Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Дочь режиссера: Рязанов из-за Евтушенко сорвал дверь с петель

В этом ноябре «самому народному» российскому кинематографисту исполнилось бы девяносто лет

Эльдар Александрович Рязанов всегда с иронией относился к себе. Любил талантливые шаржи и частенько сам появлялся в своих фильмах в забавных эпизодах. Михаил Фомичев/ ТАСС

СНАРУЖИ ОБШАРПАННЫЙ, ВНУТРИ - СИМПАТИЧНЫЙ

Его «Ирония судьбы, или С легким паром!», подобно елке и мандаринам, сначала в СССР, а потом в России стала символом Нового года, а вспоминая о «Служебном романе», сотрудники «влюбляются и женятся». Фразы из «Гаража», «Карнавальной ночи», «Вокзала для двоих» и многих других фильмов превратились в афоризмы. Комедии Рязанова воспитали не одно поколение.

Пока режиссер справляет юбилей где-то на «небесах обетованных», на Земле устраивают в его честь творческие вечера, показывают фильмы о нем. Несколько месяцев назад именем Эльдара Рязанова назвали две улицы: одну - на юго-западе Москвы, другую - в Самарской области. В родной Самаре открыли памятник.

- Представляете, вот мы с вами разговариваем, а мне прислали ссылку на телесюжет о том, как праздновали юбилей отца, - рассказала «СВ» дочь режиссера Ольга Рязанова. - Собрались в сквере у памятника, читали стихи.

В конце декабря в Самаре появится еще и трехэтажный музей. Его откроют в доме № 120 по улице Фрунзе, где Рязанов родился и жил.

- Сначала дом имел обшарпанный, непрезентабельный вид, - продолжает Ольга Эльдаровна. - Снаружи его «отредактировали», и он стал симпатичным. На первом этаже обещают воссоздать обстановку тех лет. Но я туда не передавала никаких личных вещей, потому что у меня их просто нет.

Ольга - единственная дочь Рязанова от режиссера-документалиста Зои Фоминой. Пойти по стопам родителей она не мечтала. Не хотела и в актрисы. Но отец уговорил ее сняться в «Стариках-разбойниках». В роли Люси.

- Не понравилось, - вспоминает Ольга. - И нет к этому никакого таланта.

Она получила филологическое образование. Изучала английский и датский языки. Окончив университет, написала диссертацию по скандинавскому кино и устроилась на работу в только-только образовавшийся НИИ кино-искусства.

ДЕВОЧКА-ГУСАР

В детстве отец часто брал дочь на площадку. Благо, жили в «мосфильмовском» доме. Больше всего одиннадцатилетней Оле понравилось на съемках «Гусарской баллады». Родители сняли дачу поблизости - в Дмитровском районе. Подыскали девочке лошадь, на которой она часто каталась.

- Потом, когда фильм вышел в прокат, мне отдали костюм Ларисы Голубкиной, - вспоминает Ольга Эльдаровна. - Полное обмундирование: сапоги, китель, ментик.

Я пришла во всем этом на вечер в школу, и все обалдели.

В последние годы жизни Рязанов создал клуб, где собирались его друзья-кинематографисты и любимые актеры.

- Создавалось ощущение, что он никогда не уйдет из жизни, - вспоминает актриса Лариса Голубкина. - Мы приезжали, общались. Недавно я увидела во сне Гришу Горина. Разговорилась с ним, и я поинтересовалась, как там жизнь протекает. Спросила про театр сатиры. И он сказал: «Знаешь, у Андрюшки (Миронова. - Ред.) неплохо. Я давно с ним не виделся. Говорят, он дамский театр открыл». Спустя время приснился Андрей. Подъехал ко мне на огромном кабриолете. И курит сигары. Я даже запах почувствовала. «Я тебя прокачу!» - сказал он. И мы поехали на такой скорости, что я безумно испугалась. Думаю, Эльдар Александрович к ним присоединился. Насчет сигар не знаю, но прокатиться сможет. Конечно, хочется к ним слетать, посмотреть. Все равно там останемся когда-нибудь.

Снимок экрана 2017-11-22 в 15.51.53.png

ИСТОРИИ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

«Высоцкий, вы не подходите!»

О сложном «скорпионьем» характере Рязанова не судачил только ленивый. На съемочной площадке он всегда создавал дружескую атмосферу, но умел и быстро порядок навести. Мог прикрикнуть на оператора, осветителя или гримера, если те не сделали то, что нужно. Чего-то не достали, не договорились. Терпеть не мог необязательность и расхлябанность. Не переносил опозданий. Но актеров щадил. Считал их «тонким, ранимым материалом». Их идеи охотно выслушивал, принимал. Но были и курьезные случаи.

Сразу после развала Советского Союза выпустил картину «Небеса обетованные». Про бездомных, которые пытаются найти место в жизни на руинах прежнего порядка. Александр Пашутин сыграл там машиниста паровоза, речь которого пестрит одними лозунгами и заголовками передовицы.

- Когда Эльдар Александрович пригласил меня в «Небеса», счастью не было предела, - вспоминает актер. - Он попросил придумать, что возьмем с собой на свалку. Рядом находилась автобаза.

Я пришел к ее директору, увидел у него портрет Ленина и попросил отдать мне. Тот послушно сделал это. На съемочную площадку все вернулись с какими-то вещами. Я - с тем самым портретом. Нес его вот так, как несли иконы. Лампу и свечку еще захватил, и Валя Гафт, застыв с глобусом под мышкой, воскликнул: «Сволочь, ты всех переиграл!»

Рязанов довольно легко начал съемки так и не увидевшего свет фильма «Сирано де Бержерак». Он обожал пьесу Эдмона Ростана. Знал почти всю наизусть. В главной роли видел поэта Евгения Евтушенко. Отбрасывал любые мысли утвердить на нее кого-то еще. Отказал даже Владимиру Высоцкому. Тот в 1969 году подскочил к Рязанову в театре: «А что, если Сирано сыграю я?» Позже режиссер вспоминал: «Я совершил тогда невероятную бестактность. Сказал: «Понимаете ли, Володя, я не вижу в этой роли актера. Мне нужен поэт».

Высоцкий страшно обиделся. Но смысла в этом не было, так как Госкино невольно оказалось на его стороне
и запретило снимать картину, где в главной роли был бы опальный Евтушенко.

- Вообще отец часто ходил по разным кабинетам, к начальникам, качал права, - вспоминает дочь режиссера Ольга. - Но его нужно было довести до крайней точки для того, чтобы он поступил, как в случае с «Сирано». В каком-то высоком кабинете он так хлопнул дверью, что она слетела с петель!

ДОСЬЕ «СВ»

Эльдар Рязанов родился в 1927 году в Самаре. Его родители были сотрудниками советского торгпредства в Тегеране. В детстве мечтал стать писателем и моряком, но в конце концов окончил ВГИК, режиссерский факультет, мастерскую Козинцева. Пять лет работал на Центральной студии документальных фильмов и снимал сюжеты для киножурналов и киноочерки. После стал режиссером «Мосфильма» и поставил (вместе с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса». Через год снял комедию «Карнавальная ночь». Самые известные фильмы: «Девушка без адреса», «Гусарская баллада», «Невероятные приключения итальянцев в России». Создал более двухсот авторских телепрограмм. Обладатель двух Госпремий (СССР и РСФСР), ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней и многих других наград. Народный артист СССР и РСФСР. Скончался в возрасте 88 лет в 2015 году.