06 Февраля 2017 года / Текст:  Нина КАТАЕВА / К номеру: 5  (709)

Народный артист России Сергей Гармаш: Болтать - не сено косить

В интервью «СВ» актер рассказал, почему не обращает внимания на критику исторической драмы Алексея Учителя о царе Николае II и его личной жизни, для кого снимался блокбастер «Притяжение» и чем его поразил на съемках польский режиссер Анджей Вайда

Народный артист России Сергей Гармаш: Болтать - не сено косить

Фото: Владимир Веленгурин/ kpmedia.ru

Сергей Гармаш ворвался в кинематограф в 1984 году - ролью солдата Урина в фильме «Отряд». С тех пор снимается почти без перерыва. Последняя премьера с его участием - фантастическая драма Федора Бондарчука «Притяжение».

- Фильм «Притяжение» стал четвертой российской картиной в формате IMAX. Довольны результатом?

- Получилось очень яркое, зрелищное кино. Даже страшно смотреть! Правда, Федя Бондарчук снял картину не для старшего поколения, а для моего десятилетнего сына Вани и его ровесников. Режиссер посылает молодежи очень важный месседж: поднимите голову от экрана компьютера или смартфона, посмотрите по сторонам, остановитесь в бессмысленной гонке за пустотой.

- Недавно вы снялись еще в двух громких проектах: в роли провокатора Однорукого в «Дуэлянте» и императора Александра III в скандальной «Матильде». Чем запомнились съемки?

- «Дуэлянта» пока не видел, но очень понравилось работать с Алексеем Мизгиревым. Волевой, жесткий режиссер. С Учителем давно дружим, снимался в его картине «Край». Вначале с юмором отнесся к предложению сыграть царя, долго отпирался, но режиссер все-таки заставил прийти на пробы. И не пожалел: сценарий очень интересный.

- Фильм еще не вышел в прокат, но со всех сторон обрушилась критика. Как реагируете на обвинения в оскорблении чувств верующих?

- Как можно воспринимать критику людей, видевших только трейлер и уже написавших огромное количество жалоб в прокуратуру?! С ними мне говорить не о чем. Наш фильм не о каком-нибудь позорном факте из жизни Николая II, а о романе молодого человека с известной балериной Матильдой Кшесинской. Всех призываю сначала посмотреть «Матильду», а потом уже судить.

- Который год слышим споры о том, живо ли российское кино. Себя к какому лагерю относите?

- Ни к какому. Есть поговорка: «Болтать - не сено косить». Кинематографисты снимают фильмы и сериалы, целая армия зрителей их смотрит, на мировых фестивалях постоянно признают наши работы. Вспомните хотя бы «Фауста» Сокурова, «Левиафана» Звягинцева, «Рай» Кончаловского. Если сравнивать наш кинематограф с американским, безусловно, как индустрия мы отстаем, но в художественном отношении, наоборот, впереди.

Народный артист России Сергей Гармаш: Болтать - не сено косить
Кадр из фильма "Матильда". Скриншот

- Вы часто снимаетесь в Беларуси.

- Как-то подсчитал: на съемках провел в этой стране больше трех лет! Минск - это вся «Каменская», картины «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн»... Очень красивый город с совершенно не амбициозными людьми. На съемках всегда работаем с белорусскими костюмерами, администраторами, осветителями, гримерами - это мастера своего дела, ничуть не хуже коллег из России.

ДОСТОЕВСКИЙ В ДЖИНСАХ? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ!

- В кино у вас целая палитра сыгранных ролей, а театр что для вас значит?

- Признаюсь в любви к театру и кино в равной степени. Это два разных мира. Объединяют их разве что текст, грим и костюм. Того, что не хватает в кино, нахожу в театре. И наоборот. За счастье считаю возможность заниматься таким «двоеборьем».

- Есть роль, которую мечтали сыграть, но не случилось?

- Соленый из «Трех сестер» Чехова. Одна из самых потрясающих ролей русского репертуара. Трагическая, надломленная фигура. Вроде бы нет у него слабостей: независимый, жесткий, колкий, как еж. Но при виде Ирины становится безвольным. И в этом его трагедия.

- Как относитесь к современным постановкам по классике, например, к спектаклю «Князь» по роману Достоевского «Идиот», который шел в «Ленкоме»?

