САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга Деменчук

Салют из цветов

Павловопосадские шали и платки - визитная карточка России, популярный сувенир и всегда актуальный аксессуар модниц. У каждого рисунка на платках - своя история. Специально к 9 Мая в этом году «Павловопосадская платочная мануфактура» выпустила восстановленную шаль «День Победы» Екатерины Регуновой.  

Фото: vk.com

В ПАМЯТЬ О ТЕХ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ

Шаль «День Победы» была впервые выпущена в 1975 году по случаю 30-летия Победы. Именно в тот год Давид Тухманов написал песню «День Победы», ставшую неофициальным гимном празднования капитуляции фашистского режима и окончания Великой Отечественной войны.

Это яркий красивый платок из уплотненной шерстяной ткани с шелковой бахромой. Шаль-воспоминание, радость встречи и светлая грусть о тех, кто не вернулся с фронта. Как песня из тех далеких лет, память о которых живет и по сей день.

По словам главного художника «Павловопосадской платочной мануфактуры» Виктора Зубрицкого, особенность шали - торжественная, «звонкая» композиция. Яркий контраст, крупные цветы. Наряду с розами и георгинами к месту в этом букете полевые цветы. Это неспроста — ведь зачастую именно ими встречали женщины своих солдат с войны. Композиция букета построена таким образом, что напоминает праздничный салют.

Автор этого рисунка, как и многих других павловопасадских платков, Екатерина Регунова. Она проработала на мануфактуре несколько десятилетий. В 2009 году ушла из жизни. «Платок должен быть похож на персидский ковер, на который смотришь и всегда находишь что-то новое. А впечатление от него должно быть как от моря, смотреть на которое не устаешь никогда», - любила говорить она.

Екатерина Петровна родилась в 1926 году в Павловом Посаде. В 1945 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, поступила работать на фабрику имени 10-летия Красной Армии. Член Союза художников СССР, Заслуженный художник России (2001 год), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина. Автор более 900 рисунков платков и тканей. Среди самых известных работ Екатерины Петровны помимо знаменитой «Розы и Рябины» (та самая «Рябиновая шаль») - «Браслет», «Цыганка Аза», посвященная любимой внучке Майе, «Аграфена», «Невеста», и, конечно же, «День Победы»…

Ей довелось множество раз участвовать в отечественных и международных выставках - Всемирных выставках в Брюсселе (1958, там удостоена золотой медали) и в Дамаске (1961), в Лейпциге (1966) и в Монреале (1967). Лучшие ее работы хранятся в Государственном историческом музее, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Мурманском художественном музее, Чугуевском историко-культурном заповеднике им. И.Е. Репина и других музеях страны.

ЗАБЫТЫЕ УЗОРЫ

Когда-то платок был неизменным атрибутом женщины. В будни носили обычные платки, а по праздникам - яркие, расшитые красивыми узорами шали. К праздничным относились и павловопосадские платки. Их необычные узоры покорили подиумы. Они узнаваемы во всем мире.

Фабрика павловопосадских платков работает уже несколько сотен лет. Началось се с небольшого крестьянского предприятия еще в 1795-м, которое позже развилось в крупную мануфактуру. Популярные орнаменты менялись - в XIX веке, например, в тренде были турецкие узоры, к началу XX-го стали особенно цениться цветочные узоры. Романтичное отношение к окружающему миру характерно для этого периода, и это не могло не коснуться популярных орнаментов. Самые часто используемыми в узорах видами цветов - розы и георгины, но изображались и другие растения, причем выше ценились садовые. В послевоенное время немало старых рисунков было утрачено.

Сегодня павловопосадские платки производятся и пользуются большим спросом. Художники создают новые эскизы, которые учитывают модные тенденции, а также восстанавливают узоры прошлого. Работа по перевыпуску старых и старинных моделей платков ведется с конца 1980-х годов. Художники и дизайнеры обратили внимание, что многие рисунки, как дореволюционной поры, так и раннего, среднего и позднего советского периодов, очень нравятся современным покупателя. Иногда меняется колорит, иногда композиция и т.д. Например, платок «Круг» (автор - К.Е. Аболихина, 1930) переработан художницей Сотсковой в 1992 году и выпускается сейчас под названием «Молитва».

Некоторые изделия выпускаются без переработки. Так, шаль Л.И. Шаховской «Белые розы» выпускается с 1960-х до сих пор в неизменном виде и пользуется неизменной популярностью. В этом году увидят свет пять-шесть переработанных и непереработанных моделей, который выпускались 30-50 лет назад.





ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

Пантеон общих ценностей

Геннадий Давыдько

В Японии открылся фестиваль российской культуры

Красноречивое молчание

Павел Родионов

Кошмар все-таки – насколько деградировал МОК при Томасе Бахе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также