САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Народная артистка РСФСР Алла Демидова: Предположить не могла, что Высоцкий станет легендой

В интервью «СВ» актриса рассказала, как правильно читать поэзию XX века, могут ли современные авторы, как «шестидесятники», собирать стадионы, и о том, что никогда не поймет коллег, предавших режиссера Юрия Любимова.

В «Поэме без героя» актриса играет Анну Ахматову, которая видит в магическом шаре лица покинувших ее друзей и близких. Фото: gogolcenter.com.


Осенью прошлого года блистательная актриса отметила юбилей. И неожиданно для всех дебютировала на экспериментальной сцене «Гоголь-центра» (бывшего Московского драматического театра имени Гоголя) - с моноспектаклем «Ахматова. Поэма без героя».

«ЧТО НАПИСАЛА, ТО НАПИСАЛА»


- Вы не впервые обращаетесь к поэме Анны Ахматовой.

- Много раз исполняла со сцены «Поэму без героя», но это было просто чтение стихов. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников был первым, кто поставил спектакль. Также в постановке звучат ахматовский «Реквием» и фрагменты из ее «Северных элегий».

- Не хотелось упростить, сделать более понятной современному зрителю?

- Пришла к выводу, что не нужно этого делать. Сама Ахматова в предисловии пишет: «Что написала, то написала. Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит. Ни изменять ее, ни объяснять не буду». Серебренников задачи вскрывать какие-то внутренние пласты тоже не ставил.

- Поэты-«шестидесятники» собирали многотысячные стадионы, как думаете, сейчас такое возможно?

- На мои поэтические вечера в московском Зале имени Чайковского приходят три тысячи человек. В Большом зале филармонии в Петербурге - пять тысяч. Всегда аншлаг. Причем эти концерты устраиваю чаще раза в месяц. И не я одна: Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и много-много других актеров. Значит, потребность в поэзии у общества есть. Да и молодых авторов сегодня предостаточно.

«В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ МЫ ВСЕ БЫЛИ ОДНОГОДКАМИ»


- Тридцать лет творческой жизни связаны у вас с легендарной «Таганкой». В чем особенность этого театра?

- Мы все были одногодками, поэтому не существовало иерархии возрастов и званий. Начинали вровень. Даже предположить не могла, что Высоцкий станет легендой. Наравне со всеми Володя играл в массовках и эпизодах. Всегда хорошо пел. Однажды после спектакля устроил нам настоящий концерт. Только тогда почувствовала, что он другой, не такой, как большинство.

Володя был неповторимым, особенно в последние годы. Обладал удивительной энергией. К сожалению, в полной мере оценила, что значил для меня Высоцкий-партнер, только когда его не стало.

- Почему актеры «Таганки» прохладно восприняли ваши с Высоцким режиссерские эксперименты?

- Никогда не знаешь, что ждет впереди. В конце 70-х пришло время камерных спектаклей - на одного-двух исполнителей, в которых можно исследовать человеческие отношения. Поскольку с Высоцким сложился сценический тандем, решили попробовать себя и в режиссуре.

Сначала была идея поставить композицию по письмам и дневникам Толстого и его жены Софьи Андреевны. Не сложилось.

Потом специально для нас Виталий Вульф перевел пьесу Теннесси Уильямса «Крик» - историю сложных взаимоотношений брата и сестры. И вот мы поставили первый акт, устроили прогон. Повесили в театре объявление: «В три часа приходите в зал». Не пришел никто, кроме художника спектакля Давида Боровского и его приятеля. Все подумали: «Ну, боже мой, сколько раз еще будут эти прогоны, зачем нам сейчас это смотреть?» Вскоре театр отправился на гастроли в Польшу, а через полтора месяца после возвращения Высоцкий умер...

«НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ»


- Легендарного создателя «Таганки» Юрия Любимова вы называете своим Учителем.

- Юрий Петрович - режиссер-новатор. Один из немногих в истории нашей сцены, кому удалось соединить условный театр с реализмом русской психологической школы. Критики писали, что театр на Таганке «ставил диагноз болезням общества», формировал мнение, воспитывал вкус зрителей.

Театр менялся вместе с Любимовым, и - да, для меня он всегда был Учителем. Если, например, с режиссером Теодоросом Терзопулосом могу общаться по-товарищески, то с Юрием Петровичем у нас были отношения родителя и ребенка. Когда в 1992 году произошел раздел театра и часть труппы ушла, у меня не было сомнений, на чью сторону встать. Никогда не смогу понять коллег, предавших своего Учителя.

- В этом году Любимову исполнилось бы сто лет. Будете участвовать в торжествах?

- К юбилею Юрия Петровича с режиссером Анатолием Васильевым ставим моноспектакль «Старик и море» по Хемингуэю. Но деталей раскрывать не буду. Увидите все сами - премьеру планируем на конец июля в Театре Вахтангова. 

- В Беларусь на гастроли не собираетесь?

- Часто зовут, но пока не позволяет график. Раньше приезжали в Минск со спектаклями, в перестроечное время - с поэтическим вечерами. Город запомнился чистотой и доброжелательными людьми. Чувствуется, что здесь думают о человеке.

