работу - в качестве «специалиста по очистке музейных подвалов от крыс». Живут стражи в подвалах, где всегда сухо и тепло. Хотя коты свободно гуляют по территории музея, вход в залы им воспрещен.
ХРАНИТЕЛЯ ДА ВИНЧИ - В ХОРОШИЕ РУКИ
В бюджете Эрмитажа нет статьи на содержание котов. Но у них есть свой благотворительный счет, куда регулярно отправляют средства посетители, музейные работники, спонсоры.
Пять лет назад Михаил Пиотровский принял решение ограничить численность Васек и Мурок пятью десятками. С тех пор «излишки» пристраивают в хорошие руки. Причем стать их хозяевами могут далеко не все. Тем, кто живет в коммуналках или на съемных квартирах, котика не дадут. Предпочтение отдается семейным парам. Счастливые владельцы получают сертификат «Владелец Эрмитажного кота» и могут всю жизнь ходить в музей бесплатно.
Обитателям одного из главных собраний страны посвятили американский мюзикл «Кошки Эрмитажа» и документальные фильмы. Есть у них и свой профессиональный праздник.
В этот день их выпускают на публику. Посвящают им конкурсы, викторины, выставки. А на сайте музея публикуются дневники эрмитажных обитателей - Савелия и Кати.
КОШКИН ДОМ
Посвящено им немало книг: о них писали Николай Голь и Мария Халтунен, Мэри Энн Аллин, Алексей Бобринский, Злата Линник. В 2015 году детскую книгу-фэнтези «Рыцарь, кот и балерина. Приключения эрмитажных котов» написал Петр Власов. Один из ее главных героев - кот Василий.
Фото: hermitagemuseum.org
- В музейном магазине знакомая показала книжку «Кошкин дом в Эрмитаже», - вспоминает писатель. - В ней рассказывается о произведениях искусства, в которых использован образ кошки, и конкретных котах. Даже есть их фотографии. Идея показалась мне жутко забавной. Так и начала вырастать история.
Петр представил, как кошки живут в музее и охотятся в темных залах за мышами. Сразу вспомнилось, как в детстве казалось, что солдатики и другие игрушки по ночам оживают.
- Я приехал в январе из Питера и сразу написал две главы, - продолжает Власов. - А в конце лета основательно взялся за книжку. Появилась идея параллельного мира. Теория о том, что существует творческая энергия. Человек способен аккумулировать ее и сохранять в произведениях искусства. И благодаря ей существует параллельный город в Петербурге. Он подпитывает нас вдохновением, радостью - такая невидимая батарейка, которая помогает жить.
После выхода книги Власова пригласили на экскурсию в подвалы. На него они произвели неизгладимое впечатление.
- Я был зимой, там очень жарко, - смеется он. - Коты живут в двух специальных комнатах. Но там все далеко от романтики. Запах сразу сообщает, кто тут обитает. В общем, не покои, золотом-изумрудом отделанные.
попали в переплет
НЕОЖИДАННАЯ АУДИЕНЦИЯ
Кот Васька вполне мог бы прожить жизнь самым обыкновенным, заурядным котом, каких вокруг пруд пруди. Но случилось так, что в Васькину судьбу с самого рождения вмешалось одно необычное обстоятельство: он появился на свет не в доме, квартире или на улице, а в самом настоящем дворце. Да не просто «во дворце», а в том самом, где много-много лет назад, до революции, жили русские цари. В знаменитом на весь мир санкт-петербургском Эрмитаже.
Васька был не одинок в своей избранности. Сотня или около того кошачьих селились в музейном подвале на вполне себе законных основаниях. Более того, состояли в Эрмитаже на службе.
Музейные работники кошек подкармливали, лечили, чесали за ушами и даже обещали соорудить для них домики, где будет уютно и тепло во время ветреных, промозглых питерских зим. Понятное дело, все это счастье перепадало Ваське и его сородичам не просто так. Днем и, самое главное, ночью они охраняли музей от вездесущих крыс и мышей, грызущих все, что попадается им на зуб, а в особенности написанные маслом картины. Как вы понимаете, с точки зрения крысы выдающийся шедевр живописи ничем не отличается от какого-нибудь промасленного мешка. И даже небольшой шайке крыс не составит никакого труда превратить его за пару часов в кучку бесполезной трухи. Потому по вечерам, когда музей закрывал свои высокие двери, коты и кошки дружно разбегались по опустевшим залам, а ближе к полуночи поодиночке начинали возвращаться обратно и докладывали об обстановке позевывающему дежурному.
- В зале «Испанская живопись» чисто.
- В зале «Средние века» все в порядке.
- В гардеробе странный запах, но на мышей не похоже. Наверное, висело пальто любителя хомячков или морских свинок.
Хотя обычно донесение звучало именно вот так - «ничего подозрительного», война у кошек с грызунами шла нешуточная. И долгая-предолгая! Васька в кошачьих кругах слыл котом образованным, так как имел привычку прислушиваться к тому, о чем вещают музейные гиды. Потому хорошо был осведомлен о самой затяжной в истории войне между рыцарями Англии и Франции, продолжавшейся с перерывами более ста лет и называвшейся оттого Столетней. А вот эрмитажные кошки воевали с грызунами уже два с половиной века. То есть почти Трехсотлетняя война. Причем без малейшего шанса хотя бы на временное перемирие.