- Я в этом плане консерватор. Но меня не пугает, что завтра, играя «Идиота», актеры выйдут на сцену в спортивных костюмах или джинсах, с мобильными телефонами в руках. Пожалуйста, выходите, главное, чтобы осталась мысль, эмоция, страсть Достоевского. А пример с «Князем» неубедителен: это эксперимент, который не войдет в историю русского театра.

К тому же не вся классика движется в сторону таких спектаклей. Посмотрите «Позднюю любовь» по Островскому у нас в «Современнике». Художник, режиссер и актеры смотрят на историю через призму молодежного взгляда. Но к тексту пьесы все равно относятся с уважением.

ДОСЬЕ «СВ»

Сергей Гармаш родился в 1958 году в Херсоне. Окончил Днепропетровское театральное училище, затем Школу-студию МХАТ. С 1984 года играет в театре «Современник».В фильмографии более 150 картин. Обладатель четырех статуэток кинопремии «Ника» и трех наград кинопремии «Золотой Орел». За роль Маркеранца в фильме «Механическая сюита» (2001) награжден призом Постоянного комитета Союзного государства «Герой нашего времени» - «За экранное воплощение настоящего мужского характера».


О СЕМЬЕ


В первом классе сын цитировал Ролана Быкова

- Ваш брак с актрисой «Современника» Инной Тимофеевой в актерской среде считается одним из самых крепких. Поделитесь формулой семейного счастья?

- Надо читать классику - Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова. К народной мудрости, даже к анекдотам и случаям, о которых говорят по телевизору, стоит прислушиваться. Вся эта информация - подсказки, пользуясь которыми можно вывести свою личную формулу счастья.

- Как воспитываете сына?

- Не заставляю заниматься ни спортом, ни музыкой, ни рисованием. Единственное, за чем слежу: чтобы много читал и знал советские фильмы, на которых я вырос. В первом классе Ваня посмотрел «Два товарища» и потом долго пародировал героя Ролана Быкова: «Обои полетим…» Неделю назад вместе посмотрели две серии «Освобождения». Я предупредил: «Сынок, в этом фильме нет компьютерной графики, все танки и взрывы настоящие». Ваня был шокирован. Не отрываясь, следил за происходящим.

Народный артист России Сергей Гармаш: Болтать - не сено косить
Фото: Михаил ФРОЛОВ /kpmedia.ru

ВСТРЕЧИ С МАСТЕРОМ


На съемках «Катыни» Вайда… красил дверь

- Вы дважды работали с Анджеем Вайдой - сыграли Лебядкина в его постановке по «Бесам» и капитана Попова в фильме «Катынь». Что думаете об этом художнике?

- Вайда очень быстро перенес на сцену «Современника» этот массивный, многонаселенный роман Достоевского. Перед тем как приступить к репетициям, у нас было всего лишь две читки. Обычно«застольный» период растягивается на пару недель. Но режиссер, указав актерам, кто где сидит и что говорит, позволил самостоятельно работать над ролью. Не было никакой диктатуры.

Вайда всю жизнь мечтал снять картину о массовом расстреле «катынских офицеров», потому что в их числе был и его отец. Мало кто знает, что сценарий, по которому он снял фильм, был 98-м по счету - все другие режиссер отверг. Приносили в основном истории офицеров. И вдруг в руки попал сценарий, где о трагедии рассказывалось через судьбы людей, которые, как и он, потеряли родных.

На съемках «Катыни» Вайда объяснял нам, как играть сцену, и неожиданно спросил у оператора: «Слушай, тебе не кажется, что дверь слишком светлая?» Уже через пару минут, вооружившись кистью, сам перекрашивал дверь. Отходил, смотрел на свою работу издалека: «Вот так, наверное, будет лучше». Докрасив до половины, отложил кисточку и вернулся к режиссерскому столу. Уникальный человек, сохранивший чистую детскую душу, с потрясающим чувством юмора.

- Когда видели мастера последний раз?

- В 2010 году приезжал в Польшу, за ужином Вайда сказал: «Хочу, чтобы мы еще раз поработали вместе». Этому не суждено было сбыться...

Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Ирина Мазуркевич: Любовь появляется в одну секунду - и тогда ничего уже от тебя не зависит

Обычно 20 августа актриса всегда старается проводить в Минске. Двойной день рождения - и ее, и мамин. Но в этом году пришлось сделать исключение - поехать в Нижний Новгород с Юрием Грымовым, чтобы представить новый фильм «Три сестры» по Чехову

Культура

Оркестры маршируют на десятку!

