САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Анна Попова

Спасти нельзя утратить

Как вернуть к жизни почти утраченные шедевры? Как из призрачного образа на холсте восстанавливать масляную живопись, а из мелких осколков - воссоздавать изящный фарфор, знают специалисты Центра реставрации имени Грабаря. К его столетию приурочена выставка «Век ради вечного» (там же, в Центре), которая продлится до конца ноября

К реставраторам "небо" из Кенозерской часовни попало после того, как много лет простояло забеленным. Фото: Анна Попова

ХРАНИТЬ ВЕЧНО
Задачка не из простых: как собрать в выставочном пространстве произведения искусства, относящиеся к разным стилям и эпохам, чтобы получился гармоничный рассказ? По словам заместителя генерального директора Центра по научно-методической и выставочной работе Ольги Темериной, выстроить хронологическую или тематическую линию было при таком разнообразии сложно. Поэтому решили разделить религиозное и светское искусство и отдельно представить археологические памятники. Выбрать те произведения, которые нельзя увидеть в любой момент.

 - Например, Богоматерь Боголюбская находится в постоянной экспозиции Владимирского музея, а хрестоматийный памятник древнерусской живописи XIII века Богоматерь Одигитрия, долгое время находящийся у нас на реставрации, после выставки снова вернется в мастерскую. Танагрские статуэтки прибыли к нам из Барнаульского музея – туда тоже доедет не всякий, но зато сможет полюбоваться ими на нашей выставке.

Спасти нельзя утратить

Мешок шамана дошел до нас из XV века до нашей эры. Фото: Анна Попова

Спасти нельзя утратить

Бубен шамана Ардеева Ивана Васильевича (Пурпэю). Конец XIX века. Фото: Анна Попова 

Есть в экспозиции вещи совершенно уникальные: например, мешок шамана XV столетия до нашей эры. Когда его нашли на раскопках в Анадыре, он представлял собой застывший грязный ком тюленьей кожи. На протяжении целого года реставраторы трудились над тем, чтобы аккуратно развернуть его и при этом не разрушить. И только после этого приступили к восстановлению: утраченные фрагменты заменяли тюленьей кожей, заново придавали форму. И заодно - занялись его содержимым. Шаман хранил в мешке лапку нерпы и медвежий коготь.

Многие из представленных произведений искусства приходилось возвращать с того света. Вот как кафтан с плеча Петра Великого, который он пожаловал архиепископу Вологодскому Гавриилу. Тот настолько дорожил подарком, что завещал похоронить себя именно в нем – случай небывалый, погребение священнослужителей в светской одежде не принято. Реставраторы занялись работой: сделали выкройку, по которой затем отшили недостающие фрагменты, вернули кафтану его прежний темно-зеленый цвет. И вот он – целехонек: судя по всему, Петр I, отличавшийся высоким ростом, любил практичную одежду – чтобы можно было в ней и на верфь, и в дом к подданным отправиться.

Спасти нельзя утратить

«Пир Валтасара», середина XVIII века. Неизвестный художник. Фото: Анна Попова 

О том, что в Центре имени Грабаря работают с практически безнадежными случаями, рассказывает и история, случившаяся с полотном «Пир Валтасара». В 2007-м она прибыла на реставрацию: за три года все необходимые работы были проведены. Когда в 2010 году в мастерских вспыхнул пожар, картина сильно пострадала: холст намок, его поверхность покрывали расплавленный пластик и копоть … Специалисты снова взялись за возвращение «Пира»: сейчас практически ничего не напоминает о том, в какой передряге он оказался.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРОВ

Нередко, чтобы вернуть зрителям то или иное произведение искусства, реставраторам приходится придумывать новые методики. Ведь к ним в руки попадают не только живописные холсты и графика, но и мебель, произведения из кости и многое другое. Для каждого требуется свой, особый подход.

