26 Июня 2017 года / Текст:  Нина КАТАЕВА

Константин Фам: Бум «короткого метра» не за горами

Режиссер рассказал «СВ», почему взялся за международный проект “Свидетели”, и каков вклад Беларуси в создание этого кино-альманаха

Константин Фам: Бум «короткого метра» не за горами

Фото представлено пресс-службой кинокомпании "Арк Пикчерс"

На 39-м Московском международном кинофестивале в конкурсе «короткого метра» был показан фильм российского режиссера Константина Фама «Скрипка» - третья часть альманаха «Свидетели», посвященного жертвам Холокоста. Премьеры двух первых частей состоялись на «Кинотавре» («Туфельки») и на ММКФ-2016(«Брут»). После премьеры «Туфелек» команде альманаха от имени Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН был вручен почётный диплом "За яркий творческий вклад в музейные выставочные программы и сохранение памяти».

- Константин, что для вас стало главным импульсом в работе над альманахом?

- Родился я на Украине, отец мой вьетнамец, политический иммигрант, а мать – еврейка, долгое время скрывавшая этот факт. И когда я занялся поиском корней, со стороны отца нашел всех родственников, хотя многие погибли во время войны с Францией и США, а со стороны матери никого не отыскал. А мои родственники как раз были выходцами из Польши и Беларуси, упоминали Оршу и территорию ближе к Витебску. Моя мама во время войны была маленькой девочкой, и воспоминания у нее были смутными.

Когда я впервые побывал в Освенциме, захотел сделать мемориальный проект. И в первом фильме – «Туфельки» отразил историю пары обуви, которая началась в витрине магазина и закончилась в концлагере. Сняв «Туфельки», я понял, что этим не ограничусь, и начал искать другие истории. И – появился фильм «Брут» - история немецкой овчарки, воспитанной хозяйкой-еврейкой, а потом ставшей псом в концлагере. И наконец «Скрипка» - история инструмента, который был сделан в 1939 году на территории Восточной Европы и на котором в финале сыграл Поминальную молитву у Стены Плача сын погибшего скрипача. В заключительном фильме появляются персонажи из первых двух фильмов, в альманахе, который покажем зрителям в январе 2018 года, повествование будет более развернутым, и там появятся герои всех новелл.

- Вы сказали, что для фильмов искали истории, как сложился сюжет «Скрипки»?

- Из двух реальных историй. Историю скрипки, которая дожила до наших дней, мне рассказал Йосси Тавор, известный музыкальный критик, публицист, бывший советник Посольства Израиль. А историю расстрелянного прямо во время концерта оркестра я почерпнул из материалов Нюрнбергского процесса. Случилось это в Яновском концлагере во Львове, где был сформирован оркестр из выдающихся музыкантов. Так я и работал – искал истории, складывал их вместе, интерпретировал по-своему. Мы понимали, что в этой трагедии найдем мало рассказчиков, потому что они не дожили до наших дней. Но мы знаем цифры - 6 млн евреев, погибших во время Холокоста, половина нации. Знаем и другие цифры... Знаем о сотнях концлагерей на территории Европы, в Беларуси, в том числе, которые потом сравняли с лица земли.

- Были ли прототипы у скрипачей, которых расстреляли во время концерта в концлагере?

- Да, в Яновском концлагере оркестром дирижировал Лео Штрикс, и есть фотография этого оркестра, и доподлинно известно, что музыкантов расстреливали во время игры.

- С легкостью ли подобрался актерский ансамбль?

- Мне было важно, что у нас снимались настоящие скрипачи. Ленн Кудрявицки, известный в Европе музыкант и актер, снимавшийся в оскароносных фильмах «Фальшивомонетчики» и «Перевозчик», сыграл Лео, а Алим Кандур - Шломо Бернштайна. Он тоже музыкант и актер, живет в Лондоне, недавно окончил консерваторию и только начинает карьеру. Михаил Горевой, снимавшийся в «Джеймсе Бонде» у Спилберга, блестяще сыграл начальника концлагеря. Также снимались Владимир Кошевой, Вячеслав Чепурченко, Мария Зыкова, которых я очень люблю.

- Как связан ваш альманах с Беларусью?

- Альманах – копродукция нескольких стран, со мной работали, в том числе, белорусские продюсеры, над первыми двумя фильмами – Юрий Игруша и Сергей Жданович, над «Скрипкой» - Сергей Якубовский и Геннадий Павлович. «Скрипка» снималась на территории пяти стран, в том числе, в Беларуси. Например, концлагерь, получив разрешение Минкульта, мы снимали на территории Брестской крепости. Там есть форт, который не является исторической частью, и нам разрешили возвести там декорации. А в Минске снимали сцену на вокзале, когда героиню «Туфелек» и ее мужа увозят в концлагеря. Получается, почти треть «Скрипки» снята в Беларуси.

А дальше в наших планах полнометражная картина на основе материала альманаха. Уже подали заявку в Минкульт России, думаю, подадим и в Минкульт Беларуси. С коротким метром все же сложно дойти до большого зрителя, этот материал достоин больших экранов.

- Тем не менее, на пресс-конференции вы сказали, что не за горами бум короткого метра.

