Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
В Минске в Музее белорусского кино 18 мая прошла премьера фильма «Першадрук» о первопечатнике из Полоцка Франциске Скорине. Сценарий к документальной ленте, приуроченной к 500-летию белорусского книгопечатания, написал Владимир Мороз.
В основе сценария - жизненный путь белорусского первопечатника, о котором, к сожалению, сохранилось мало достоверных биографических сведений. Личность великого первопечатника в ленте раскрывается в контексте современности. Цель проекта - не просто рассказать о биографии Скорины, а спроецировать его идеи, стремления – на день сегодняшний.
О ФРАНЦИСКЕ МОЛЧАЛИ ТРИСТА ЛЕТ
- Скорина - личность легендарная. О нем написано много книг, снято несколько фильмов. Чем «цепляет» зрителя ваша картина?
- Мы проходим по следам знаменитого земляка, показываем аутентичные артефакты, связанные с его жизнью, протягиваем нить из прошлых веков в день сегодняшний. Пятисотлетие белорусского книгопечатания – прекрасный повод вновь вспомнить о легендарном философе, писателе, ученом, медике и богослове. Скорина доносил слово Божье до простых людей. Но его Библию на старобелорусском языке ни католики, ни православные тогда не признавали. В Великом княжестве Московском книги Скорины за «иной» язык называли еретическими и бросали в костер. Тексты от автора, гравюры с портретами в XVI веке вообще приравнивали к кощунству. Скорина явно опережал свое время. О европейском просветителе молчали лет триста. Только в начале XIX века в Праге с подачи известного чешского ученого Йозефа Добровского его имя вернулось в историю.
- Где проходили съемки?
- Чехия, Литва, Польша, Беларусь. Акцент сделали на Праге. Именно в этом древнем городе 6 августа 1517 года Скорина основал типографию и издал «Псалтырь», первую печатную книгу восточных славян.
- В картине есть и российский след.
- Разумеется. Съемки проходили в Северной столице – Санкт-Петербурге. Там в Российской национальной библиотеке хранится самое полное собрание пражских изданий нашего земляка – двадцать книг. Жемчужина коллекции - его первая книга «Псалтырь». Зрители фильма увидят легендарный фолиант во всей красе.
- А в Беларуси что снимали? Какие скориновские артефакты с родины попали в кадр?
- В самом древнем белорусском городе, Полоцке, - а это малая родина Скорины – хорошо сохранилось здание бывшей Братской школы. Там можно увидеть самую большую белорусскую книгу - старинный фолиант в человеческий рост. А еще - мастерскую переписчика книг, типографию времен Гуттенберга. Меня поразила и небольшая деревушка Березовка на Витебщине. В небольшом костеле молятся и католики, и православные. Местный священник Марек Пасют на входе в храм установил «знак единения» - кресты двух конфессий, соединенных в единое целое. На белорусской земле христиане веками живут в мире и согласии. Об этом в свое время размышлял и Скорина. Хотя ученые по сей день спорят, кем он был - православным, католиком или протестантом.
НЕ ХВАТАЕТ УМНОГО КИНО
- В фильме древняя история перекликается с современностью.
- Мы встретились с историком Владимиром Лиходедовым, который создал уникальный печатный станок. Он не один год обучался старопечатному мастерству в Германии, Польше, Швейцарии. Белорусский умелец собрал его из дерева без единого гвоздя по старинным чертежам и гравюрам. Приезжайте в сентябре на День Письменности в Полоцк, увидите станок, побудете в роли первопечатника, наш фильм оцените.
- Над сценарием работали долго?
- Да. Обращался к энциклопедиям, архивным документам, даже к художественной литературе. Лет тридцать назад на «Беларусьфильме» мы сделали ленту о первопечатнике - «Франциск, сын Скоринин». Она и сейчас хранится в архиве. Снимали на пленку. Режиссеру выделяли один «полезный» метр и три на запас. Он долго обдумывал каждый кадр. Сейчас все снимается в HD формате - ярко, красиво, но мне не хватает на экране той теплоты и мягкости изображения, которую давала пленка.
- Последнее время много говорят о нехватке профессиональных сценаристов...
- У нас много талантливых сценаристов, режиссеров. Иной вопрос, куда они направляют свои знания и умения... в сериалы? В нашем киноискусстве не хватает качественного художественного исторического кино на родном языке. А зрителям нужно умное кино.
Владимир Мороз родился в городке Косово на Брестчине в 1953 году. Закончил архитектурный факультет Белорусского политехнического института и Литературный институт имени Горького в Москве. Ведущий редактор студии «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм». Автор десятков поэтических сборников и сценариев документальных фильмов. Лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси.