Олимпийский мишка против «Гравитации»
В прокат вышел долгожданный блокбастер «Салют-7». О том, как создавалась картина, основанная на реальных событиях, «СВ» разузнал у членов съемочной группы
- Колебания сохраняются, машина идет жестко, - железным тоном докладывает командир корабля «Союз Т-13» Владимир Джанибеков (Владимир Вдовиченков).
- Гаси! Гаси скорость, врежемся! - врывается голос напарника.
Захватывающая дух история, которая разворачивается в новой космической саге «Салют-7», - реальная. 6 июня 1985 года Джанибеков с бортинженером Виктором Савиных (Павел Деревянко) стартовали с Байконура. Полетели спасать орбитальную станцию «Салют-7». Вот уже несколько месяцев она не подавала признаков жизни. Из-за неполадок с электроникой пропала связь, и был риск, что махина рухнет на Землю. Экипажа на ней еще не было - станция работала в автоматическом режиме.
Через два дня после старта, 8 июня, космонавты вручную состыковались со станцией. Такого не делал еще никто в мире. Через несколько дней устранили неисправность, подключили аккумуляторы к солнечным батареям, а 23 июня к «Салюту-7» пристыковался «Прогресс-24» с командой из трех человек, водой и другими грузами.
В жизни Виктор Савиных за этот полет получил вторую звезду Героя. Джанибекову дали орден Ленина, потому что две звезды у него уже было.
Это как раз те самые люди, из которых «гвозди бы делать». Но в фильме они не выглядят бронзовыми памятниками. Вешают плюшевого мишку в кабине пилотов как талисман, бывает, ссорятся с близкими и бьют посуду. У каждого свои слабости и эмоции, которые делают героев по-настоящему живыми. Тут и понимаешь, что у американской картины «Гравитация» и российской «Время первых» появился достойный конкурент.
Съемки «Салюта-7» проходили под Петербургом в городе Всеволожске. Там девять месяцев строили декорации. Макеты корабля «Союз Т-13» и станции «Салют-7» воссоздали в натуральную величину. Для того чтобы добиться эффекта невесомости, использовали систему креплений, подвесок и специальные сиденья - сапоги, в которых «парили» актеры.
СКАЗАНО
Владимир Вдовиченко: Я немножко пельмень, а Деревянко - Аполлон
- Владимир Джанибеков - такая глыба, к которой не подойдешь. Я его боялся. Думал, раздавит, подходить не буду. А недавно встретились. Оказался милым человеком. К роли пришлось готовиться не без труда. Нужно было иметь прекрасную физическую подготовку. Когда летали на Ил-76, во время третьего полета понял, что с пульсом что-то не так. Стало нехорошо. Очень. Думал, умру. А остановиться, выйти, сказать: «Стоп, ребята!», нельзя. То ли дело Паша Деревянко! Вы видели его когда-нибудь раздетым? Нет? А мы с ним в одной гримерке обитали. Вот я немножко пельмень, а он - Аполлон! Просто такой компактный, но физически крепкий и здоровый. Любого завяжет в узел.
СЛОВО РЕЖИССЕРУ
Клим Шипенко: Актерам плохо, а мне хоть бы хны
Создатель картины рассказал о том, что чувствовал в невесомости и как повлияли на фильм «Бригада» и «Бумер».
ДОБАВИТЬ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
- Знаю, что режиссера утверждали сразу четверо продюсеров. Почему выбор пал на вас?
- Было большое количество вариантов, но в итоге оно сузилось до меня одного. Затем прислали классный сценарий, который написали Леша Чупов и Наташа Меркулова. И я, естественно, долго не думал. Я, наверное, как и любой режиссер, мечтал снять фильм про космос. У меня открылся поток творческой энергии, хотелось сделать все как можно круче, добавить юмора. Продюсерам пришлось даже бороться с моим энтузиазмом!
- Не грустно, что вы обречены на сравнения с «Временем первых» и «Гравитацией»?
- Конечно, взявшись за съемки, прекрасно все осознавал. Хотелось сделать фильм на уровне, чтобы он ничем не уступал этим картинам и даже был лучше. Старались добавить человечности, чтобы за ребят становилось страшно, чтобы их любили и переживали за них, как за себя. Много читали и технических описаний, и воспоминаний космонавтов, хотели максимально приблизиться к реальности, сделать современное кино, которое поймут во всем мире.
Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru
- Фильм уже показали на американском кинофестивале Fantastic Fest. Хорошо зрители приняли?
- Им было интересно. Американцы привыкли смотреть такие фильмы со своей точки зрения, когда они в центре, а люди всех остальных национальностей - сбоку. Но очень интересно бывает увидеть ситуацию наоборот. И многие на выходе из зала говорили, что «Салют-7» лучше, чем «Гравитация». И, конечно, всех шокировала сумма, которую мы потратили на фильм. Наш бюджет был примерно раз в пятнадцать меньше, чем у картины с Сандрой Буллок.
ПОСВЯЩЕНИЕ В КОСМОНАВТЫ
- История, которую взяли за основу, не такая уж давняя. Были консультанты на площадке?
- Советовались со специалистами из «Роскосмоса», но они закрытые люди. Встречались с Валерием Рюминым, которого у нас играет Саша Самойленко. Их советами мы, конечно, руководствовались.
- В том числе и по поводу поведения в невесомости?
- Да, нас посвящали в космонавты. Тренировались на Ил-76, моделирующем такое состояние. Привезли, проверили пульс, спросили: «Готовы?» И мы пережили 26 секунд свободного падения! Ребятам-актерам сразу стало плохо, а мне хоть бы хны. Летал раз десять, чтобы понять ощущения.
- Вдовиченкова, как и Джанибекова, зовут Владимиром. Имя на кастинге сыграло роль?
- В какой-то мере да. Но в большей степени повлияли фильмы, на которых я вырос: «Бригада», «Бумер». И над кандидатурой Володи долго не думал.
- Ваш фильм способен вдохновить на поступки?
- Я вообще идеалистически верю в такую способность кино. Верю даже в то, что можно начать жизнь в ином направлении и выбрать, например, героическую профессию космонавта. Увидеть мир таким, каким его никто не видел! Надеюсь, у молодежи случится выплеск гормонов именно в эту сторону.