Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Дмитрий Хворостовский: Реквием по мечте

Больше двух лет лучший голос мира хотел только одного - победить тяжелую болезнь. Но судьба распорядилась иначе. В Москве простились с великим оперным певцом

Знаменитый баритон часто удивлял зрителей необычными сценическими образами: то появлялся в кожаных брюках, то в рваных джинсах. Фото: Лариса Кудрявцева.

ЧЕРНЫЙ ФЛАГ НАД ОПЕРОЙ

Сотни людей в понедельник спешили в московский Концертный зал имени Чайковского. Здесь они не раз замирая от счастья слушали дивный голос одного из лучших баритонов мира Дмитрия Хворостовского. Теперь видели кумира снова на сцене, но совсем не так, как мечтали... Он вновь утопал в цветах. В последний раз.

Хворостовского не стало рано утром 22 ноября в кругу близких в больнице недалеко от дома в Лондоне. Причиной стала опухоль головного мозга. Узнав о печальном известии, Венская опера вывесила над входом черный флаг. Метрополитен-опера в Нью-Йорке объявила, что четыре ближайших «Реквиема» Верди будут посвящены Дмитрию, лондонская Ковент-Гарден то же самое сказала о премьере «Риголетто».

Во время прощания в Москве к микрофону подходили коллеги, друзья певца.

- Бог даровал ему голос невероятной красоты, мужскую харизму и необыкновенную артистичность, - сказал худрук Большого театра Владимир Урин. - Он был звездой в высоком смысле этого слова. Спросите жителей Нью-Йорка, Лондона или Парижа, кто, по их мнению, состоялся в опере, обязательно назовут имя Дмитрия Хворостовского. Конечно, несправедливо, что он так рано ушел.

Трагическая весть отозвалась болью в миллионах сердец. Наверное, не было на планете человека, который не знал бы, что Дмитрий третий год борется с раком. Но все видели, как он красив, улыбчив, подтянут и бодр...

И верили в чудо. Очень хотели верить. Но чуда не произошло.

ГРАНИ СТРАСТИ

Опера - не самый «легкий» музыкальный жанр. Для кого-то слишком скучно, для кого-то чересчур возвышенно... Но вот Хворостовский был многим близок. Одновременно и недосягаемый, и какой-то свой. Родился в Красноярске в обычной советской семье: отец - инженер-химик, мама - врач. Даже живя за границей, не забывал, что он настоящий сибиряк - и в прорубь любил нырнуть, и силу показать.

На оперной сцене дебютировал еще студентом в родном Красноярском театре оперы и балета в «Евгении Онегине». Позже с этой партией выступал в самых известных театрах мира. Оглушительный успех был в 2013 году в Венской опере после исполнения арии в дуэте с еще одной нашей оперной дивой, известной на весь мир Анной Нетребко. Не зря Хворостовского называют «лучшим Онегиным всех времен и народов».

Чайковский вообще был самым обожаемым композитором Дмитрия. Впрочем, певец любил и Моцарта, и Верди. Неоднократно признавался в том, что «итальянская музыка удобно укладывается» в его голос, и петь Родриго ди Поза в «Дон Карлосе» и Симона Бокканегру из одноименной оперы ему комфортно.

А если послушать еще четверых героев Верди в исполнении Хворостовского - Риголетто, графа ди Луна в «Трубадуре», старика Жермона в «Травиате» и Ренато в «Бале-маскараде», то станет понятно, что божественный голос способен рассказать если не все, то многое о свойствах страсти.

АПЛОДИСМЕНТЫ НЕ СМОЛКАЛИ

Хворостовский стал известен в 27 лет, после того как одержал блестящую победу в конкурсе «Певец мира» в уэльсском Кардиффе. Мгновенно получил приглашения от самых престижных сцен планеты, среди которых были Королевская опера Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Парижская, Баварская и Венская оперы. На Западе выступления Хворостовского часто прерывались аплодисментами, которые не смолкали по двадцать (!) минут.

Но уникальность Хворостовского еще и в том, что он был мастером не только в опере, но в каждом жанре, за который брался. Блистательно исполнял романсы, камерные арии, песни военных лет, русские народные, духовные...

Однажды и вовсе всех удивил, начав работать с эстрадным композитором Игорем Крутым. Даже выпустил клип на его песню «Ты и я».

- Соприкосновение с талантом Дмитрия стало для меня яркой вспышкой, которую не забыть. Господь Бог подарил мне это счастье - выходить с ним на сцену, работать над общим проектом, - рассказал «СВ» Игорь Крутой. - Когда Диму обследовали, предрекли восемнадцать месяцев жизни, но он прожил на год больше. С одной стороны, активно боролся с болезнью, с другой, когда ему предлагали поехать на очередное обследование, говорил: «Лучше побуду возле детей». В памяти останется его улыбка, голос… Говорят, незаменимых людей нет. Дмитрий был незаменимым.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Однажды Хворостовский сообщил критикам, желавшим видеть в нем в первую очередь западного артиста: «В моем лице страна имеет и защитника, и пропагандиста, и дипломата!» Он подкреплял слова поступками.