Однажды сотрудникам Центра пришлось заняться восстановлением китайских лаковых чашек на деревянной основе. Нашли их во время раскопок в Новосибирске. Пришлось потрудиться: две слипшихся в комок грязи чашки отмыть и разделить таким образом, чтобы лаковый слой не пострадал. С такими «челленджами», или вызовами, реставраторы сталкиваются частенько. Один из недавних – декоративное панно из грота усадьбы «Кусково». В таких беседках обычно отдыхали, прячась от летнего зноя, а тематический декор создавал впечатление подводного царства с кораллами, драгоценными раковинами и диковинными морскими животными.

Спасти нельзя утратить

Панно с изображением оленя. Германия XVIII век. Фото: Анна Попова

- Панно выполнено в уникальной технике: на холст наложен слой мастики, выложена фигура оленя, дополненная элементами декора, - рассказывает заведующий отделом деревянной полихромной скульптуры и нетрадиционных технологий в реставрации Владимир Симонов. - К нам оно поступило с крупными кракелюрами, отслоениями от основы и утратами перламутра. Были утраты и на фигуре самого оленя: на месте выпавших ракушек зияли «дыры». Но все же общий рисунок сохранялся и можно было представить композицию. Пришлось укрепить красочный слой, грунт, мастику, почти все элементы декора. Чтобы у зрителей создавалось целостное восприятие картины, сделали вставки на фигуре оленя: они не слишком бросаются в глаза, но отличить их от оригинальных раковин можно.

Кропотливая работа заняла полгода. Результат – на выставке. А мастеров ждут еще два таких панно. Возможно, в скором времени их можно будет увидеть на стенах грота, который и сам сейчас находится на реконструкции.

Спасти нельзя утратить

Фото: Анна Попова

НАМ БЫ НЕБО

Часто, чтобы провести реставрацию, к ней привлекают специалистов из других областей – биологов, энтомологов, микологов. Ведь произведения искусства – лакомый кусочек не только для коллекционеров и музеев, но и для разнообразных насекомых-вредителей, которые питаются древесиной и бумагой. Бывает, губителен даже климат. К примеру, одна из жемчужин Кенозерского национального парка – расписное «небо» - украшала часовню Тихвинской иконы Божьей Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района. Климат там резкий, к тому же сама постройка с наступлением холодов замерзала. Когда советская власть объявила борьбу с религией, часовню переоборудовали под магазин, а «небо» забелили…

В 1960-е попробовали стихийно отреставрировать, но в итоге вместе со слоями побелки практически смыли и красочный слой – остался лишь рисунок и общие цветовые характеристики, только в местах крепления деревянных сегментов сохранилась первоначальная роспись. Поработал над «небом» и жук-точильщик.

- В течение нескольких лет обрабатывали против плесени и насекомых, укрепляли изображение, - рассказывает о проделанной работе художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи Александр Горматюк. – А потом совместными усилиями начали восстановление самого «неба»: отдел темперной живописи восстанавливал собственно изображение, основу – отдел мебели, а тонировками занимался отдел реставрации графики.

Спасти нельзя утратить

Фото: Анна Попова

«Небо» стало настоящим открытием: рисунок небесного свода, скрытого облаками, по которому парят улыбающиеся ангелы, выглядывая из-за пышных белоснежных облаков, словно создан итальянским мастером.

- В Кенозерье жило много купцов, - объясняет Александр Горматюк. – Не исключено, что кто-то из них, будучи в Санкт-Петербурге или за рубежом, пригласил художника с подмастерьем расписать часовню.

Чтобы увидеть «небо», нужно подняться на верхний этаж выставочного зала – там оно занимает центральное место. Плывущие облака, загадочно улыбающиеся ангелы, словно сошедшие с полотен итальянских мастеров – Кенозерское деревянное чудо поражает почти мистической красотой.


Спасти нельзя утратить
"Лошадь и корова". Марк Шагал, 1914 год 

Спасти нельзя утратить
Бюст императора Священной Римской империи, кружка с изображением поединка и даже фигурка мушкетера выполнены немецким мастером в XVIII веке из слоновой кости и украшены резьбой. 

