Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


«Тракторный балет брусчатку не испортит»

Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных cил Беларуси, полковник Сергей Костюченко в августе уже в третий раз привозил в Москву Образцово-показательный оркестр армии РБ на фестиваль «Спасская башня». Регулярно ездят белорусские военные музыканты и на зарубежные смотры

"Белорусы" не только пашут, но и пляшут. Фото: БЕЛТА

БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ


- Сложно удивить публику?

- Первый раз - нетрудно. Но потом изобретать что-то новое - сложнее. Бывает и так: приходит в голову гениальная идея, вот это точно должно быть «Ух!». А публика не оценила. И наоборот: что-то обыденное зрители вдруг воспринимают на «ура». Как такое может быть?

- Это правда, что в следующем году на «Спасскую башню» привезете… тракторный балет?

- Есть такая идея. Бывает еще танковый балет, но на брусчатке Красной площади, конечно, его не сделаешь. А вот на белорусских тракторах вполне: и камень не испортят, и места им достаточно.

- Какую музыку вас обычно просят играть на фестивалях?

- Организаторы любого международного фестиваля обычно говорят: «Зачем нам слушать, допустим, музыку английскую в исполнении русских или белорусских оркестров, если к нам приедут англичане и сыграют свое? А вы играйте свою славянскую музыку!» Для организаторов фестивалей на Западе мы все братья-славяне. Часто бывает, если приглашают нас, то не зовут российские оркестры. И наоборот. Конечно, в своих выступлениях мы используем классические произведения, но основа программы - это белорусская народная музыка, русский фольклор.

РИСКНУЛ И ПОСТУПИЛ

- Знаю, что вы родом с Украины, но учились в Москве, теперь живете в Беларуси. Как так сложилось?

- Впервые в Россию попал в 1981 году. Подростком. Приехал поступать в Московское военно-музыкальное училище.

- Прямо с детства мечтали играть в армейском оркестре?

- Нет, просто учился в музыкальной школе. Да и в семье военных не было. Распорядился случай: мой преподаватель по инструменту Людмила Ивановна как-то принесла газету «Красная звезда» и показала мне, мол, смотри, объявлен конкурс в суворовское, нахимовское и военно-музыкальное училище. Выбирай!

Представьте, как из небольшого городишки в Москву приехать. И одноклассники, и преподаватели в школе не верили, что смогу. Но я рискнул и поступил!

- По какому классу поступали?

- Тут тоже забавная история вышла. Заканчивал школу по классу баяна.

В Доме культуры у нас был маленький духовой оркестр. Много ездили выступать. А мне так хотелось попутешествовать! Я пошел к преподавателю по трубе и попросился: «Возьмите меня в духовой оркестр!» Он взял. Так я стал играть на духовых. Потом, как оказалось, в жизни это сильно пригодилось.

На вступительных экзаменах в Москве я получил пятерки и одну четверку. При зачислении в списках своей фамилии не увидел. Отец говорит: все, поехали домой. А я его не послушал, подошел к начальнику учебного отдела. Тот меня вспомнил: «Вы хорошо сдали, но прочитайте свое заявление. Вы проситесь на отделение народных инструментов по классу баяна. А у нас такого нет! Только духовые». Ну я сыграл ему и на трубе. Приняли. Закончил с красным дипломом.

- Как после учебы оказались в Беларуси?

- По распределению. Это была весна 1990-го, из Афганистана вернулась 103-я воздушно-десантная дивизия, ее передали Комитету госбезопасности. Туда я и попал. В Беларуси до этого не был. Про Беларусь мне рассказывал педагог, он там срочную службу проходил. Вспоминал красивые леса, много болот и очень больших комаров. На деле оказалось - леса действительно прекрасные, много озер. А вот огромных комаров я так и не видел.