Всего две недели остается до старта юбилейного фестиваля «Спасская башня»

Культура

Прощай, Вера!

16 августа на 62-м году жизни скончалась народная артистка России Вера Глаголева

Культура

Актриса Мария Кулик: Пыталась сорвать маску с Кирилла Серебренникова

Изюминкой московского театрального сезона этого года стали постановки нового типа - иммерсивные шоу. В одном из них блистает актриса из Минска. Она рассказала «СВ», через что ей пришлось пройти, чтобы попасть в проект, после какой сцены из спектакля с ней не разговаривал муж и из чего сделаны белорусские бабки.

Культура

Мотылять - весело гулять!

Корреспондент «СВ» побывала на самом вкусном фестивале Беларуси

Культура

Ковер превращается… в дыван, а потолок - в столь

Где в Москве купить книги белорусских писателей?

Читайте также

Политика

В условиях, близких к боевым

До самых масштабных российско-белорусских военных маневров «Запад-2017» осталось меньше месяца. Подготовка на завершающей стадии

Экономика: интеграция

Элитные буренки с пропиской в Минске

Совместные селек-ционно-генетические центры помогут развитию сельского хозяйства

Общество

Фотографировали и улыбались: как минчане открыли памятник Владимиру Мулявину

17 августа в белорусской столице прошла торжественная церемония открытия памятника лидеру "Песняров"

Туризм

Пять причин поехать в Славгород

До мая 1945 года Славгород назывался весьма неблагозвучно - Пропойск. Решение о переименовании принял чуть ли не лично Сталин. Старое имя показалось ему неподходящим для списка городов, в честь которых давали салют Победы в Москве

Союзное государство

Каникулы начинаются с парада

11 августа в «Орленке» торжественно открылась военно-патриотическая смена Союзного государства

Трибуна депутата

Алла Бодак: Союзному государству нужна правовая «дорожная карта»

О трудностях и подводных камнях на пути сближения национальных законодательств рассказала заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту



Спорт

Как бег украл возраст у «бешеного марафонца»

Андрей Чирков - человек уникальный. Культовая личность в легкоатлетической «тусовке». Его 78 лет по паспорту кажется какой-то глупой шуткой, когда узнаешь его марафонскую историю. Свой суммарный пробег он меряет… экваторами. Уже счет перевалил за 110 тысяч километров

Общество

Фотографировали и улыбались: как минчане открыли памятник Владимиру Мулявину

17 августа в белорусской столице прошла торжественная церемония открытия памятника лидеру "Песняров"

Общество

Министр ЕЭК Валерий Корешков: Очистим рынок - снизим цены

Чтобы начать продажу лекарства в своей стране, нужно пройти множество сложных процедур. А чтобы продавать его потом у соседа, придется пройти их еще раз. С запуском единого фармрынка ЕАЭС препоны будут удалены

Общество

Николая Лукашенко сфотографировали в плацкартном вагоне по дороге в Шклов

Сын президента Беларуси возвращался с экскурсии по Могилеву

Культура

Ирина Мазуркевич: Любовь появляется в одну секунду - и тогда ничего уже от тебя не зависит

Обычно 20 августа актриса всегда старается проводить в Минске. Двойной день рождения - и ее, и мамин. Но в этом году пришлось сделать исключение - поехать в Нижний Новгород с Юрием Грымовым, чтобы представить новый фильм «Три сестры» по Чехову

Взгляд из Минска

Бюджетное место пусто не бывает

В наших странах подводят итоги приемной кампании.  Около восемнадцати тысяч белорусов приедут учиться в российские вузы, две тысячи россиян - в белорусские

Культура

Оркестры маршируют на десятку!

Всего две недели остается до старта юбилейного фестиваля «Спасская башня»

Общество

Торговля с «колес»

Фармкомпании России и Беларуси начали работать по единым правилам Евразийского союза. Станут ли препараты доступнее?

Трибуна депутата

Алла Бодак: Союзному государству нужна правовая «дорожная карта»

О трудностях и подводных камнях на пути сближения национальных законодательств рассказала заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту

Взгляд из Москвы

«Олимпийский» резерв

Особенность этого года - высокие средние баллы ЕГЭ у поступающих и приоритет для спортсменов и победителей олимпиад