Спасти нельзя утратить
Терракоттовые статуэтки типа "танагра" прибыли на реставрацию из художественного музея Алтайского края. Фото: Анна Попова 

СПРАВКА «СВ»

Хотя Игорь Грабарь окончил юридический факультет, предпочел он стезю художника. Тонкости рисунка постигал в Московском обществе любителей художеств, затем поступил в мастерскую Ильи Репина в Санкт-Петербургской академии художеств. Был участником двух крупных творческих объединений – «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1913 году Грабаря выбрали попечителем Третьяковской галереи: именно при нем экспозицию музея существенно изменили – с тех пор произведения искусства в пинакотеке показывают в историко-хронологическом и монографическом порядке. Тогда же был создан подробнейший каталог сокровищ музея. По его инициативе в 1918 году создали реставрационные мастерские: Грабарь заложил основы научной реставрации, которая подразумевает минимальное вмешательство в произведение искусства и выделение добавленных элементов. Принимал участие в реставрации шедевра древнерусской живописи – «Троицы» Андрея Рублева

 

КУСОЧЕК ВИТЕБСКА В МОСКВЕ

Есть на выставке и работа Марка Шагала – работа 1914 года, когда он только-только вернулся из Франции в родные места. Впереди был один из самых плодотворных периодов в его творчестве – буквально через год художник напишет знаменитую «Прогулку». А тогда, наслаждаясь видами Витебска, он зарисовывал все, что радовало его глаз, например, сельские пейзажи. Акварель «Лошадь и корова» пришлось промыть и подклеить и заново тонировать и работа снова обрела свои яркие узнаваемые цвета. 

ВЗГЛЯД ИЗ МИНСКА

В Беларуси – чуть больше 70 реставраторов. 24 из них работают в реставрационной мастерской при Национальном художественном музее. 

- Наш отдел занимается реставрацией древнебелорусского искусства, темперной и масляной живописи, полихромной скульптуры, мебели, ткани, графики, книг. И не только: например, сами делаем рамы для произведений искусства – ведь не станешь же картину XVIII века вставлять в современный багет. Так что делаем рамы в соответствии с аналогами того времени, - рассказал руководитель мастерской Аркадий Шпунт. - Вместе с тем мы осваиваем новые техники, выезжаем на стажировки. На мой взгляд, должна быть государственная школа реставрации, системного подхода нам не хватает. 


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин утвердил Мишустина председателем правительства России
  2. Госдума утвердила Михаила Мишустина председателем правительства РФ
  3. Володин: Мы с вами несем ответственность за то, как работает правительство
  4. Мишустин: Важнейшей задачей остается поддержка участников СВО
  5. Вячеслав Володин вручил орден Дружбы Марине Таубер
  6. Депутаты фракции «Единая Россия» единогласно поддержали кандидатуру Мишустина на должность председателя правительства
  7. Лукашенко — о ядерных учениях: Ядерное оружие – страшное оружие
  8. Автобус с 20 пассажирами рухнул в реку Мойку в Петербурге
  9. Слуцкий: ЛДПР поддержит кандидатуру Мишустина на должность председателя правительства
  10. «Справедливая Россия — За правду» поддержит кандидатуру Михаила Мишустина»
  11. Шпиц Лукашенко на параде Победы стал «отвлекающим маневром», заявили в ФРГ
  12. КПРФ не поддержит кандидатуру Михаила Мишустина на пост премьера-министра России
  13. Путин провел встречу с исполняющим обязанности Председателя Правительства Мишустиным
  14. У мошенников появился новый вид обмана в Telegram
  15. Госдума после утверждения кандидата на пост Председателя Правительства рассмотрит предложения о вице-премьерах и министрах

Парламентское Собрание

Наталия Косихина: Мы все сплотились вокруг нашего президента

Парламентарий поздравила главу государства с инаугурацией

Политика

Юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в Кремле

Главы государств-участников отметили, что ЕАЭС демонстрирует явные успехи

МНЕНИЯ

Создадим немецкое правительство в изгнании

Михаил Васильев

За запрет советских флагов в Трептов-парке можно как следует помотать нервы

На поклон к радикалам

Павел Родионов

Чем ближе Олимпиада в Париже, тем сильнее ее организаторов пробирается мандраж

Русофобия, как выгодный бизнес

Валерий Чумаков

Страны Прибалтики построят «мощную линию обороны» для защиты от российско-белорусской агрессии

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также