Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Леонид Шварцман: У Чебурашки были ушки на макушке, а потом сползли

Родившийся в столице Беларуси художник-мультипликатор рассказал «СВ», как появлялись на свет его герои, что попросили нарисовать для них японцы и почему в современной анимации недостаточно тепла

Мастер анимации за свою долгую карьеру придумал десятки чудесных персонажей, но именно эта парочка полюбилась маленьким зрителям во всем мире. Фото: Московский музей анимации

НЕЧТО ВРОДЕ МЕДВЕДЯ

- Леонид Аронович, вам 97 лет, но вы продолжаете рисовать.

- Последнее время беру в руки карандаш очень редко. Глаза и руки, к сожалению, уже не те.

- Не так давно работали над героем для японцев.

- Года полтора назад они попросили создать главного персонажа для мультфильма. Это был фантастический герой, похожий чем-то на медведя. Обычно он маленький, как игрушка, но иногда становится огромным и носит на руках девочку, спасая ее в разных ситуациях. Фильм вышел на экраны и, слышал, даже получил Гран-при на кинофестивале в Иране.

- Японский режиссер Макото Накамура так впечатлился вашим Чебурашкой, что пересматривал мультики про него семьсот раз, а потом снял продолжение.

- В Стране восходящего солнца этот герой, и правда, очень популярен. Особенно его полюбили женщины, потому что он им напоминает доброго маленького ребенка.

- У вас дома наверняка все завалено куклами самого популярного вашего персонажа.

- Нет, стоят только точные копии Чебурашки, Крокодила Гены и Шапокляк, сделанные для меня мастерами прежнего «Союзмультфильма». И еще есть те, которые были талисманами нашей сборной на Олимпиадах. Коричневый - с летних Игр 2004 года в Афинах, красный - из Пекина-2008 и белый - из Турина-2006.

В ОДНОЙ КОМПАНИИ С ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

- Чебурашка стал культовой фигурой на десятилетия. Как его придумали?

- Мы сняли много кукольных фильмов с режиссером Романом Качановым. Лучшим из них считаю «Варежку». Так вот, он однажды был в гостях у зятя Хрущева - Алексея Аджубея. Смотрит: дети увлеченно читают книжку Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Качанов ее полистал и предложил: «Давай делать мультфильм!»

- Но ведь в книжке персонаж почти не описывается.

- Не совсем. Во «Вступлении, которое можно и не читать», говорится, что когда Успенский был маленьким, родители подарили ему странную игрушку. «Ее сделали на фабрике так, что невозможно было понять, кто перед тобой. Мохнатое существо с круглой заячьей головой, большими желтыми, как у филина, глазами и маленьким хвостиком, как у медвежонка…». Вот все, что было сказано в книге, и я провозился почти год. Сделал черные глаза, удивленные, как у ребенка. Ушки сначала были на макушке, постепенно увеличивались, сползали ниже и в конце концов стали, как у человека, по бокам головы. И родился наконец абсолютно ни на кого не похожий Чебурашка.

- Шапокляк, говорят, вы с тещи писали?

- Нет-нет (смеется). Ни ее, ни Крокодила Гену со знакомых не делал. Но вот, например, в одной из серий моего фильма «Обезьянки и грабители» такие персонажи есть. Огромного преступника срисовал с актера Алексея Смирнова, который запомнился многим по роли механика Макарыча в фильме «В бой идут одни «старики», а прототипом другого вора стал я сам.

- Вернемся к Шапокляк и Гене.

- По книге Гена работал в зоопарке Крокодилом. И когда звонок оповещал об окончании трудового дня, надевал шляпу, пиджак, брал трубку и уходил домой. У меня сразу появился образ респектабельного джентльмена в белой манишке и с бабочкой.
Именем зловредной старушки - Шапокляк - назывался в XIX веке складной цилиндр. Это был громоздкий головной убор, который складывался, как гармошка. Прежде чем надеть, владелец нажимал на кнопку с пружинкой, и цилиндр тут же выстреливал! На голове у героини - тот самый цилиндр, но уже в сложенном, плоском, неуклюжем виде.

- Знаю, что от природы вы левша…

- Когда учился в школе, повредил левую руку. Сидел на уроках и ничего не писал. Тогда учительница заставила взять ручку в правую руку, и я стал постепенно ею овладевать. Но рисовал всю жизнь только левой. Раньше вообще в младших классах было принято переучивать всех, но вообще делать это не рекомендуется. Я лично горжусь тем, что попал в хорошую компанию: тот же Леонардо да Винчи был левшой.

Досье «СВ»

Леонид Шварцман родился в 1920 году в Минске. Отец был бухгалтером, мать - домохозяйкой. Окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры. В годы Великой Отечественной работал на танковом заводе в Челябинске. После войны поступил на киностудию «Союзмультфильм». Параллельно окончил ВГИК, став художником-постановщиком мультфильмов. Самые известные его работы: «Аленький цветочек», «Пес и кот», «Снежная королева», «Дядя Степа - милиционер», «Варежка», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк», «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Ежик плюс Черепаха» и другие. Народный художник Российской Федерации. Обладатель американской награды «Голливуд - детям» и премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2016 года.



РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Декорации к моим мультикам - виды белорусской столицы

- Когда были в последний раз в родном городе?

- Больше двадцати лет назад уже. Но вспоминаю его благодаря своим фильмам. В «Обезьянках», например, почти все декорации - виды Минска. Полукруглые окна, дом с аркой, где я родился. Да и в «Чебурашке», и в «Доверчивом драконе» все овеяно воспоминаниями о родном городе. Но подробнее всего рассказываю о нем в сериале «Старый Минск. Воспоминания детства». Главный герой там мальчик - это я еще маленький, а фоном стал тот самый старый город, который наложил отпечаток на все мое творчество и жизнь. Хоть сейчас и построено много новых зданий, основа того Минска, пусть и разрушенного войной, осталась. В том числе улица Раковская, где я жил.

- Чем кормила вас мама, когда вы приходили вечером со двора домой?

- До войны Минск был небольшим городком, довольно бедным. Население - смешанное: и русские, и белорусы, много евреев и поляков. Но главным продуктом у всех была картошка. Бульба, конечно, национальное достояние Беларуси. Мама делала потрясающие драники! А еще обожал ее оладушки, только вспомню - слюнки текут.

- За современной мультипликацией следите? Нравятся наши «Маша и медведь» или что-то из продукции Диснея?

- Раньше каждый год бывал на фестивале анимации в Суздале, сейчас, как говорится, уже не выездной. То, что случайно вижу по телевизору, не доставляет большой радости. Это далеко не те ленты, которые делала студия «Союзмультфильм» в пору расцвета. Тогда режиссер, художник-постановщик, мультипликаторы создавали все вручную. Вкладывали талант и душу. Это чувствовалось. Они были живыми, теплыми, добрыми. Таких сейчас почти нет.

- Почему этого тепла не хватает нынешним лентам?

- Много причин. Пожалуй, главная - в создателях. Творец выражает прежде всего себя. И если люди добрые, они не сумеют сделать злой фильм. Современные проекты, видимо, создают иного склада люди. Но рад, что та наша анимация ценится во всем мире. Мне передавали слова Папы Римского, который говорил, что воспитывать детей можно только на советских мультиках: они учат добру. Прекрасно, что некоторые молодые родители так и поступают.