За тем, что происходит в Беларуси, всегда слежу. И, что скрывать, было очень лестно на свой юбилей получить поздравление от президента Александра Лукашенко.

ФРАНЦУЗСКИЕ АКТРИСЫ МЕНЯ НЕ ПРИНЯЛИ


- Несколько громких проектов с вашим участием так и не состоялись. Почему, например, не увидел свет спектакль «Записки сумасшедшего» по Гоголю, который собирался ставить знаменитый американский сценограф Роберт Уилсон?

- Проект был интересный, но Боб работает сразу над десятью постановками. Не хотелось быть «одной из». Да и репетировать нужно было в его театральном центре под Нью-Йорком - честно сказать, испугалась, да потом еще заболела. Сейчас сожалею, что не случилось. Недавно читала интервью Боба, где его спросили и про меня. Ответил, что тоже часто вспоминает о нашем несостоявшемся проекте, но кто знает: может, все еще впереди.

 - Как возникла идея у француза Антуана Витеза поставить с вами «Федру» Расина в знаменитом «Комеди Франсез»?

- Витез на тот момент был директором этого театра. Однажды увидел цветаевскую «Федру» с моим участием в Театре на Таганке. Предложил сыграть в его версии античной трагедии - на русском языке. Хотя я все равно брала уроки французского: Антуан сам оплатил мне занятия в спецшколе для иностранцев.

В начале сезона решил представить меня труппе «Комеди Франсез». Пришли все актеры и - ни одной актрисы. Режиссер сразу все понял: «Они не дадут нам поставить спектакль - будем играть в театре «Одеон». Начали репетировать, но постановке так и не суждено было осуществиться. Витез скончался от сердечного приступа. До сих пор храню у себя макеты и эскизы костюмов.

Народная артистка РСФСР Алла Демидова: Предположить не могла, что Высоцкий станет легендой

Идею сыграть принца датского Высоцкому подала именно Алла Демидова. В роли королевы Гертруды в спектакле "Гамлет", 1971 год. Фото: Михаил Строков/ТАСС.

ДЛЯ ТАРКОВСКОГО МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО


- Всегда говорили, что в искусстве вас интересует сильная личность. Но в «Настройщике» Киры Муратовой сыграли смешную старушенцию.

- Мне сразу понравился сценарий - детективная история про разные поколения. Играть пожилую даму взялась, потому что она похожа на мою любимую чеховскую героиню - Раневскую в спектакле Анатолия Эфроса. Анна Сергеевна - из тех недотеп, которых вечно обманывают, очень обаятельная и трогательная.

- Вы успели поработать и с Андреем Тарковским - в «Зеркале» у вас небольшая роль подруги матери главного героя.

- С Андреем была хорошо знакома и до съемок. Для него маленьких ролей не существовало. Все фильмы автобиографичны. Правда, моя героиня внешне совсем не похожа на своего прототипа - подругу матери Тарковского. Андрей показывал фотографию: Лиза была высокой, статной, полной женщиной, с гладко зачесанными волосами. Я же худощава, не очень высока, с короткой модной стрижкой.

Моя речь-«скороговорка» во время проб показалась Тарковскому настолько убедительной, что портретное сходство большой роли уже не играло. Хотя помню, как дотошно режиссер искал костюм для моей героини: «Примерь эту кофточку, этот шарфик, посмотри эту камею».

Кстати, в одной из сцен мы говорим о Достоевском. А на дворе, по сюжету, тридцатые годы - времена, когда имя писателя было запрещено. За малейшее упоминание высылали далеко и надолго.

Однажды у нас с Андреем состоялся разговор о том, где бы хотели покоиться после смерти. Тарковский тогда сказал, что мечтает лежать один, на открытом месте, где-нибудь под Тарусой… Годы спустя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже искала его могилу. В руках была корзина с белыми цветами. Пока шла, оставляла по цветку на могилах Бунина, Добужинского, Бенуа, Сомова, Мережковского, Зайцева. И подумала, что Андрей лежит не в такой уж плохой компании.

ДОСЬЕ «СВ»

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Окончила экономический факультет МГУ, затем Щукинское училище. С 1964 года - в труппе Театра на Таганке, где проработала тридцать лет. Играла ведущие роли в постановках Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Романа Виктюка, Анатолия Васильева.

В кино дебютировала в 1957 году - второстепенной ролью в «Ленинградской симфонии» Захара Аграненко. Зрителям запомнилась благодаря картинам «Стюардесса» (Ольга Ивановна), «Служили два товарища» (комиссар), «Щит и меч» (Ангелика Бюхер), «Стакан воды» (Герцогиня Мальборо).

Народная артистка РСФСР.

Автор девяти книг.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  2. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  3. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  4. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  5. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  6. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  7. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  8. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  9. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  10. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  11. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами
  12. СМИ: Нападавшие на «Крокус Сити холл» террористы были под наркотиками
  13. С 1 апреля для сдачи экзамена на права потребуется СНИЛС
  14. ЦИК Беларуси зарегистрировал кандидатов в члены Совета Республики
  15. В России около 60% выпускников могут поступить в вузы на бюджетные места

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также