В 90-х исполнил три уникальных цикла на музыку Георгия Свиридова: есенинскую «Отчалившую Русь», блоковский «Петербург» и романсы на слова Пушкина.

Позже сотрудничал с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинки. Записал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и оперу «Царская невеста» Римского-Корсакова. Сольный концерт на Красной площади в Москве транслировали больше чем в 25 странах мира.

- Мужчины ему завидовали, женщины были влюблены. Артистов считают небожителями, а Дима, с которым мы познакомились на репетициях оперы "Демон", оказался абсолютно не звездным. Вошел, улыбнулся своей потрясающей улыбкой, и мы стали общаться, как будто давно были знакомы. Дима был внимательным, никогда не забывал спросить перед репетицией о самочувствии. Он до конца оставался певцом, и даже больше, чем певцом, и, мне кажется, не смотря на ту боль, которая была в нем, он хотел наставить нас, что надо радоваться жизни, быть преданными своему делу, всегда знать, для чего мы выходим на сцену. Потому что помимо оваций, цветов, контрактов и гонораров, есть еще что-то главное, что мы несем зрителям. Певцу даже с небольшим недомоганием очень трудно выходить на сцену, так что, считаю, Дима совершил подвиг, - рассказала заслуженная артистка России Лариса Костюк. - И со зрителями простился. В апреле - с посетителями «Метрополитен-оперы», в мае - с петербуржцами, в июне - с красноярцами. Перед москвичами предполагал выступить в декабре. Не успел.


БОРЬБА С БОЛЕЗНЬЮ


СВЕТЛЫЙ ДЕМОН

С 1994 года певец жил с семьей в Лондоне. В первом браке с красноярской балериной Светланой Ивановой родились близнецы Александра и Данила, а от второй жены - итальянской певицы Флоранс Илли - Максим и Нина.

Когда Хворостовский узнал свой страшный диагноз, рук не опустил.

- Выздоровление зависит прежде всего от позитивного настроя и от готовности бороться каждый день. Через боль, лень и все, что угодно! - считал он.

И боролся. Для этого нарочно погружал себя в работу. Усердно репетировал, не обращая внимания на самочувствие. Через боль двигался, но заставлял себя каждый день ходить в спортзал. Не забывал и про йогу. Вышибал клин клином. Молодым исполнителям стремился передать опыт. Иногда давал им мастер-классы прямо за кулисами.

- В одном из трех спектаклей «Демона» мне довелось спеть Ангела. Он противостоит Демону и побеждает его, - вспоминает солистка Геликон-оперы Ольга Спицына. - Я страшно волновалась и немножко отставала от оркестра. Тогда Хворостовский сказал мне: «Все хорошо, не волнуйся, смотри на руку дирижера в мониторе». И я увидела, насколько он открытый человек, и почувствовала энергетику добра! Он был светлым Демоном, потому что в нем сохранилась детская непосредственность. Петь с ним было счастье. Еще я наблюдала, как он трепетно опекал своих родителей. Проследил, чтобы их посадили на хорошие места. А на поклонах посылал им в зал воздушные поцелуи.

Онкологи смотрели на Хворостовского как на чудо и восхищались: «Ой, какой бодрый, здоровый!» Он же жил не прошлым и будущим, а сегодняшним днем. Радовался каждый день и час.

- Я, как радуга, был ко всему готов, - говорил он.

Хворостовский завещал похоронить его в двух местах: в Москве и в родном Красноярске. Часть праха уже обрела покой на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы оперного певца Федора Шаляпина. 



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лев ЛЕЩЕНКО, певец:

sv13-3011-leschenko-70.jpg

Фото: Борис Кудрявов

- Дима на сцене сжигал себя. Может, поэтому и покинул нас в таком молодом возрасте. Был неравнодушным: и в жизни, и в творчестве. Мало кто знает, что он занимался благотворительностью. Много работал с детьми. Был гражданином своего Отечества и прославил Родину на всех сценах мира. Живя на Западе, давал всем понять, что русские люди открыты миру и готовы к диалогу. А мы гордились, восторгались его искусством.

 

Дмитрий МАЛИКОВ, певец:

sv13-3011-malikov-70.jpg

 Фото: Марина Волосевич

- Так получилось, что я стал одним из первых, кто опубликовал печальную новость в интернете. О том, что Хворостовского не стало, мне сообщила его близкая подруга и мой соавтор Лилия Виноградова. Считаю его талантливейшим певцом, который, несмотря на то, что жил за границей, любил Россию. В отличие от других часто приезжал, много работал. Выступал с циклом военно-патриотических песен на городских площадях. Старался донести классическую музыку до простых людей. И еще был настоящим мужчиной: сильным и волевым.


Ольга ЖУКОВА, доцент Московского гуманитарного университета, кандидат исторических наук:

- Благодаря Дмитрию, мы заново открыли «Песни военных лет». Историки, к сожалению, все чаще сравнивают период войны с сегодняшним днем и видят много общего. И сегодня наша страна оказалась один на один с противниками, находится в состоянии новой холодной (информационной) войны. В этой ситуации песни наших дедов и отцов должны стать подспорьем. Помогли же они выжить им в экстремальной ситуации – помогут и нам