- Лет через десять так и будет. Как с сотовыми телефонами, помните, какие они были дорогие, а потом появились у каждого. То же самое увидите в кинотеатрах, произойдет передел рынка. Изменится формат: сейчас молодежь ходит на двухчасовые показы, а вскоре кино будут смотреть лишь по полчаса. И платить за него будут не 500 рублей, а 100. Люди привыкли смотреть в интернете короткое кино, оно не всегда еще высокого качества, но мне, например, важно получить эмоциональный заряд. И такие работы есть. А большое кино иногда смотришь с тоской – «Да когда же оно закончится?» Просто вся власть в кинематографе сосредоточена сейчас у больших продюсеров. А вспомните, с чего начиналось кино? Как раз с короткого метра. Люди с удовольствием смотрели малые аттракционы, мы же про зрелища говорим, не про авторские высказывания.

- И последнее - насколько живуч, по-вашему, альманах как жанр?

- Живуч, раз фестивали без них не обходятся. Зрителям интересно услышать либо высказывание нескольких людей сразу, либо о нескольких историях. Ну и собирают они прилично.

Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Антон Боев: И на саксофоне могу сыграть, и свинью зарубить!

Известный белорусский саксофонист о родном Минске и о том, как не потеряться в Москве, какие стулья любит певец Михаил Шуфутинский и что общего у Робертино Лоретти с зайцем из «Ну, погоди!»

Культура

Михаил Задорнов: Беларусь - большой партизанский отряд в центре Европы

На минувшей неделе наши страны простились со знаменитым писателем-сатириком

Культура

«Аритмия» с аншлагами и бюджетное «Завтра»

24-й международный кинофестиваль в Минске собрал десятки тысяч киноманов

Культура

Анатолий Ярмоленко: Отпустил бородку, как у барина - нашел имидж на всю жизнь!

Народному артисту Беларуси, солисту и художественному руководителю ансамбля «Сябры» исполнилось 70 лет. В интервью «СВ» он рассказал, как «Алеся» стала визитной карточкой, какой рингтон звучит в его мобильном и как относится к клонам

Культура

Лучше гор могут быть только розы

Ко Всемирному дню молодежи в Москве открыли художественный российско-белорусский проект «Единство ценностей молодежи»

Культура

Властитель туш

Первая масштабная выставка работ самого дорогого белорусского художника Хаима Сутина проходит в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

Читайте также

Трибуна депутата

Николай Арефьев: Со старой идеей новую революцию не сделаешь

О причинах событий 1917 года и достижениях советского времени мы поговорили с членом Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам

Союзное государство

Александр Лукашенко: Не делим наши страны по границам, а строим Союзное государство

Белорусский лидер встретился с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым

Туризм

Пять причин поехать в Нальчик

«Нал» в переводе с кабардинского - подкова. Именно в честь реки, огибающей город, словно след от копыта исполинского скакуна, и получил он название

Экономика: интеграция

Второй ЭпаТАЖ

Яркий, модный, комфортный, двухуровневый! Это все о новом поезде швейцарско-белорусского производства. 27 октября он отправился в свой первый рейс с Киевского вокзала в аэропорт «Внуково»

Культура

Антон Боев: И на саксофоне могу сыграть, и свинью зарубить!

Известный белорусский саксофонист о родном Минске и о том, как не потеряться в Москве, какие стулья любит певец Михаил Шуфутинский и что общего у Робертино Лоретти с зайцем из «Ну, погоди!»

Политика

Политолог Михаил Делягин: «Химию» между президентами приравняют к наркотикам

Главным событием минувшей недели стал саммит АТЭС во Вьетнаме. Весь мир следил, смогут ли мировые лидеры договориться о решении острых проблем. Главная интрига разворачивалась вокруг встречи глав России и США. Впечатлениями от форума поделился директор Института проблем глобализации Михаил Делягин



Спорт

Нет Вики - нет виктории

В финале Кубка Федерации по теннису в Минске сборная Беларуси уступила команде США со счетом 2:3

Культура

Антон Боев: И на саксофоне могу сыграть, и свинью зарубить!

Известный белорусский саксофонист о родном Минске и о том, как не потеряться в Москве, какие стулья любит певец Михаил Шуфутинский и что общего у Робертино Лоретти с зайцем из «Ну, погоди!»

Общество

В России заработает система tax free

Госдума проголосовала за законопроект о введении системы компенсации НДС для иностранцев. В Беларуси система работает уже почти четыре года

Культура

Михаил Задорнов: Беларусь - большой партизанский отряд в центре Европы

На минувшей неделе наши страны простились со знаменитым писателем-сатириком

Политика

Политолог Михаил Делягин: «Химию» между президентами приравняют к наркотикам

Главным событием минувшей недели стал саммит АТЭС во Вьетнаме. Весь мир следил, смогут ли мировые лидеры договориться о решении острых проблем. Главная интрига разворачивалась вокруг встречи глав России и США. Впечатлениями от форума поделился директор Института проблем глобализации Михаил Делягин

Политика

Владимир Путин: Борьбу с террористами продолжим

Российский президент участвовал в 25-м саммите форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» во Вьетнаме

Союзное государство

Александр Лукашенко: Не делим наши страны по границам, а строим Союзное государство

Белорусский лидер встретился с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым

Общество

Папа может!

Глава Римско-католической церкви готовится посетить главный город республики

Трибуна депутата

Николай Арефьев: Со старой идеей новую революцию не сделаешь

О причинах событий 1917 года и достижениях советского времени мы поговорили с членом Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам

Союзное государство

Прощай, двойной контроль

Москва и Минск могут подписать соглашение о единой визе до конца года